2. Актуализация знаний (выявление затруднений). | - Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить книгу круглой - она традиционно прямоугольная. -Теперь представим человека. Кто- то представил соседа, друга, маму. И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое-то действие. - То, что происходит в воображении, многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины - что более понятно, потому, что это визуально, композиторы - в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить. - О чём идёт речь? - Совершенно верно, а на уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах и их разновидностях, а также разберем элементы музыкального языка. | - Слушают учителя. - Об образах. | Познавательные, коммуникативные. |
3. Первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка. | -Что же такое музыкальный образ? - Музыкальный образ - это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка. - Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация - главное свойство музыки. - Музыка делится на два вида. Она может быть вокальной и инструментальной. -Что значит вокальная музыка, инструментальная музыка? -В какой музыке легче определить музыкальный образ? -Почему? -Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь». -Как вы понимаете слова композитора? - В школе, на уроках литературы, вы знакомитесь с различными видами художественной литературы. Назовите эти виды. -А может ли музыка воплощать такие образы? -Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, драматические. Как вы можете описать каждый из них? -Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе, к человеку. -Эпические образы - это грустные воспоминания, разочарования . -Драматические образы - это образ, где присутствует трагедия, драма . Сравним музыку и живопись. Художник, например, может изобразить человека, который смеется или плачет, на разных картинах, однако на одной развитие чувства от печали до радости передать невозможно. Музыка же может воспроизвести движение от быстрого к медленному и наоборот, от спокойного до взволнованного; может передать переход от тишины к шуму, ощущение отдаления и приближения Прослушайте примеры музыкальных образов. - А теперь немного разомнёмся. Приемы развития музыки. Прослушайте это произведение еще раз и попробуйте распознать интонации марша, в котором повторяется одна и та же мелодия, однако характер ее меняется благодаря использованию композитором разнообразных приемов развития музыки: - динамический прием (изменение звучности); - жанровый прием (от вкрадчивой поступи до фантастического танца); - темповый прием (от медленного к ускоренно-стремительного); - тембровый прием (от низкого, густого тембра высокий, пронзительно-напряженного); - интонационно-мелодический прием (изменение характера темы от настороженного до взволнованного). Слушание и анализ музыки. Пьеса Е. Грига Послушайте его и попробуйте в воображении нарисовать то, что композитор хотел передать звуками. Что вы представили, слушая эту музыку? Какая она, музыка? В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ? Какие приемы использовал композитор? Теперь послушайте еще одну композицию. Что вы представили, слушая эту музыку? Какая она, музыка? В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ? Какие приемы использовал? Это произведение Эдварда Грига. Называется «Утро». Как вы думаете, почему? Как композитор описывает утро? Как оно начинается? С чего? А где можно услышать восход солнца? Повторное прослушивание с видеообразом. Теперь послушайте еще одну композицию. Как можно ее назвать? Почему? Это произведение Эдварда Грига. Называется «Танец Анитры». Представьте, как танцует Анитра? Как произведение начинается? С чего? Как происходит развитие? Какая становится музыка по характеру? Повторное прослушивание с видеообразом. | - Высказывают свои предположения. -Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты. -Вокальной. -Потому что есть слова. - Музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни. -Эпические, лирические и драматические. -Да. - Высказывают предположения. Слушают - Встают, выполняют физкультминутку. Слушают, распознают Динамический, жанровый, темповый, интонационно-мелодический Предположения Светлая, протяжная, потом стремительная, яркая, живая. Перечисляют, доказывают. Слышно, как просыпается природа, начинается с перепева птиц, мягко, лениво, сонно. - Сначала в характере вальса, грациозная мелодия первых скрипок поддержана суховатыми аккордами остальных инструментов. Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы. Танец Анитры — музыкальный портрет. Музыка показывает не только дикую восточную красоту и изящество Анитры, но и её характер — весёлый, шаловливый и непостоянный. | Познавательные, коммуникативные, личностные. Личностные |