СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хоровод с комнатными растениями

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие "Хоровод с комнатными растениями" направлено на пополнение знаний о растениях, решение биологических задач и формирование бережного отношения к растениям.

Просмотр содержимого документа
«Хоровод с комнатными растениями»

ХОРОВОД С КОМНАТНЬІМИ РАСТЕНИЯМИ. 7 КЛАС


Цель: познакомить учащихся с многообразием комнатных растений; закрепить знання о морфологических особенностях растений; формировать навыки ухода за растениями; воспитывать у учащихся любознательность, любовь к растительному миру; развивать зстетические наклонности и художественный вкус.

Оборудование: зеленые растения; фотовыставка «Мой зеленый любимец»; географическая карта; тексты с названиями растений; плакат «Красота спасет мир»; зтикетки с названиями растений и станций.

Место проведення: школа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Комнатные растения — великолепное украшение помещений, придающее им уютный вид, создающее праздничность. Яркие краски цветов и свежая зелень комнатных расте­ний всегда радуют глаз, но особенно приятны они в осеннюю непогоду или зимнюю стужу. Цветы в квартире успокаивающе влияют на нервную сис­тему, обновляют воздух в закрыыіх помещениях. Зеленые уголки из декоративноцветущих и декоративнолиственных растений, зимние сады на предприятиях улучшают настроение, повышают работоспособность.

Во все времена года людям приятен вид нежных листиков декоративноцветущих и свежая зелень декоративнолиственных комнатных растений, являющихся своеобразными стимуляторами хороше- го настроения, тонизирующих работоспособность и снижающих нервную возбудимость.

У ченик

Когда придет зима,

И вьюга за окном,

Зеленые друзья Согреют вас теплом.

Когда осенний дождь Рисует на стекле,

Зеленые ростки Потянутся к тебе.

Когда на сердце грусть И серое вокруг,

Пусть лепестки вспорхнут,

Все разукрасив вдруг,

А чтоб цветы дарили Вам радость и тепло,

Им нужно, чтоб любили.

И больше ничего.

С любовью протирали,

Сдувая нежно пыль,

И чтоб не забивали,

Конечно, про полив.

И рядом с вами вечно Пускай царит весна,

И праздник бесконечный Продлится на века.

Ведущий. Счастье — бить с природой, видеть ее, говорить с ней, утверждал Л. Н. Толстой. При­рода — зто радость, нежная и могучая, зто красота, которую ни с чем не сравнить и ничем не заменить. А цветы — зто улыбки солнца, дающая здоровье, наполняющая светлой радостью. Поговорим сегодня о комнатних растениях, которые не только очищают и увлажняют воздух. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоти смягчают душу, успокаивают, раскрывают лучшие грани характера.

СТАНЦИЯ«БОТАНИЧЕСКАЯ»

Под названием станции плакат:

Покажем знання теоретические На остановке «Ботанической».

Учитель биологии. Первая остановка «Ботаническая»! Обьявляем «Ботанический аукцион» На аукцион выставляются растения, выращенные учащимися школи.

Аукцион ботанический, позтому комнатное растение достанется тому, кто последний даст биологическую характеристику растению. (Учащиес. по очереди называют характеристики предложен ного растения: лист простой, жилкование сетчотое, автотроф... Ведущие дополняют информациі о растениях.)

Глоксиния гибридная

Глоксиния в переводе с немецкого §Іоске — кс локольчик. Семейство Геснериевьіе. Завезена и Бразилии.

Уход:

-полив равномерный, чтобы вода не попадала н корневище;

-в период роста подкармливать органическим удобреннями (два раза в неделю);

-глоксиния — светолюбивое растение, однако не выносит сквозняков и попадання прямых лучей;

-клубню необходим покой.

Сентполия (фиалка африканская, фиалка узамбарская)

Семейство Геснериевьіе.

Родина: Узамбарские горы в Африке.

Уход:

- требует яркого рассеянного освещения, не переносит прямих солнечных лучей. В условиях слабого освещения плохо цветет;

-полив равномерний или в поддон;

-противопоказаны резкие колебания температур и сквозняки:

-опоптимальная температура для роста и развития — 20-22 ˚С.

Гиппераструм гибридный

Семейство: Амарилисовые.

Родина: тропическая Америка и Южная Африка.

Уход:

-с октября до конца декабря растению необходим покой, заключающийся в сокращении полива;

-растение солнцелюбивое;

-во время роста требует подкормки минеральными и органическими удобреннями в виде растворов.

СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

Ученик

На неизведанных тропинках

И где-то високо в горах,

А может, в узеньких ложбинках

Росло растеньице в камнях.

А человек его приметил,

Растил, лелеял и любил,

Чтоб каждому на атом свете

Цветочек радость приносил.

И все прошло, уж позабыли,

Как к нам они могли прийти,

А вы, ребята, не смогли би

На карте их родину найти.

На доске географическая карта. У учителя географии стопка стикеров с названиями растений и географическими названиями родины исходных форм.

  • Гибискус — родина Китай.

  • Гиацинт — родина Восточная Европа.

  • Сентполия — Узамбарские горы Африки.

  • Сейткрезия пурпурная — Мексика.

  • Финик канарский — Канарские острова.

  • Фуксия гибридная — Центральная Америка.

  • Цикламен персидский — Малая Азия.

  • Циперус очереднолистный — о. Мадагаскар.

  • Зухарис — Колумбия.

  • Кислиця розовая — предгорье Анд в Перу.

  • Диффенбахия — Бразилия.

  • Гойя мясистая — Австралия.

Каждое растение демонстрируется.

Задание

Учитель географии обтьединяет участников в малые группы и распределяет между ними стиксы. Надо быетрее найти на карте указанную географическую местность и приклеить стиксы Победившие участники в виде поощрения получают открытки с комнатными растениями. Учитель географи Попутного ветра, Семь футов под килем, И пусть не пугают Вас школьньїе мили.

СТАНЦИЯ «ХИМИЧЕСКАЯ»

Учитель химии. Я вижу ваше удивление: какое отношение имеет химия к знакомству с ком­натньїми растениями? Об атом мы и поговорим. Ответьте на вопросы:

  • Какое значение имеют растения на планете?

  • Какой процесс называется фотосинтезом?

  • Почему растения называют «легкими» нашей планети?

  • Как опытным путем можно доказать наличие газов — кислорода и углекислого газа?

На демонстрационном столе находятея три химических стакана с газами. Докажите опытным пу­тем в каком из них кислород? (Ученик с помощью лучинки определяет. Воспламенение тлеющей лу­чинки доказивает наличие кислорода.)

Творческое задание

1) Английский врач Джозеф Пристли еще в 1771 г. пришел к виводу, что растения изменяют состав воздуха. На свету выделяется кислород (про­цесс фотосинтеза). В процессе дыхання на свету и в темноте вырабатывается углекислый газ. Дж. Пристли, рассказывая о своем открытии на заседании Лондонского королевского общества, решил сопровождать доклад опытами. На большом столе установили два стеклянннх колпака: под одним была помещена мышь, а под другим — мышь и горшочек с мятой. Пристли проводил опыт в большом зале, освещенном свечами. Каково било разочарование Джозефа Пристли? (При горении свечей выделяется много углекислого газа, а для протекания фотосинтеза необходимо солнечное освещение.)

