СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка»

Технологическая карта урока

Тема: Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (2)

Класс: 5

Цель: создание условий для формирования представления о понятии музыкальный образ и его виды

Задачи:

Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, ввести понятия музыкальных образов с примерами, познакомить с элементами музыкального языка;

Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений;

Воспитательная: формирование интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам соседних государств.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

Предметные: сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению ;

Метапредметные:

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать;

Познавательные: сформировать знание понятия «музыкальный образ».

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивационный

– Здравствуйте! Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина!

- Приветствуют учителя.

Личностные, коммуникативные.

2. Актуализация знаний (выявление затруднений).

- Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить книгу круглой - она традиционно прямоугольная.

-Теперь представим человека. Кто- то представил соседа, друга, маму. И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое-то действие.

- То, что происходит в воображении, многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины - что более понятно, потому, что это визуально, композиторы - в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить.

- О чём идёт речь?

- Совершенно верно, а на уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах и их разновидностях, а также разберем элементы музыкального языка.

- Слушают учителя.











- Об образах.

Познавательные, коммуникативные.

3. Целеполагание.

- Какую цель мы поставим с вами на уроке?

- Узнать, что такое музыкальный образ, какие виды бывают.

Познавательные, коммуникативные.

3. Первичное усвоение новых знаний.








































Физкультминутка.

-Что же такое музыкальный образ?


- Музыкальный образ - это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка.

- Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация - главное свойство музыки.

- Музыка делится на два вида. Она может быть вокальной и инструментальной.

-Что значит вокальная музыка, инструментальная музыка?





-В какой музыке легче определить музыкальный образ?

-Почему?

-Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь».

-Как вы понимаете слова композитора?



- В школе, на уроках литературы, вы знакомитесь с различными видами художественной литературы. Назовите эти виды.

-А может ли музыка воплощать такие образы?

-Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, драматические. Как вы можете описать каждый из них?

-Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе, к человеку.

-Эпические образы - это грустные воспоминания, разочарования .

-Драматические образы - это образ, где присутствует трагедия, драма .

Сравним музыку и живопись. Художник, например, может изобразить человека, который смеется или плачет, на разных картинах, однако на одной развитие чувства от печали до радости передать невозможно. Музыка же может воспроизвести движение от быстрого к медленному и наоборот, от спокойного до взволнованного; может передать переход от тишины к шуму, ощущение отдаления и приближения

Прослушайте примеры музыкальных образов.



- А теперь немного разомнёмся.



Приемы развития музыки.

Прослушайте это произведение еще раз и попробуйте распознать интонации марша, в котором повторяется одна и та же мелодия, однако характер ее меняется благодаря использованию композитором разнообразных приемов развития музыки:

- динамический прием (изменение звучности);

- жанровый прием (от вкрадчивой поступи до фантастического танца);

- темповый прием (от медленного к ускоренно-стремительного);

- тембровый прием (от низкого, густого тембра высокий, пронзительно-напряженного);

- интонационно-мелодический прием (изменение характера темы от настороженного до взволнованного).

Слушание и анализ музыки. Пьеса Е. Грига

Послушайте его и попробуйте в воображении нарисовать то, что композитор хотел передать звуками.

Что вы представили, слушая эту музыку?

Какая она, музыка?

В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ?




Какие приемы использовал композитор?


Теперь послушайте еще одну композицию.

Что вы представили, слушая эту музыку?

Какая она, музыка?

В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ?

Какие приемы использовал?

Это произведение Эдварда Грига. Называется «Утро». Как вы думаете, почему? Как композитор описывает утро? Как оно начинается? С чего? А где можно услышать восход солнца?

Повторное прослушивание с видеообразом.

Теперь послушайте еще одну композицию.

Как можно ее назвать? Почему?





Это произведение Эдварда Грига. Называется «Танец Анитры». Представьте, как танцует Анитра? Как произведение начинается? С чего? Как происходит развитие? Какая становится музыка по характеру?

Повторное прослушивание с видеообразом.











- Высказывают свои предположения.







-Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

-Вокальной.

-Потому что есть слова.




- Музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни.

-Эпические, лирические и драматические.

-Да.

- Высказывают предположения.













Слушают



- Встают, выполняют физкультминутку.















Слушают, распознают












Динамический, жанровый, темповый, интонационно-мелодический



Предположения

Светлая, протяжная, потом стремительная, яркая, живая.

Перечисляют, доказывают.

Слышно, как просыпается природа, начинается с перепева птиц, мягко, лениво, сонно.



- Сначала в характере вальса, грациозная мелодия первых скрипок поддержана суховатыми аккордами остальных инструментов.

Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.

Танец Анитры — музыкальный портрет. Музыка показывает не только дикую восточную красоту и изящество Анитры, но и её характер — весёлый, шаловливый и непостоянный.


Познавательные, коммуникативные, личностные.








































Личностные

4. Первичное закрепление новых знаний.

Что же такое музыкальный образ?

Какие виды муз. образов вы запомнили?

Какие приемы развития музыкального произведения вы запомнили?

- Отвечают.

Познавательные, коммуникативные.

5. Рефлексия.

-С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?

-Какими бывают музыкальные образы?

- с какими приемами вы познакомились?

- произведения каких композиторов мы сегодня слушали, анализировали?

- Как назывались эти произведения?

Отвечают

Личностные, Познавательные.

Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________ Дата __