Тема: Хлороводород. Соляная кислота
Цель:
обучающая: обобщить знания о классификации и химических свойствах
кислот; познакомить учащихся с лабораторным способом по-
лучения хлороводорода (соляной кислоты), знакомство с
общими химическими свойствами кислот и изучение индивидуальных свойств соляной кислоты, области её применения;
развивающая: развивать логическое мышление, навыки сравнения и обоб-
щения;
воспитательная: формировать навыки самоанализа и объективного оценива-
ния, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование и реактивы: ПК, презентация
Тип урока: комбинированный.
I.1Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач урока.
2. Фронтальный опрос.
1) Какие вещества относятся к кислотам?
2) Как классифицируются кислоты, по каким признакам?
3) Какие вещества мы называем индикаторами? Какие индикаторы вам
известны? Как они изменяются в растворах кислот?
4) Какие еще химические свойства кислот вам известны?
II.Изучение нового материала.
Ребята, из всех известных нам бескислородных кислот соляная или хлороводородная имеет наибольшее значение.
1.Физические свойства. (ЦОР «Строение и физические свойства хлороводорода»)
HCl – бесцветный газ с резким запахом, немного тяжелее воздуха (Mr(HCl)=36,5). (Вопрос классу. А какая относительная молекулярная масса воздуха?) Очень хорошо растворяется в воде, с образованием раствора соляной кислоты.
2. Получение. (ЦОР «Получение и химические свойства хлороводорода»)
В лабораторных условиях хлороводород можно получить из NaClкр. и Н2SO4конц.
а) При слабом нагревании (150о С):
NaClкр. + Н2SO4конц.= NaHSO4 + HCl↑
натрия хлороводород
гидросульфат
б) При сильном нагревании (550о С):
NaClкр. + Н2SO4конц.= Na2SO4 + HCl↑
натрия хлороводород
сульфат
3. Химические свойства.
Хлоридная кислота имеет высокую химическую активность. Она проявляет общие свойства, характерные для всех кислот.
Какие же это свойства? Как вы думаете?
(Изменяет окраску индикаторов.)
1.Действие кислот на индикаторы
Действительно, вы видите, что если добавить к раствору хлоридной кислоты лакмус, то он приобретает красный цвет, метиловый оранжевый – розовый цвет, а фенолфталеин не изменяет окраску.
2. Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с основными оксидами.
Al 2O3 + 6HCl = 2 AlCl3 + 3H2O - реакция обмена
Na2О + 2HCl = 2NaCl + H2О - реакции обмена
MgО + 2HCl = MgCl2 + H2О - реакции обмена
В отличие от хлоридной кислоты, хлороводород при обычных условиях не реагирует ни с металлами, ни с их оксидами. Поэтому его хранят в стальных баллонах под давлением.
4. Взаимодействие с основаниями.
NaОН + HCl = NaCl + H2О - реакция нейтрализации
Mg(ОН)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2О - реакция нейтрализации
Al(ОН)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2О - реакция нейтрализации
5. Взаимодействие с солями, образованных более слабыми кислотами.
Na2СО3 + 2HCl = 2NaCl + H2СО3
4. Применение.
Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.112)
III. Закрепление. (ЦОР «Тест хлороводород»)
-
Что такое хлороводород и как его можно получить?
-
Как доказать: а) что выданный вам раствор – кислота;
б) что эта кислота – хлоридная?
-
Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Mg MgO MgCl2
IV. Подведение итогов.
V. Задание на дом: учить §10, повторить §§8, 9.
упр.2 (1ур.), 3(2ур.), 4(3 ур.), 5,6 (4уровень) стр.66.