  • Дж. Пристли, узнав, что растение улучшает воздух, рекомендовал своим пациентам разме- щать в спальнях побольше комнатных растений. Выполнив рекомендации врача, падиенты стали жаловаться по утрам на сильные головные боли.

Вопрос. Объясните причину недомоганий пациентов доктора Пристли. (Ночью растения не фо- тосинтезируют и виделяют много СО2.)

  • Однажды изобретатель паровоза Дж. Стефенсон с геологом Бугландом смотрели на быстро едущий поезд.

  • Ну, Бугланд, —обратился Стефенсон к своє­му приятелю, — ответьте мне на вопрос, может быть, не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?

  • Я полагаю, — ответил Бугланд, — сила одной из Ваших больших машин.

  • Но что приводит в действие машину?

  • О, весьма возможно, что один из Ваших машинистов.

  • Нет, дорогой друг, Вы ошибаетесь. Поезд двигает солнечньїй луч!

Поясните зто утверждение Стефенсона. (Уголь, которий обеспечивает роботу машини, образовал- ся из останков древних растений: зти растения виросли благодаря процессу фотосинтеза.)

Вопрос. Опишите процесс фотосинтеза с помощью химических формул и козффициентов.

Вопрос. Какой вывод можно еделать о взаимосвязи ботаники и химии? (В основе процессов жиз- недеятельности растений лежат химические про­цессы.)

Вопрос. Какие особенности необходимо учитывать при озеленении помещений разного назначе­ний? (То, что растения по ночам дышат, но не фотосинтезируют)

СТАНЦИЯ «ЛЕЧЕБНАЯ»

Школьная медицинская сестра. Комнатные растения выращивают не только для кра­соты. Давным-давно люди заметили лечебные свойства некоторых комнатных растений. Я предлагаю классу объединиться в группы.

Задание. Как можно больше привести примеров комнатных растений, используемых в народной медицине, указав их лечебные свойства.

Каждая группа презентует одно из них (на сто­лах стиксы, маркери, ножницы, цветная бумага, живие объекты).

Дополнение. Учащиеся, которые ранее готовили рефераты о свойствах комнатных растений, делают

короткие сообщения. При зтом демонстрируют живие объекти или их изображения. Результаты конкурса обрабатываются во время дополнительных сообщений учащихся. Команде-победителю вручается рецепт молодости, оформленный в виде открытки, сделанной на уроках труда и изобрази- тельного искусства.

СТАНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ»

Учитель литературы зачитывает учащимся ле­генды о комнатных растениях.

Одна из легенд Древней Греции гласит: «Пре­красная дочь Атласа, спасаясь от преследования бога солнца Аполлона, обжигавшего ее своими лучами, превратилась в цветок. Этот цветок в давние времена был змблемой Афин». Ближайшими родственниками зтого растения являются анютины глазки.

Цветикам зтим названье Русским народом дано.

Было когда-то преданье,

Только забылось оно.

В поле Анюта стояла В грозный для родины год;

Плача, она провожала Друга в далекий поход.

Девушка с русой косою Милого долго ждала.

Витязя в битве с ордою Злая настигла стрела.

Ветры над ним распевали Песни родимой земли,

Рядом цветы вырастали,

В знойной качаясь пыли.

Взором, исполненным ласки,

Тихо светились сквозь тьму Эти Анютины глазки И улыбались ему.

Вс. Рождественский

Вопрос. О каком растении идет речь? (Анютины глазки)

НАРЦИСС

В древней Элладе, где море плещет о темние скали,

Где опрокинута чашей неба глубокая синь,

Юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь,

Первый во всех состязаниях — в плавании, беге, борьбе.

Часто, склонясь над водою среди камышей и кувшинок Где-нибудь в сонном заливе или озерной тиши,

Не уставал любоваться собственным он отраженьем,

Думая: «Как я прекрасен, лучше я всех на Земле!»

Рос он, довольный собой, с серцем глухим и недобрым,

Всё презирая на свете, только собой упоен,

И обращен был за это в стройньїй цветок белоснежный,

Гордый своим отраженьем в зеркале мирных озёр.

Вс. Рождественский

Это поэтическое растение получило своє название от слова «наркао» — «одурманивать», что, вероятно, связано не только с ароматом его цветков: в лукови­цах этого растения содержится ядовитый алколоид.

ТЮЛЬПАН

Название этого растения произошло от турецкого слова - тюрбан (головной убор), хотя сам цветок в Турции называют «лале». Через некоторое время зтот цветок в Западной Европе узнают как «каф- фа», крымский цветок, «цветок султанов». Выращивание зтого растения превращается в занятие, приносящее наживу. Прекрасный весенний цве­ток, символ счастья и радости, становится обьектом неслыханных спекуляций. Так, в 1634 г. в Ам­стердаме на улице Гоора за три луковицы редкого сорта зтого растения отдали два каменных дома. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите. В Крыму дикие види зтих растений произрастают в степи и известны еще с XII века.

Чудесньхй гость далекого Ирана,

Любимец опаленных солнцем стран,

В садах Хафиза огненный тюльпан Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Но кочевой ему был жребий дан:

Он стал жильцом холодного тумана,

Цветком Голландии, где неустанно Соленым ветром дышит океан.

А мне милей он на родном просторе,

Когда, услышав дней весенних зов,

В апреле степь волнуется, как море Багряных, желтых, розовых цветов,

Или когда на грядке садовода С ним дружит украинская природа.

Вс. Рождественский

Вопрос. О каком растении идет речь? (Тюльпан)

ДОМАШНЯЯ ЗАГОТОВКА

Учащиеся зачитывают сочинения на тему «Знакомые незнакомцы».

СТАНЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ МУЗЕЙ»

В кабинете организована фотовиставка и ви­ставка рисунков учащихся на тему «Моё любимое комнатное растение».

Ведущий. Цветы, милые цветы, как много вы значите в жизни, как облагораживаете ее! Пробуж- даете чувства добрые и возвышенные. Вы — само совершенство. Не будь вас, каким бедным, мертвен­ным и сухим стал би мир! Как потускнела би палитра красок, как погрустнела бы музыка ароматов.

Ученик

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Каждый участник получает фишку за участие.

В течение всего мероприятия за активность и правильные ответы консультанты-старшеклассники раздают фишки.

В конце мероприятия консультанты ведут подсчет индивидуального участия учащихся.

Награждение.

Определяются три активных участника по наибольшему количеству фишек, которые награждаются медалями и комнатными растениями, выращенными учащимися.





ВЕСЕННИЕ РАСТЕНИЯ НАШЕИ МЕСТНОСТИ. ИНТЕГРИРОВАННЬІЙ УРОК (биология — музика — ИЗО)

ениями; рассмотреть разнообразие цветковьіх на гри­мере первоцветов, значение первоцветов в природе и жизни человека; продолжить знакомство с произве- дениями искусства, в которьіх встречаются весенние растения, с композиторами и художниками, использо- вавшими в своем творчестве весенние растения; фор- мировать у учащихся целостное представление о био­логии каксистеме наук о живой природе, биологическое мьішление; воспитьівать любовь к природе, бережное отношение к ней, трудолюбие; развивать знання уча­щихся о биологии; продолжить формировать навьїки и умения работать с учебником и дополнительной ли- тературой, коллективно, делать вьіводьі и вьісказьівать своє мнение, развивать зстетический вкус, творческую фантазию, креативное мьішление, основьі витражной росписи и бисерной аппликации, оформление компози- ций, знание музьїкальньїх произведений, текстов песен и их исполнение.

