СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хорошие дела как путь к добру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование духовности младшего школьника на уроках гражданственности Донбасса.

Просмотр содержимого документа
«Хорошие дела как путь к добру»

Тема. Хорошие дела как путь к добру

Цель:

- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,

- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. 

Задачи: 
          - формировать у учащихся этические представления, знания о добре. 
          - развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 
          - способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. 
           - воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни. 


Оборудование:

Раздаточный материал: притча (видео), шаблоны цветов. Наглядные пособия: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка» плакат – тема урока, изображение дома, кирпичики с положительными и отрицательными чертами, облачка с хорошими и плохими делами, солнышко, лучики со словами-антонимами с обеих сторон, изображение дерева, листики зелёные и оранжевые.


1.Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Пусть этот день начнётся с доброты

Пусть этот день начнётся с доброты
И с чьей-то удивительной улыбки
Кому-то кто-то принесет цветы
Или пришлет записку на открытке.
Пусть этот день начнётся с теплых глаз
И, расцветая радостью на сердце,
Пусть кто-то улыбнется вам сейчас,
Улыбкой помогая вам согреться.
Стрельченко Сергей
Источник: https://irinazaytseva.ru/stixi-o-dobrote.html

  • Вы послушали стихотворение. О чём оно? (о добре, о друзьях...)

  • Какие строки прозвучали несколько раз, на какие слова вы обратили внимание?

(Пусть этот день начнется с доброты.)

  • Что такое доброта? Попробуем в этом разобраться.


2. Обсуждение темы урока.

Источником добра в человеке является Бог. Через добрых людей Бог меняет мир к лучшему. Добро всегда побеждает. Характерным признаком культуры Донбасса является восприятие окружающего мира сквозь призму человеческой души, которой присущи христианские добродетели: добро, милосердие, забота, рассудительность, дружелюбность, приветливость. Именно в этом сила и богатство для гражданина своего государства, своей родной земли, перенимая которые с детства, человек становится сильнее духом для добрых дел.

Каждый из нас мечтает изменить жизнь к лучшему и в фантазиях видит свою Стану грёз, дома, наполненные счастливыми людьми. Вы – это будущее нашего государства, и, именно вы обязательно сделаете его процветающим и счастливым.

  • А каким должен быть человек, чтобы эта мечта осуществилась?

(Добрым, заботливым, внимательным, храбрым, трудолюбивым, дружелюбным...)

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о хороших делах, а хорошие дела – это путь к добру.

Сейчас я предлагаю вам немного приблизиться к своей мечте и начать кирпичик за кирпичиком строить наше счастливое государство. Для начала это будет небольшой домик, но очень прочный и надежный, потому что построим мы его из волшебных кирпичиков.


(Кирпичики: добро, понимание, взаимопомощь, терпение, мудрость, уважение, находчивость, здоровье, уют, дружба, хорошее настроение, забота, улыбка, внимание, счастье, любовь, отзывчивость, трудолюбие, теплота, ласка, радость.)

(Дополнительные кирпичики: жадность, грубость, злость, жестокость, слёзы)

  • Посмотрите на кирпичики и выберите те, из которых будет состоять наш дом мечты.

  • Какой прекрасный дом у вас получился.

  • Скажите, ребята, построив такой дом, мы совершили доброе дело?

  • Совершая хорошие дела, помогая другим, человек творит добро, к которому его призывает Господь. Таким образом, он сотрудничает с Богом, который является источником добра, милосердия и опеки всего мира.

  • Послушайте стихотворение игумена Романа.

Как дом, так сердце каждодневно 
Необходимо выметать. 
Оберегать от всякой скверны, 
Не помнить зла, не оскорблять. 
Любить без выгод и расчетов, 
Соблазна ближним не давать, 
Быть терпеливым к недочетам, 
Великодушно все прощать. 
Дружить с добром, 
Душой болеть – ведь это значит 
Себя для ближних не жалеть.


  • Чему учат строки этого стихотворения?

(Оберегать себя, своё сердце от зла, быть терпеливым, уметь прощать, дружить с добром.)

