Ход урока.
1.Организационный момент.
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю нам удачи!
За работу - в добрый час!»
Садитесь.
Начинаем мы опять
Складывать и вычитать.
Будем столбиком считать,
Новый случай узнавать.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Африку на корабле “Узнавайка”.
Картинка “Кораблик”(слайд 1.)
2.Устный счет.
Для того чтобы попасть нам на корабль необходимо купить билет.
1) 1 билет на корабль стоит 12 рублей. Дайте характеристику этого числа. А скажите мне пожалуйста сколько будет стоить два билета на наш корабль (24 р.)
2)Номера кают на корабле зашифрованы.
6дес. 2 ед. (62)
4дес. 0 ед. (40)
2 ед. (2)
6 ед. 1дес. (16)
Назовите, какое это число?
Почему 16, а не 61?
3) Температура воздуха в Африке поднимается до 40 градусов и выше. Посчитайте от 40 до 100 десятками.
4) Выразить
2 дм 5 см = … см
100 мм = … дм
5 см 4 мм = … мм
( слайд 2.)
Актуализация знаний. Ну что вот и заняли мы с вами свои каюты в добрый путь.
И прибыли мы с вами на первый остров под названием «Вычисляйка» (слайд 3)
На острове вычисляй-ка есть сокровища и чтобы нам с вами их получить надо найти код для каждого сундучка.
Давайте попробуем с вами вычислить устно с объяснением у доски
данные примеры, записывая их столбиком. Работаем в течение 4мин.
Проверку осуществляют фронтально, отвечая с места, а учитель подставляет ответы на доске (для ребят, у которых проблема с восприятием на слух)
46-24=22 57-17=40 85-11=74
63+11=74 20+54=74 64-30=34
На какие две группы можно разделить данные выражения? (со знаком+ - и с ответом ).Ой посмотрите к нам в гости пришла маленькая обезьянка и принесла нам пример который не может сама решить давайте поможем. 52-24=
Какие затруднения вызвал и у вас это пример? (вычитаем с переходом через десяток).
Умеем ли мы выполнять такие вычисления столбиком? (нет)
Попробуйте сформулировать тему урока (вычитание из двузначного числа двузначного числа с переходом через десяток)
Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (вычитать столбиком из двузначного числа двузначное с переходом через десяток).
Минутка чистописания. Молодцы какие , а тем временем мы с вами оказались на острове « Чистописания». Ребята давайте как настоящие путешественники запишем все наши наблюдения в специальные дневники в нашем случае это ваши тетради. Откроем и запишем число 30 января. Классная работа.
А назовите мне число предшествующее числу 30 , а следующее за ним. Давайте пропишем с вами в тетрадочке по одной строчке эти числа 29 ,31.
И вот пока вы писали мы с вами оказались на следующем острове «Считай-ка» (слайд 4)
5.Работа по теме урока.
Какое выражение нам сегодня принесла обезьянка? (52-24)
Что общего у выражений 34-26 и 52-24 (одинаковый способ действия - вычитание из двузначного числа двузначного числа с переходом через десяток)
Что необходимо знать для решения таких примеров? (состав чисел, разряды чисел).
А теперь я предлагаю вам познакомиться с алгоритмом решения данного выражения в столбик.
(на доске записано выражение 52-24 в столбик).
Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.
Вычитаю единицы. Из 2 вычесть 4 нельзя. Занимаю 1 десяток, ставлю точку. 10 да еще 2 получается 12. 12-4=8. 8 записываю под единицами.
Вычитаю десятки. Из 5 десятков осталось 4 (заняли 1 дес.). 4-2=2. Записываю под десятками.
Читаю ответ. Разность равна 28
Всем ли понятно, как выполнять вычисление? (да)
А что нам поможет в этом? (алгоритм)
А давайте сейчас попробуем решить подобные выражения. Кто сможет на доске выполнить вычисление с объяснением, пользуясь алгоритмом (один ребенок выходит к доске, остальные задание выполняют в тетради.)
6.Физкультминутка.
Ну устали пока мы вычисляли наш корабль пришвартовался к следующему острову под названием « Отдыхай-ка» (слайд 5)
Если долго по тропинке прыгать бегать и скакать
То наверно, то возможно, можно в Африку попасть
В Африке горы вот такой вышины,
В Африке реки вот такой ширины.
Крокодилы, бегемоты,
Обезьяны, кашалоты,
И зеленый попугай.
7.Самостоятельная работа.
А теперь вам самостоятельно предстоит попробовать свои силы. Перед вами карточки с заданием. Карточки эти с секретом, и тот, кто правильно решит все примеры, увидит секрет! Решите примеры в тетради (дети самостоятельно выполняют задание).
86-37=49 65-16=49
78-29=49 97-48=49
Разверните листочки. Сверьте свое решение с ключом, расположенном на нем.
Кто выполнил все задания правильно – поставьте себе на листочке «5»
Кто допустил одну ошибку – поставьте себе «4»
Встаньте те, кто выполнил задание на «5»
Встаньте те, кто выполнил задание на «4»
Встаньте те, кто затруднился выполнить задание на оценку «4» или «5».
Ребята, а какой секрет вы узнали? (все ответы одинаковые)
(На всякий случай: В чем было затруднение?)
Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)
Какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (умение вычитать из числа число с переходом через десяток, умение работать с алгоритмом).
Молодцы.
А как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания? (ответы детей)
8.Закрепление полученных знаний.
Я вам открою небольшой секрет: полученные знания могут нам пригодиться и при решении задач, и при решении уравнений. И сейчас мы с вами вместе попробуем решить задачу, пользуясь нашими навыками.
И мы уже с вами на следующем острове «Закрепляй-ка» ( слайд 6)
Решаем по учебнику.
Кто попробует решить задачу? (выходит к доске один ученик)
Что необходимо выполнить для начала? (краткую запись)
(ребенок выполняет краткую запись на доске, дети в тетради)
А сейчас воспользуемся алгоритмом и решим задачу действием в столбик ( )
Удобно было решать задачу данным способом?
Чем мы воспользовались при решении задачи? (алгоритмом)
9.Подведение итогов работы.
Ну а теперь давайте подведем итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
За что бы вы похвалили себя?
С каким настроением вы заканчиваете урок? (показывают руками)
10.Домашнее задание.
с.29, №4, выучить алгоритм.
Вам необходимо применить ваши умения при решении примеров в столбик.
11.Рефлексия.
Ребята, какая цель стола пред нами в начале урока (научиться вычитать столбиком из двузначного числа двузначное с переходом через десяток).
Достигли ли мы цели урока?
( слайд 7 спасибо за внимание )