Тип урока: интегрированньїй урок, урок усвоения новьіх знаний, применения навьїков и умений.

Оборудование: фотографии, рисунки, витражи, □\Лпроигрьіватель, мультимедийньїй проектор, зкран, компьютер.

Подготовка к уроку. Учащиеся делятся на группьі. При подготовке к занятию каждьій ученик оформляет папку, в которой собран материал об одном весеннем растении, и изготавливает витраж. Каждая команда вьі- бирает капитана и придумьівает название.

Продолжительность; 90 минут.

Не то, что мните Вьі, природа: Не слепок, не бездушньїй ликВ ней єсть душа, в ней єсть свобода, В ней єсть любовь, в ней єсть язьїк...

Ф. И. Тютчев

ХОД УРОКА

  • ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЬІХ ЗНАНИЙ,

СООБЩЕНИЕ ТЕМЬІ УРОКА

Учитель биологии. Красива наша планета! И во многом — благодаря растениям. Жаль, что некоторьіе люди считают красивьім и интересньїм

только то, что привлекает ароматом зкзотических далей. Но кажущиеся обьічньїми растения наших лесов и лугов заключают в себе стольно скрьітой красотьі красок и форм, что каждьтй, кто способен хоть немного видеть, будет ими околдован. Зеле- ньім обитатєлям суши и водьі мьі обязаньї многим. Прежде всего — самой жизнью. «От зеленого листа берут начало все проявлення жизни на Земле», — ати слова принадлежат замечательному ученому- физиологу К. А. Тимирязеву, которьій первьім убе- дительно доказал космическую роль растительного покрова.

Учитель ИЗО. Уже сам по себе зеленьш цвет листвьі благотворно действует на человека. Он меньше, чем другие цвета спектра, утомляет глаза, действует успокаивающе. Успокаивают, снимают возбуждение и лесньїе и луговьіе запахи, и звук шелестящих листьев и трав. Пребьівание в лесу способствует восстановлению физических и змоци- ональньїх сил. Именно ради зтого миллионьї людей отправляются на лоно природьі.

Учитель музьїки. Больше всего человека тянет в лес именно весной. А как вьі думаєте, с чем зто связано? (Дети отвечают.) Ну, конечно, про- буждающаяся природа всегда привлекает людей разньїх возрастов — от мальїшей до стариков. А по каким признакам мьі можем сказать, что наступи­ла весна? (Ответи детей)

Учитель биологии. Совершенно верно: по- является первая зелень, поют веселеє птицьі, ярче светит солнде, зацветают первоцветьі.

Учитель ИЗО. А теперь обратите внимание на доску, разгадайте ребус и определите тему сегод- няшнего занятия.

Учитель биологии. Верно, в ребусе зашиф­ровано слово первоцветьі. Позтому говорить МЬІ се- год

Учитель музьїки. Так. Тема определена. Давайте определим для себя цели нашего занятия. Для зтого вьі навертите небольшую таблицу из трех колонок: первая — «Знаю», вторая — «Хочу узнать», третяя — «Узнал». Две первьіе колонки вьі заполняете сейчас, а третью — в конце урока.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель ИЗО. Сегодняшнее наше занятие мьі проведем в виде игрьі, участниками которой будете вьі сами. Наша игра состоит из нескольких раундов. В каждом из зтих раундов вас ожидает цельїй ряд вопросов и заданий, за вьіполнение ко- торьіх вьі будете получать балльї. Зти балльї будут фиксироваться на доске: красньїе жетоньї — ИЗО, синие — музьїка, желтьіе — биология. По резуль­татам зтих баллов и будет определен победитель игрьі. Вопросьі будут задаваться конкретньїм уча- щимся. Вьікрикивать нельзя, так как команда по- теряет свои балльї.

Учитель музьїки. Между раундами будут разьігрьіваться музьїкальньїе балльї. Команда, вер- но угадавшая песню, получает балл, и все вместе мьі напоєм зту песню. Итак, мьі начинаем. Разьігрьіваем 1-й песенньїй балл.

Раунд 1. Историческая викторина

  • Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева бьши изгнаньї из рая, шел сильний снег, и Еве бьіло очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветьі. Увидев их, Ева повеселела, у нее по­явилась надежда, позтому данньїй цветок стал символом надеждьі. Что зто за цветок? (Под- снежник)

  • Молодой Пан — бог лесов и лугов — однаждьі повстречал прекрасную речную нимфу Сирин- гу, нежную вестницу утренней зари, и так за- любовался ее нежной грацией и красотой, что забьіл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала, Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежньїми лиловьіми цветами. Пан неутешно плакал возле куста, и с тех пор стал печальним, гуляя по лесньїм чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало ла- тинским названием данного растения. (Сирень)

  • Несколько дней запорожцев преследовали крьім- ские татарьі. А когда лошади и люди устали, когда совсем не осталось пищи, татарский бей махнул рукой: пусть убегают — все равно в степи пропадут без едьі. Но казаки не собирались зря пропадать. Ведь у каждого на шее висел амулет, которьій оберегал от голодной смерти: нанизан- ньіе на нить, отвердєвшйе, потемневшие от ста­рости шарики, по форме напоминавшие горох.

Начали они зти шарики жевать — утолили голод, понемногу стали возвращаться сильї... (Любка)

  • В Древнем Риме и в Афинах зто бьіл самьій по- читаемьій цветок. В Сицилии зтот цветок чека­нили на монетах. А вино, настоянное на его ле- пестках, спиталось в Риме самим изьісканньїм напитком. Что зто за цветок? (Фиалка)

  • Какой цветок символизирует безнадежную са- мовлюбленность? (Нарцисе)

  • В Турции его назьівают тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». В Пране, Средней Азии и в Закавказье — лала, лола, лалз. А как зто растение назьівают у нас? (Тюльпан)

  • Древние греки дали зтому цветку название по имени богини радуги Иридьі. В народе его лас- ково зовут касатик, петушок, певник, пискуль- ник, косички, радужница. А как его назьівают ботаники? (Ирис)

  • В Китае при помощи зтого цветка можно разго- варивать. Зтот цветок считается цветком «пла- менной любви». Его дарят женихи своим невес- там. Если девушка согласна ввійти замуж, она принимает цветок. (Пион)

  • По украинской легенде, синеглазую девушку Катерину татарьі везли на чужбину, и там, где слезьі красавицьі падали на землю, виросли цве- тьі, такие же синие, как ее глаза. (Пролески)

Раунд 2. Перевод на русский язьік украинского названия растения

  • Горицвіт весняний — адонис весенний.

  • Пшінка весняна — чистяк весенний.

  • Ряст ущільнений — хохлатка уплотненная.

  • Півонія тонколиста — пион тонколистньїй.

  • Фіалка запашна — фиалка душистая.

  • Конвалія травнева — ландьіш майский.

  • Медунка темна — медуница темная.

  • Підбіл звичайний — мать-и-мачеха.

  • Кульбаба лікарська — одуванчик лекарственньїй. Разьігрьіваем 2-й песенньїй балл.

Раунд 3. Фотораунд

По предложенной фотографии определить рас­тение и дать его полное название. А для капитана: на рисунке представлено растение, необходимо оп­ределить принадлежность к классу и об^яснить, по каким признакам зто определили.