  • Как человек оберегает свой дом от мусора и зла, так и себя нужно оградить от плохих поступков.


3. Работа по теме урока.

а)Работа с Детской Библией. Беседа, обсуждение.

– Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Притча о Милосердном Самарянине (видео). 

Самаряне — народ, который возник на территории Северного, или Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев.

(Притча рассказана Христом в ответ на вопрос одного иудейского законника “кто мой ближний?” Законник знал ветхозаветную заповедь, повелевавшую любить ближних. Но поскольку он эту заповедь не исполнял, то хотел оправдаться тем, что он, дескать, не знал, кого следует считать ближним. Господь в ответ рассказал притчу, показав на примере милосердного самарянина, что не о том надо заботиться, чтобы уметь отличать своих от чужих, но о том, чтобы заставить себя быть ближним для тех, кто нуждается в помощи.)

  • В чем, по-вашему, смысл этой притчи? О чём она?

  • Кто из людей поступил правильно? Почему вы так считаете?

  • Как можно назвать этого человека? Какими качествами он обладает?

  • Как можно назвать его поступок?

  • Кто подает вам пример добра? Хотели бы вы быть похожи на этого человека?

  • Что означает слово «Благотворительность»? Вы слышали такое слово?

Слово «Благотворительность» состоит из слов «творить» и «благо».

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Вывод:

Опасаясь оказать помощь иноплеменнику, иудейские священник и левит прошли мимо своего соотечественника, попавшего в беду. Самарянин же, не размышляя о том, кто перед ним лежит — свой или чужой, помог несчастному и спас ему жизнь. Доброта самарянина проявилась и в том, что он не ограничился оказанием первой помощи, но позаботился и о дальнейшей судьбе несчастного и взял на себя, как расходы, так и хлопоты, связанные с его выздоровлением.

(На примере доброго самарянина Господь учит нас на деле любить своих ближних, а не ограничиваться одними добрыми пожеланиями или выражением сочувствия. Не тот любит ближних, кто спокойно сидя дома, мечтает о широкой благотворительной деятельности, но тот, кто не жалея своего времени, сил и средств на деле помогает людям. Для помощи ближним нет необходимости составлять себе целую программу гуманитарной деятельности: большие планы не всегда удается осуществить. Ведь сама жизнь ежедневно дает нам возможность проявить любовь к людям в том, чтобы посетить больного; утешить скорбящего; помочь больному сходить к врачу, пожертвовать на бедных; принять участие в церковной или благотворительной деятельности; дать добрый совет; предотвратить ссору и так далее. Многие из этих добрых дел кажутся незначительными, но в течение жизни их может набраться много, целый духовный клад). 


б) Работа учащихся у доски «Слово наоборот».

  • Какого человека можно назвать добрым?

Если у человека доброе сердце – он совершает добрые поступки, такого человека мы называем добрым.

  • Добрый человек всегда готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, а бескорыстно, по велению сердца.

  • Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнышко».

  • Как вы понимаете это выражение?

  • Да, солнышко нам дарит тепло, внимание, заботу и радость. Солнышко посылает нам волшебные лучики и делает нас внимательными, ласковыми, вежливыми и добрыми.

  • Оно вот такое.

(На доске рисунок солнца – на лучах слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость)

  • Ой, ребята, какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он перевернул все слова. Давайте исправим ошибку – заменим все слова на противоположные.

(Ученик называет противоположное слово и переворачивает лучик.)

  • Если солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Вот почему к нам иногда обращаются: Солнышко, Солнце мое.

Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Он любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце.

Вот почему говорят: «Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово!»

  • Посмотрите, какое доброе солнышко согревает наш дом. В таком доме обязательно будут жить только добрые люди.


в)Работа со словарём. Значение слов.

  • Да! Многие из вас, правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка»:

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ».

«Добрый – 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.2. Несущий благо, добро, благополучие.

3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый.
5. Хороший, отличный. 6. Безукоризненный, 
честный. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)


4.Физминутка «Топаем – хлопаем».

  • Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой, злой – топаем.


5. Закрепление материала. Игра «Облака добрых дел».

  • Для чего нужно добро?

(Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту, делать добрые дела, поступки, помогать людям, говорить добрые и вежливые слова).

  • Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать дома, в школе, в транспорте, на природе. Может быть, для родных, для друзей, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому вы сможете подарить свою доброту?

  • Какие добрые дела вы можете совершить сами? (Ответы детей.)

  • Возле нашего солнышка появились облака. Неужели они хотят закрыть его.

  • А вы хотите, чтобы облака закрыли наше солнышко добра? (Нет)

  • Тогда нужно выбрать облака только с хорошими делами.

(Учитель зачитывает поступки на облаках, а дети, выбрав правильные дела, прикрепляют облака над домом.)


Записи на облачках:

-сделать уборку в доме;

-навести порядок в школьном дворе;

-накормить бездомную собаку;

-сделать кормушки птицам зимой;

-сделать скворечники весной;

-помочь пожилому человеку нести сумку.


-обидеть маму;

-поссориться с товарищем;

-равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

-замахнуться палкой на собаку;

-подраться с мальчиками;

-не позаботиться о пожилой бабушке.


  • Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Ваши облака не закроют солнышко, они будут улыбаться нам с неба.

Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Делайте добро! Это принесет вам счастье. Помните! Хорошие дела – путь к добру!


6. Итог урока. Работа по тексту В.А. Сухомлинского.

Если бы у меня был ковер-самолет...

Далеко-далеко за морем, в высоких горах растет чудесный цветок. Расцветает он ранней весной и цветет целое лето, до поздней осени. Есть у этого цветка изумительное свойство: он очищает воздух. Кто дышит воздухом вблизи этого цветка, тот никогда не болеет.

Если бы у меня был ковер-самолет, я полетел бы за море, опустился бы в горах, нашел бы чудесный цветок. Я собрал бы его семена, привез бы домой. Раздал бы всем людям по семечку. Чтобы у всех вырос чудесный цветок. Чтобы не было ни одного больного человека. Чтобы люди жили до глубокой старости и не болели.

Моя бабушка часто болеет. Я повел бы ее к чудесному цветку, она подышала бы целебным воздухом. И вылечилась бы навсегда.


Мини-тест

  1. Какое свойство имеет чудесный цветок?

а) он очищает воздух;

б) он исполняет желания.

  1. Какое транспортное средство хотел иметь мальчик?

а) ракету;

б) ковёр-самолет.

  1. Что вдохновило мальчика найти этот цветок?

а) болезнь бабушки;

б) интересные рассказы друзей.


  • Как было бы здорово найти этот цветок и сделать с его помощью что-то доброе своим родным и окружающим людям.

  • Давайте сейчас нарисуем такой цветок в своём воображении.

(Звучит приятная музыка.)

Тренинг:

- закройте глазки, нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения;

- почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу;

- почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость;

-  как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе;

- вас обвевает теплый ласковый ветерок.

- у вас доброе, согревающее душу настроение;

- впереди вас ждет много славных дел;

- вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми;

- ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глазки. Посмотрите, какие цветочки у вас получились. А теперь придайте им цвет (раскрашивают). Посадите их возле дома на клумбе.

  • Посмотрите вокруг. Улыбнитесь. Возьмитесь за руки.

Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой уходя.

А на память о нашем мастер-классе я дарю вам свой цветочек добра.

  • Над чем заставил задуматься этот урок?

  • Что стало самым важным на уроке?

  • Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

  • Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

  • И запомните главное:

Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

  • Посмотрите на доску. У нас получилась замечательная картина. Но, мне кажется, что чего-то не хватает.

  • Давайте озеленим дерево рядом с домом.

  • А вот насколько оно будет зеленым – это зависит от вашего настроения. Если настроение хорошее – покажите зеленый листочек, если плохое – оранжевый. А теперь прикрепите выбранный вами листик к дереву.


  • Закончить наш урок я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе. (Звучит песня.)


Приложение 1.

Притча о Милосердном Самарянине

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Лк. 10:30-37).


Приложение 2.

Песня «Если добрый ты…»

Слова: М. Пляцковского.

1. Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

2.Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.


3.С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.