СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлороводород. Соляная кислота.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с использованием технологии критического мышления для учащихся 9 классов.

Цель  урока: изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно- полярным типом связи,  

- умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Познавательные.

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

 Регулятивные.

 - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные.

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Функциональная грамотность: применение хлороводорода и соляной кислоты, умение выполнять работу по инструкции, креативный подход к решению поставленных задач

Оборудование и реактивы: Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, оборудование и реактивы для химического  эксперимента (по списку)

Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы, химического эксперимента и самостоятельной работы учащихся).

 

Просмотр содержимого документа
«Хлороводород. Соляная кислота.»

Технологическая карта урока по химии для 9 класса по теме

«Хлороводород.  Соляная кислота.»

Цель урока: изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно- полярным типом связи,  

- умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Познавательные.

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные.

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные.

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Функциональная грамотность: применение хлороводорода и соляной кислоты, умение выполнять работу по инструкции, креативный подход к решению поставленных задач

Оборудование и реактивы: Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, оборудование и реактивы для химического эксперимента (по списку)

Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы, химического эксперимента и самостоятельной работы учащихся).



План урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности

4. Целеполагание и планирование совместной с учениками деятельности

5. Изучение нового материала.

7. Рефлексия, обратная связь и коррекция

8. Инструктаж о домашнем задании, инструкция к его выполнению

9. Подведение итогов урока, оценивание


Ход урока


Этапы



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1 этап. Организационный момент







2 этап. Актуализация опорных знаний


Добрый день, садитесь, пожалуйста. Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная с вами работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество, улыбнемся друг другу и начнем урок.





- Расскажите о физических свойствах хлора (хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).

- Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду? (фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).

- Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).

- С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).

- Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции ( Cl2 + H2O = HCl + HClO. Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).

Слушают учителя










Ответы учащихся











Фронтальный опрос

3 Мотивация учебной деятельности


Проанализируйте текст, определите вещества ,которые и будут предметом изучения сегодня на уроке.

«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита (MnO2) с муриевой кислотой».

Дополню:

водный раствор «муриевая кислота» - соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:

4HCl + MnO2 = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;

  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;

  • Соляная кислота — может полностью испарится;

  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии.


Ответы учащихся- Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород,


4. Целеполагание и планирование совместной с учениками деятельности

Учитель записывает тему урока на доске, учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока. Давайте составим план изучения темы.

Учитель записывает план на доске:

  1. Формула вещества

  2. Получение

  3. Свойства физические и химические

  4. Применение


Работа в тетради


Ответы детей


  1. Изучение новой темы


Ситуативное задание




  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху








Индивидуальная работа


Назовите области применения Хлороворода


Зпишите способы получения хлороводорода в промышленности и в лаборатории


В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.

Cl 2+ H 2= 2 HCl.

В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.

2NaCl + H 2 SO 4= Na2SO4+HCL↑.


Используя знания о химической связи HCL скажите, растворим ли хлороводорд в воде? Что при этом образуется? (Кислота)


А теперь получим хлороводород. Прежде чем приступить к проведению эксперимента всполмним правила ТБ при работе с кислотами, спиртовкой


 Получение HCL и изучение его свойств

Выполняемые операции
(что делали)

Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ

Наблюдения.
Условия
проведения реакций. Уравнения реакций

Объяснения наблюдений.
Выводы

1. Получение соляной кислоты



В пробирке с водой наблюдаем выделение газа


2NaCl + H 2 SO 4= Na2SO4+HCL↑.

Получили НCL

Доказательство получения соляной кислоты


В побирку добавим бесцветный ф/ф, раствор окрасился в малиновый цвет

Растворенный в воде хлороводород обладает кислотными свойствами. Получили соляную кислоту

Исследование свойств соляной кислоты


  1. С Ме







  1. сМехOy



  1. c Mex(OH)y







  1. c солями


НСl-жидкость, без цвета, с резким запахом

Zn+HCL=ZnCl2+H2, при внесении горящей спички хлопок


CuO+HCL=CuCl2+H2O



CuSO4+KOH=Cu(OH)2↓+K2SO4

Cu(OH)2+HCL=CuCL2+H2O





CaCO3+HCL=CaCL2+CO2↑+H2O







Выделение H2↑






CuCl2голубой



Cu(OH)2↓голубой осадок

Осадок растворился, образ. CuCl2голубой

Выделяется CO2. Спичка гаснет

качественная реакция на хлориды



HCl + AgNO3 =HNO3+AgCL↓


NaCl + AgNO3 = NaNO3+AgCL↓

AgCL↓ белый осадок





Работа с учебником. Записывают


















Дети перечисляют правила ТБ





Выполняют химический эксперимент

Индивидуальная работа

















Работа в парах

6. Закрепление новой темы (5 мин)

Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Индивидуальная работа

7..Рефлексивная деятельность (1-2 мин)

Самоанализ и самооценка ученика




Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………



8. Домашнее задание (1 мин)



§14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

― Творческое задание:

Подготовить сообщение или презентацию «Применение соляной кислоты и её солей»



9. Подведение итогов урока, оценивание

















Рабочий лист


Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху













Назовите области применения Хлороворода








Зпишите способы получения хлороводорода в промышленности и в лаборатории


В промышленности хлороводород




В лаборатории получают







Получение HCL и изучение его свойств

Выполняемые операции
(что делали)

Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ

Наблюдения.
Условия
проведения реакций. Уравнения реакций

Объяснения наблюдений.
Выводы

1. Получение соляной кислоты



В пробирке с водой наблюдаем …………………….…………………….


Запишите уравнение реакции


Доказательство получения соляной кислоты


В побирку добавим бесцветный ф/ф, раствор ………………………………


Исследование свойств соляной кислоты






  1. С Ме







  1. сМехOy



  1. c Mex(OH)y







  1. c солями

HCL.Zn

НСl-……………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Zn+HCL=………………………………., при внесении горящей спички ……….







CuO+HCL=……………………………..



CuSO4+KOH=…………………………..

Cu(OH)2+HCL=…………………………





CaCO3+HCL=…………………………..

при внесении горящей спички ……….






Выделение газа………….

















Выделяется газ…….

качественная реакция на хлориды



HCl + AgNO3 =…………………………


NaCl + AgNO3 ………………………….

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!