Раунд 4. Музикальная викторина

  1. Куда отдали учиться Чайковского в 10 лет? (Училище правоведения)

  2. Сразу ли Чайковский стал композитором? (Пос­ле училища правоведения он 1 год проработал чиновником в Департаменте Министерства юстиции)

Сколько и какие балети написал Чайковский? (Три балета: «ІЦелкунчик», «Лебединое озеро»

  • Какие еще произведения он написал? (Цикл «Бремена года»; опери «Евгений Онегин», «Ор- леанская дева», «Мазепа», «Ликовая дама», «Иоланта»; симфонии, увертюри, камерние и вокальние произведения)

  • Где Чайковский начал серьезно заниматься му- зьїкой? (В Петербургской консерватории)

  • Где обьічно отдьіхал Петр Ильич в летнее вре- мя? (У своей сестри в украинском городе Ка- менка)

Раунд 5. «Третий пишний»

Вибрать лишнее понятие и обьяснить свой вьібор.

  1. Калужница, нарцисе узколистний, медуница

  2. Красний, желтьій, синий, зелений (основние цвета).

  3. Балалайка, скрипка, баян (струнние инстру- ментьі).

  4. Чистяк, прострел, одуванчик (соцветие).

  5. Хроматичеекие, ахроматические, холодние (не имеют цвета).

  6. Чайковский, Вивальди, Бетховен (автори про- изведений «Бремена года»).

  7. Контраст, нюанс, колорит (колоритобщий цветовой тон).

  8. Любка, ландьіш, пролеска (параллельное жил- кование листьев).

  9. «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» (балет С. Прокофьева). Разьігрьіваем 3-й песенньїй балл.

Раунд б. Конкурс капитанов

Разгадать ребус.

О ник

(Белоцветник)

ни

Перед вами мобильньїй телефон. На кнопках те- лефона єсть буквьі, из перечня которьіх необходи- мо составить термин. Все понятия связаньї с изоб- разительньїм искусством.

5

1

4

3

6

6

1

искусством.

5

1

4

3

6

6

1

П

А

Л

и

т

р

А

1

3

6

6

1

3

В

И

т

р

А

АТА

/XV

6

6

2

4

4

5

С

т

Е

К

Л

0

І напівкруглий зелений листок,

А серединка у мене жовтенька, Личко довгасте, а не кругленьке. Квітка я ніжна, низенька, дрібна,

А як розквітну — приходить весна.

(Фіалка)

Рано навесні — не влітку,

Зацвіла у лісі квітка —

Фіалкова, волохата,

Та, що дуже любить спати.

(Сон)

Крізь сніг і кригу, назло завії,

Коли ще ліс був у снах та мріях, Пробилась квітка до сонця й світла І синьо-синьо, як льон, розквітла.

(Проліска)

На длинной хрупкой ножке Вьірос шарик у дорожки,

Ветерочек прошуршал И развеял зтот шар.

(Одуванчик)

Белая пушистая,

Густая и душистая

Завесила село -

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро Метелью занесло.

(Черемуха)

Раунд 10. Аппликация из бумажньїх шаблонов

Каждая команда составляет аппликацию в соот- ветствующей фигуре (ромб, круг, прямоугольник).

Раунд 11. «Отгадай-ка»

На клавиатуре пианино зашифрованьї музьїкаль- ньіе ребусьі. Найдите ключ и прочитайте ребус.

(Бремена года. Чайковский)

Б В А ЛАЕЛТ ЩЬЕСЛЦК УВНЕЧ ИТКО В

(Балет Щелкунчик. Вальс цветов)В ПРО Е МДЕСННА ГЕОЖД АН И К

ІШІШІ

В ПРО Е МДЕСННА ГЕОЖД АН И К

(Бремена года. Подснежник) Разьігрьіваем 6-й песенньїй балл.

(Бремена года. Подснежник) Разьігрьіваем 6-й песенньїй балл.

Бельїй передник,

Зеленая коса.

(Береза)

Станув сніг на землі —

Вже листочки малі І стебельця в’юнкі виростають.

На стебельцях тонких,

Проте сильних, гінких,

Синюваті квітки зацвітають.

(Барвінок)

Смотрят из канавки желтьіе купавки.

У них на самом доньшіке горит

кусочек солньїшка. (Купальница)

Є квітки весняні, гожі,

На пташину свійську схожі.

Ось за цю предивну суть їх однаково і звуть.

(Півники)

Раунд 9. «Умники и умницьі»

Составить слово из букв, которьіе находятся в определенньїх фигурах.

Команда 1 — в треугольниках — колорит. Команда 2 — в многоугольниках — тюльпан. Команда 3 — в четьірехугольниках — ноктюрн. Разьігрьіваем 5-й песенньїй балл.

Раунд 12. «Показуха»

Капитаньї получают лист, на котором написанні слова. Капитан любьіми способами доносит инфор- мацию, а команда отгадьівает загаданньїе слова.

  • Дирижер, подснежник, палитра.

  • Вокалист, одуванчик, вернисаж.

  • Пианист, ирис, скульптура.

IV. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель музьїки. Вот и закончилась наша игра. Свои результатні вьі видите на доске.

Учитель ИЗО. Сегодня мьі с вами говорили о весенних растениях. Зти растения нуждаются в охране, и даже многие занесенні в Красную кни­гу. Чтобьі сохранить их в природе, необходимо при- держиваться определенньїх правил поведения.

Учитель биологии. Каждая команда по оче- реди назьівает по одному правилу, которьіе будут фиксироваться на доске. (Дети отвечают.)

Учитель музьїки. Теперь заполним послед- нюю колонку в нашей таблице.

Учитель ИЗО. Итак, согласно заработанньїм баллам в номинации «Юньїй художник», лучіпей стала команда... в номинации «Музьїкальньїе вир- туозьі» победила команда... а в номинации «Акаде- мики ботанических наук» — ...



Сценарий вечера-реквиема, посвященного ликвидаторам аварии на Чернобьільской АЗС

На сцене полумрак. На авансцене сбоку висит неболь- шой зкран. На него проецируются фотографии, слайдьі Чернобьіля до и после катастрофьі. На стенде — фотогра­фии погибших ликвидаторов аварии, рядом — свечи.

На протяжении всего вечера звучит музьїкальное со- провождение.

Звон колоколов — сначала тихо, затем — громче.

Девушка(в черном платье и свечей в руке чи­таєш на сцене молитву)

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоем — моя надежда,

Покаянне грешников возьми И прости, как тьі прощал нам прежде...

Звон колоколов стихает. Звучит музикальная ком- позиция из к/ф «Матрица».

  • й ведущий. У большинства людей в па- мяти навсегда отражаются самьіе яркие собьітия, оставившие след в их жизни, будь то хорошеє или плохое. Одно из таких собьітий произошло 26 апре- ля 1986 г. — авария на четвертом блоке мало кому известной до зтого АЗС в г. Чернобьіле.

1 -й чтец

На берегу песчаном Припяти-реки,

Средь сосен, водосбора, осоки,

Поднялись гордо корпуса —.

Нет, не обнчного завода,

А века нашего прогресе.

Змблемой мира всех народов,

Где протекают тихо води,

Взметнулась песнею АЗС.

  • й чтец

Здесь, в генераторах огромних (их все фиксирует зкран),

Не упрощенннй — укрощенннй Умом и волей всех учених —

В турбиньї просится уран.

2-й ведущий. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе РБМК-1000 четвертого блока Чернобнльской АЗС пошла неуправляемая реак- дия деления — реактор «пошел в разгон».

Температура уранових топливньїх стержней виросла до нескольких тисяч градусов, и охлаж- дающая их вода мгновенно превратилась в пар. Цирконий вступил в реакцию с водой — виделилея водород, грянул взрив.

Почти сразу же за первьім последовал второй взрив. Начался пожар.

  • й чтец

Взметнулся в небо столб огня,

И взрив разбризгал блока глибу.

Застила в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дибу.

Звуки метронома, фрагменти музики «Ріпк Ріоуесі».

  • й ведущий. 1 час 23 минути 03 секунди. Дежурство по пожарной охране АЗС нес третий караул. Прогремел взрив. Через 2 минути про­звучала боевая тревога. Визов № 3 — висілий из возможннх. К месту визова виехала пожарная автоцистерна, а также насосная станция, во главе с начальником караула лейтенантом Владимиром Правиком.

  • й ведущий. 1 час ЗО минут. К станции подьехала машина Правика. По внешним призна­кам — отблескам пламени на кровле машинного зала и аппаратного отделения — лейтенант опре- делил очаг горения и организовал тушение пожара со сторони машинного зала — зто било необходи- мо для защитьі несущих металлических ферм, и со сторони реакторного отделения — для тушения огня на кровле. Как позже вияснилось, зто било единственно верное решение. Благодаря ему и уда­лось предотвратить распространение пожара.

  • й ведущий. 1 час 35 минут. К месту аварии прибнл дежурньш караул другой пожарной части города Припяти, во главе с начальником караула лейтенантом Виктором Кибенком. Всего 300 секунд понадобилось ему, чтобьі, преодолев значительное расстояние, прийти Правику на помощь. Кровля над машинним залом четвертого енергоблока с по- мещениями аппаратного отделения продолжала го- реть. Правильно определив позиции, Виктор орга­низовал работу личного состава караула, обеспечил подачу води на кровлю машинного зала, что вста­новило распространение огня в сторону третьего знергоблока.

1-й чтец

Начкар перед строєм сказал тяжело:

— Хоть риск и смертелен, но все

же... —

Запнулся, как будто би горло свело, —

Если не мьі, то кто же?..

й ведущий. 1 час 46 минут. На место по­жара прибьіл начальник ВПЧ-2, майор Леонид Те лятников. Он разведал места с большой радиацией

и загазованностью, правильно оценил обстановку, расставил сильї и средства на решающем направле­ний. Тем самим он обеспечил локализацию пожара на кровле машинного зала и предотвратил серьез- ньіе последствия. Майор Телятников в зоне радио- активного зараження получил сильное отравление. Он воочию видел свечениє реактора, но заслонить людей, пусть даже от возможной опасности, надо бьіло немедленно.

Д е в у ш к а {4-й чтец). А пламя расползалось по кровле, жадно заглатьівая метр за метром. Адская жара вскоре заставила отбросить респиратор... Би- тум плавился и тек, наполняя воздух удушливой гарью.

  • й ведущий. Специалистьі утверждают, что на кончике сигарети температура — около 800 гра- дусов. Но лишь в крошечном зпицентре зтого огонька следьі от ожога сигаретой не сходят иной раз всю жизнь.

Температура кипящей води — 100 градусов. Однако попробуйте суньте в нее лишь мизинец...

Представите, что значит взять в руки огнедьі- шащий осколок графита, температура которого пе­ревалила за 1000-1200 градусов по Цельсию. И не просто взять, а поднести к краю здания и обробить с криши.

Девушка {4-й чтец). Что думал в зти мгно- вения Правик? Об зтом мьі никогда не узнаєм. Но известно точно: он наклонился и вьідернул из вяз- кого, пузьірящегося битума первьій осколок... Вто- рой... Вот они, мгновения подвига...

Юноша {5-й чтец). Он сбрасьівал осколки гра­фита уже не один. Пример, поданньїй командиром, заставил всех бойцов, находившихся в зоне пожа­ра, включиться в зту адскую работу.

Девушка {4-й чтец). А сили уже иссякали.

Правик опустился на перекрьітие, заляпанное горячей сажей. Кровь гулко стучала в висках.

Из клубов ядовитого дьіма вьіньїрнул Кибенок.

Юноша {5-й чтец)

  • Пламя на верхней отметке почти сбито! Мьі не отступили, лейтенант! А помощь вот-вот придет.

  • Не отступили... — Правик встал, преодолевая мучительную слабость, снова начал восхождение.

Девушка {4-й чтец). Но сильї бьіли уже на ис- ходе. Шутка ли, такая радиация!

Тела их опустошала немислимая усталость.

1-й ведущий. Вьібьіли из строя Володя Ти- шура, Николай Ващук, ребята из караула Кибенка. Их вьінес к лестниде Василий Игнатенко. Одним из первьіх он поднялся на 70-метровую отметку четвертого блока. И спустился последним, вместе с Правиком и Кибенком.

Сегодня они лежат на Митинском кладбище ря­дом.

Звуки метронома, фрагменти музики «Ріпк ПоуеЗ».

й блок Чернобьільской АЗС в 1986 году после аварии

  • й ведущий. З часа 22 минути. К месту ава- рии прибила первая оперативная группа Управле­ння пожарной охраньї УВД Киевского облиспол- кома. К зтому времени уже шло активное тушение пожара на кровле машинного зала, охлаждение обрушившихся после взрьіва конструкций. К тому времени пострадали уже многие люди. Словно при- тянутьіе магнитом, десять пожарньїх машин окру- жили знергоблок.

Девушка {4-й чтец). А там, на 70-метровой вьісоте реакторного отделения, рухнула часть кри­ши, прямо над реактором, деформировались от взрьівной волньї несущие конструкции. Пламя на­стирно рвалось к третьему енергоблоку.

  • й ведущий. Ото била не просто висотная работа. Пожарньїм с невероятньїм трудом давался каждьій шаг... Кипящий битум прожигал сапоги, летел брьізгами на одежду, вьедался в кожу.

Ребята стремглав карабкались вверх, брали ру- кавицами и сбрасьівали с кровли горящие куски графита, затаптьівали костерки, погружая ноги в расплавленньїй битум, и кожа сходила потом с сапогами.

Девушка {4-й чтец). Ожоги люди получили страшньїе. Но бьіла еще и радиация, которая пре- вращала капли битума, в'ьевшиеся в тело, прики- певшие к коже, в крохотньїе источники излучения. Какой мукой обернется зто потом!..

Звуки метронома, фрагменти музики «Ріпк

  • й ведущий. 4 часа ровно. На месте аварии сосредоточено 15 оперативних отделений.

  • й чтец

Горел не блок, не только блок:

Пожар-урок,

Урок жестокий!

Не дай нам Бог таких урокові Не дай нам Бог таких зпох!

  • й ведущий. 4 часа 20 минут. Сучетом уров- ня радиации решено не подвозить непосредственно к месту аварии прибьівающую технику и людей. Их сосредотачивали в пяти километрах. Начали формировать резерви.

  1. й ведущий. 4 часа 50 минут. Пожар лока- лизован.

  2. й ведущий. 6 часов 35 минут. Пожар пол- ностью и везде ликвидирован. Правик, спускаясь с теми, кто еще держался, заметил Телятникова и, превозмогая страшную слабость, стал докладн- вать: «Товариш; майор, обстановка стабилизирова- лась...»

  1. й чтец. «Все, садись, Володя! Спасибо...» — майор буквально втиснул его в машину «Скорой помощи».

Девушка (4-й чтец). А за две недели до зтой ночи Володя кружил по комнате с белоснежннм пухлим «конвертом» в руках.

Юноша (5-й чтец). Наташка, дочка! Теперь ей жениха будем искать, Надюша.

Девушка (4-й чтец). Прислонившись к двер­ному косяку, Надя со слабой улнбкой смотрела на мужа. Его радость била столь искренней, что она вдруг почувствовала к нему безмерную благодар- ность.

— Осторожно, Володя, уронишь...

Юноша (5-й чтец). Я?! Да мне можно доверить всех детишек Чернобиля. И знай, я буду лучшей нянькой: всех уберегу...

Девушка (4-й чтец). Скольких он уберег в ту ночь?

  1. й ведущий. Зтим же апрелем и Виктор Ки- бенок узнал, что станет отцом, Таня скажет ему об зтом за несколько дней до аварии, и он успеет еще поделиться радостью с мамой, Ириной Иосифов- ной: «Будет в нашем роду четвертий пожарньш».

Горько, но факт. Род пожарних Кибенков пре- секся. Некому передать зстафету зтих «рнцарей огня».

2-й чтец

Ті, що згоріли в огні В перші хвилини двобою,

Землю прикрили собою,

Як наші діди на війні.

Не залишили поста,

Мужньо стояли на герці,

Пам’ятник їм вознести Треба у кожному серці.

«Танец огня» под музику Ванессн Мзй.

  1. й ведущий. Заканчивалась первая ночь Чернобьільской трагедии. Скоро вся страна нач- нет жадно следить за небнвалой битвой, которая развернется здесь. Но им, 28 пожарньш «шерен­ги № 1», придется еще вести бой в больничних палатах за каждий день, час, мгновение... Сила радиационного удара, полученного ребятами, пре- вишала все допустимне норми. Процесе распада человеческого организма бнл необратим. И они от- лично зто понимали.

Девушка (4-й чтец). Отец и мать Виктора Ки- бенка, жена Таня получили разрешение повидать- ся с ним. Вместе побили недолго.

  • Ви не волнуйтесь. Все будет в порядке. Я сей- час на минутку.

Он вернулея в свою палату и оттуда уже не вьі- шел. Остановилось сердце.

Юноша (5-й чтец). К Правішу прилетела жена.

  • Как Наташка, где? — Правик так жадно смот- рел на нее, словно увидел в ее лице что-то новое.

  • Все нормально. Она сейчас тут, под Москвой, с моей мамой. Нормально все.

Девушка (4-й чтец). Она повторяла зто «нор­мально», а он по осунувшемуся лицу, горестному излому губ, потерявшим блеск глазам угадьівал другое... Звакуацию из Припяти, сутолоку вокза- лов, очереди у билетньїх касс — все зто с дочкой на руках, которой еще и месяца нет.

Юноша (5-й чтец). Спасибо тебе. Но уходи. Со мной рядом долго бить нельзя. Ти ведь кормишь девочку. Уходи и не волнуйся. Я буду жить. Обя- зательно буду.

1-й ведущий. А Надя смотрела на его неожи- данно чужое, распухшее лицо и не узнавала своего Правика. Того, каким он прощалея с ней в тот ро- ковой день. Только глаза били его, Правика, пла­зами.

Девушка (4-й чтец)

  • Конечно же, ти будешь жить! А как же иначе?!

Стараясь не смотреть на его обожженньїе руки, чтоби не заплакать, она встала.

  • Не гори больше, Правик.

  • Не буду, Кнопа.

Больше они не виделись. На календаре било 4 мая.

  1. й чтец

Пароль пожарних: не і ои!

Но он сгорел, но он не вьіжил.

И он не вниграл пари

С любимой под больничной крьішей.

Остались строчки теплих слов

Тех писем, искренних и нежньїх:

«Ми будем вместе... Я здоров...

Здоров...

Дарю тебе подснежник».

Звучит В. А. Модарт. Реквием — Лакримоза.

Ю н о ш а (5-й чтец). 10 мая Володя еще жил. Но к вечеру ему стало хуже. Мама вдруг усльїшала: «Попрощаємся... Попрощаємся, мама». Голос бьіл глух и как-то по-особенному ровен. Он уходил из жизни с таким же достоинством, с каким прожил ее. Ни стона, ни вскрика.

  • й ведущий. Спустя год на Митинское клад- бище приедет весь его караул. Утро будет неожи- данно холодньїм и ветреньїм.

Сотни людей придут к его могиле, к могилам Кибенка, Игнатенко, Ващука, Тишурьі, Титенка. И маленькая девочка, лет четьірех, не больше, вьш- дет из молчаливого кольца людей и положит на его могилу крошечньїй букетик...

Маленькая девочка кладет цветьі к макету памятника.

  • й ведущий. Но ато еще не все. После ава- рии из разрушенньїх трубопроводов охлаждения реактора хльїнула вода: 500 тонн собрались в бас- сейне, расположенном под реактором. Повреж- денная взрьівом и раскаленная до температурні в тьісячи градусов установка, как опасались спе- циалистьі, могла сорвать фундамент и уйти вниз. Тем более что на реактор уложили с вертолетов огромную по весу «подушку» из защитньїх мате- риалов. Пар в атом случае грозил разнести все зда- ние и вьібросить, разметать вокруг радиоактивную «начинку» — топливо, которого в реакторе почти 200 тонн. Необходимо бьіло срочно откачать воду из бассейна, а для зтого нужно бьіло прежде всего попасть в затопленное подземелье, вьіяснить обста­новку на месте. Оказалось, что задвижки, регули- рующие сток, покрьітьі полутораметровой толщей радиоактивной водьі, и добраться до них практи- чески невозможно. Решили начать откачку водьі пожарньїми насосами. Первьіми заводить рукава в бассейн пошли пожарньїе В. Л. Бовт, И. П. Вой- цеховский, М. А. Дьяченко. Потом больше суток зкипажи добровольцев, сменяя друг друга, отка- чивали из-под реактора зараженную воду. Когда уровень водьі в бассейне упал настолько, что пока­зались задвижки, открьів которьіе, вода уйдет бис­треє, снова в бассейн отправились троє. А. Баранов и старшие инженерьі А. Ананенко и В. Беспалов натянули гидрокостюмьі, взяли дозиметри. Они проходили по абсолютно темному, затопленному коридору. Им удалось открьіть задвижки. Угроза нового катастрофи ческого взрива била ликвидиро- вана.

  • й ведущий. Никто так не знает всех мело- чей, как работники самой станции.

Зксплуатационіцики наряду с пожарньїми, ге- ройски погибшими, спасали страну и мир от непред- сказуеммх последствий развития аварии и распро- странения ее на другие знергоблоки Чернобильской АЗС. Однако им пришлось еще винести и весь позор

суда, представ перед всем миром в роли «стрелочни- ков», на которнх можно свалить все просчети.

  • й в е д у щ и й. А. Ситнев — заместитель глав- ного инженера первой очереди АЗС первого и вто- рого блоков (он не отвечал за зксплуатацию второй очереди третьего и аварийного четвертого блока) с первих часов принял участив в ликвидации ава­рии. Погиб.

Погибли: В. ІІроскуряков, Л. Кудрявцев, В. Хо- демчук, А. Кургуз, А. Акимов, В. Перевозченко, Л. Топтунов, В. Бражник, К. Лерчук, В. Шашенок, А. Лелеченко, В. Лопатюк.

О них, названньїх «виновниками» аварии, кроме родньїх и близких номнят лишь те, кто знал и знает правду, кто работал с ними бок о бок и, к счастью, вижил...

1-й ведущий. Шло время. Окрить правду не удавалось, и постепенно вннужденн били при­знать, что с виновниками поторопились. А за зто время уже умерли и некоторие осужденнне — пусть земля им будет пухом. Ушли из жизни непрощен- ньге, били посаженні невиновнне, отдавшие полно- стью свои жизни на елужение атомной знергетике и Родине. Оператору станции Валерию Ходемчуку, которьій навсегда навсегда остался под обломка- ми четвертого блока, посвящаются зти строки...

  1. й чтец

Слово це аж прошиває груди,

Так його промовити забаг.

Ви мене почуйте, люди, люди,

Тільки ж наді мною — саркофаг.

І чи ранок, чи підступить вечір —

Доки в серцевині не прочах,

Налягає він мені на плечі —

Я його тримаю на плечах.

А я ж його зсередини держу!

Як же, копіє та моя проклята,

За критичну перейшла межу?

Не злетить у небо просвітліле Із-під серця білокрилий птах.

Не промовлю слово наболіле —

Спопеліло на моїх вустах.

Ви скажіть його за мене, люди,

Бачите, як страшно я плачу За неправду спільну, за облуду,

От і все. Валерій Ходемчук.

  1. й ведущий. Просьба почтить память всех погибших в аварии минутой молчания.

(Метроном)

Аварця вьінудила переселиться 116 тьісяч чело- век. Звакуировались бьістро, но спокойно, с надеж- дой, почти с уверенностью, что покидают свои дома на два-три дня.

Под музьїку Г. Свиридова «Время — вперед!» ребята поднимаются на сцену и становятся по ее диагонали.

1-й юноша. Кошмар чернобьільской апрель- ской ночи расколол жизнь, как война, — до и после.

О взрьіве на Чернобьіле официально сообщили лишь на третьи сутки. Через 10 дней министру здравоохранения УССР Анатолию Романенко раз- решили виступить по радно и телевидению. Текст подвергся строгой цензуре. В результате медицина посоветовала чаще мить голови, делать влажнне уборки и держать закритими окна.

  • й юноша. О здоровье населення власти пек­лись и таким образом.

Секретно. Приложение к п. 10 протоколи № 32. При переработке скота из зони, расположенной на следе виброса Чернобильской АЗС, часть вьіраба- тиваемого мяса содержит радиоактивнне вещест- ва (РВ) в количествах, превьішающих допустимне норми... Для того чтобьі не допустить большого суммарного накопления РВ в организме людей от употребления грязннх продуктов питання, Ми- нистерство здравоохранения СССР рекомендует максимально рассредоточить загрязненное мясо по стране... Организовать его переработку на мя- сокомбинатах большинства областей Российской Федерации (кроме г. Москви), Молдавии, Респуб- лик Закавказья. Прибалтики, Казахстана, Средней Азии.

Председатель Госагропрома СССР Мураховский В. С.

Девушка (4-й чтец). Есть документи, под- тверждающие, что, по разрешению Совмина РСФСР, в 1989 году грязние свинина и говядина из Белоруссии и Украйни направлялись по пря­мим поставкам в Архангельск, Калининград, Яро­славль, Владимир и Коми АССР. Чернобнльская зараза разносилась на тнсячи километров, но спи­талось, что народ надо било кормить любой ценой.

Юноша (5-й чтец). В инструкциях на случай ядерной войни, при угрозах ядерной аварии, ядер­ного нападения предписнвается немедленно про­водить йодную профилактику населення. При уг- розе? А тут... Три тьісячи микрорентген в час... Но боятся не за людей, а за власть. Страна власти, а не страна людей. Приоритет государства бесспорен. А ценность жизни человеческой сведена к нулю. Находились же способи! Без обг.явлений, без пани- ки... Просто вводить йодньїе препарати в водоемн, из которих берут питьевую воду, добавлять в моло­ко. Ну почувствовали би не тот вкус води, не тот вкус молока... В городе держали наготове семисот килограммов препаратов. Они так и остались на складах...

1-я девушка. Гнева сверху боялись больше, чем атома. Каждий ждал звонка, приказа, но ни- чего не предпринимал сам. Человек ведь все равно от чего-то умирает: от курения, в автомобильних катастрофах, кончает с собой. Смеялись над укра- инцами. Те на коленях в Кремле ползают, внпра- шивают деньги, медикаменти, дозиметрическую

аппаратуру (ее не хватало), а Слюньков за пятнад- цать минут доложил обстановку: все нормально. Справимся своими силами. Похвалили. Молодцн, братцьі-белорусьі!.. Сколько жизней стоила зта похвала?!

  • я девушка. Сами они (начальство) йод при- нимали. Когда их обследовали, у всех чистая щито­видна. Без йода зто невозможно. Своих детей они тоже втихую вивезли, от греха подальше. Сами, когда отправлялись в командировки, имели респи- раторьі, спецробьі. Все то, чего у других не било. За зто никто еще не ответил...

  • й ведущий. Окраини Припяти: стоят па­латки, люди отднхают семьями. Купаются, загора- ют. Они не знают, что уже несколько недель купа­ются и загорают под радиоактивним облаком.

Радіо мовчить. Газети поніміли.

По телевізору — концерти та кіно.

А ми по воду до криниць ходили,

Дітей поїли теплим молоком.

Город садили, босими ногами Збивали роси з ніжної трави.

Про радіацію не знали й не гадали,

І страх у душах ще не оселивсь.

Что нам сегодня делать с зтой правдой? Сейчас? Как с ней поступить?

Девушка (4-й чтец). Красивой и богатой бьіла Чернобьільская земля с ее урожайними полями, садами, реками и озерами, но только до апрельской ночи 1986 гола. С того времени зта земля стала на­зиваться «зоной».

Звучит грустная красивая музика из фильма «Про- фессионал».

На сцену вьіходит девушка — лесная фея.

В зеленім лісі я була царівна,

В зеленім лісі я була жива.

Рудим став ліс, рудими стали тіні,

Рудою стала крона і трава.

Іржавий ліс, пустеля, мертва зона, Апокаліпсис, Марсіанський краєвид?

Табличка: «Дихати й ходити

заборонено!»

І незбагнене: «Не торкати трави»...

й ведущий. Еще одна памятная деталь тридцатикилометровой зони — «Рижий лес». Так назвали участок соснового леса, которнй оказался на пути распространения радиоактивного облака от взрьіва реактора. В его центре до сих пор стоит на повороте автомобильной дороги, ведущей в При- пять, стела «Факел». Именно зтот участок летом 1986 г. водители проскакивали с максимальной скоростью. Здесь, на западном следе, випадали ночью 26 апреля первие радиоактивнне продук­ти чернобильской аварии. Сосна оказалась самим нестойким деревом к радиационному воздействию.

Вскоре ее иголки пожелтели, и лее из зеленого пре- вратился в рьіжий.

  • й ведущий. Катастрофа на ЧА9С сущест- венно ухудшила жизнь более 4 млн человек и при­вела к нежелательньїм зкологическим, медицин- ским, социальньїм, зкономическим и политичес- ким последствиям.

Только в первьіе дни от значительньїх доз об- лучения и ожогов погибли ЗО человек. Вьіброшен- ньіе из реактора радиоактивньїе продукти деления и частицьі ядерного топлива воздушньїми потока­ми разносились на сотни и тьісячи километров.

  • й ведущий. Радиоактивное загрязнение территории России, основной территории Белорус- сии, Северной Украиньї произошло в результате су­хих и влажньїх вьіпадений в период с 28 апреля до серединьї мая 1986 года. Вот под таким дождем на загрязненной радионуклидами территории вказа­лось около 1,5 млн человек, в том числе 160 тисяч детей в возрасте до 7 лет на момент аварии.

  • й ведущий. На сегодняшний день одним из самих масштабних последствий чернобильско- го виброса является увеличение больннх раком щитовидной железьі, большая часть из которнх — дети.

Облучение щитовидной желези может привести к кратковременному или длительному нарушению ее функций.

  • й ведущий. Именно в ранний период про- исходило преимущественное облучение щитовид­ной желези за счет накопления в ней радионук- лидов йода, поступавших с продуктами питання и за счет ингаляции. Содержание 18І в молоке до­стигало в отдельннх районах Брянской области сотен тисяч беккерелей на литр. В силу физиоло- гических особенностей наибольшие дози облуче- ния щитовидной желези получали дети младших возрастов.

Де вушка (4-й чтец). Авария в Чернобнле привела к резкому увеличению числа случаев рака щитовидной желези, особенно среди детей, прожи- ваюіцих на загрязненннх радионуклидами терри- ториях.

У части детей, облученннх внутриутробно, от- мечается задержка умственного развития, наруше- ние поведенческих и змоциональннх реакций.

Дети стали чаще заболевать опухолями костей и мягких тканей и ЦНС в 1990-1994 годах.

Среди гемобластозов на первое место вьішел ос- трьій лимфолейкоз.

Заболеваемость раком почни у детей в после- аварийний период возросла на 65 %.

  • й чтец

По планете моеіі разбежалось пятно

радиации,

И сливаются тьісячи бєдствий в одно

горе наций.

Памятник на територии Чернобьільской АЗС

И рентгена потоки, как черньїе сни, носят ветрьі,

И болезнью єдиною зараженьї

континенти.

  • й чтец

У мальчишки, что в Припять в июне ньірял, — белокровье. Парень силу любви навсегда

потерял. Все с любовью. Ликвидатору, взлезшему первьім

на блок безотказно, Лучший в мире профессор уже

не помог, даже плазмой.

  • й чтец

Умирает, пронзенний потоком

частиц, авиатор. Радиация — в запахе, в голосе

птиц... Вот он — атом! Расползается зони пятно, словно

рак, по планете. — Как нам жить, как спастись, ну скажите же — как? — стонут дети.

  • й чтец

Облученнне рощи, цветьі и плоди,

снег и реки.

Оставляет Чернобнль ожогом следи

в человеке.

У природи родной недостаточно сил.

Сльїшишь стонн? Ах, как больно себя человек укусил,

скорпионно!

Из зелених берез внтекающий сок

полон яда.

Отмирает планети огромннй кусок

от распада.

й ведущий. Чернобьіль. Конец ноября

00 г. Через три недели будет остановлен третий знергоблок ЧАЗС, и станция перейдет в новий статус. Из знергопроизводящей она превратится в знергопотребляющую. Черной оказалась ее судь- ба. Самьій «молодой», четвертий блок, не прорабо- тав двух с половиной лет, взорвался в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. Через 5 лет из-за пожара, возник- шего в машинном зале, бьіл вьіведен из зксплуата- ции второй блок. Еще через 5 лет перевели на сто- яночньїй режим первьій блок. К зтому времени он проработал почти два десятилетия, больше всех из своих братьев. Мог бьі потрудиться еще, поскольку расчетньїй срок зксплуатации — ЗО лет. И вот те- перь на заклание бьіл отдан последний знергоблок.

  • й ведущий. Президентом У краиньї Л. Д. Куч- мой принято политическое решение. И отлично рабо- тающий блок, имевший на протяжении последнего года одни из лучших в мире зксплуатационньїх по- казателей (козффидиент использования установлен- ной мощности 82,4 %), в самое холодное зимнеє вре- мя вьіводится из зксплуатации. ЧАЗС, ради которой жертвовали собой тьісячи людей, превращается в ра- диоактивньїе отходьі.

  • й ведущий. Что думают по зтому поводу работники станции?

Ю н о ш а (5-й чтец) (Алексей Бондарьзлект- рослесарь). Надежд на власти нет. Помощь Запада? В Славутиче нет ни одного доллара, которьій бьі Запад вложил в реальное производство. Запад нам присьілает психологов, чтобьі научить, как избав- ляться от стрессов. А перед зтим у нас забрали пос- леднюю тарелку похлебки.

Вспоминается, как в трудних условиях после аварии сказали существенную помощь жителям города Припяти. Теперь же положение иное. Не по- кидает ощущение, что через два-три года Славутич будет ожидать судьба Припяти.

3-й ведущий. 15 декабря 2000 г. третий блок ЧАЗС остановлен. Станция перестала давать

злектрознергию и внводится из зксплуатации. Но проблеми остаются. Во-первих, люди. На ЧАЗС они, хотя в меньшем количестве, будут востребова- ни еще несколько лет. Но заработки упадут. Стан­ция стала финансироваться из бюджета. В Славу­тиче работать негде. Зто — спальний город. Во- втормх, ядерное топливо в первом и втором блоках остается либо в реакторах, либо в бассейнах ви­держки. В случае возникновения конфликтннх си- туаций (например, гипотетическое падение самоле- та) оно представляет серьезную опасность.

В-третьих, в обнекте «Укрнтие» хранится око- ло 180 тонн двуокиси урана. В каких местах и в ка- ком виде находится уран — неизвестно, спрогно- зировать его поведение на ближайшие десятилетия не под силу никакому оракулу. Как его извлечь, переработать, захоронить — предстоит решать бу- дущим поколениям.

В-четвертнх, ряд участков тридцатикилометро- вой зони останутся опасньши для человека еще мно- гие века из-за долгоживущих и токсичних радио- изотопов плутония. Они будут портить жизнь людям даже через 300 лет после аварии, когда цезий-137 и стронций-90 уже практически распадутся.

  • й ведущий. Авария на ЧАЗС потрясла всю нашу страну. Чернобнль — трагедия, потребовав- шая на многое посмотреть по-новому. Гибель лю­дей, боль их родньїх и близких, около 100 тис. че- ловек, сорванних невидимой опасностью радиации со своих родньїх мест, ущерб природе, зкономике. Все зто вместе заставляет сделать наисерьезнейшие виводи из апрельской трагедии.

Но самое главное — зто помнить о тех, кто се- годня живет рядом с нами и в те апрельские дни делал все возможное, чтоби ми сегодня могли спо- койно жить и радоваться жизни.

Танєц тьмьі под песню «Круг от руки» Линдьі.

На сцену поднимаются все учаетники вечера и поют песню «Прости, Земля» группьі «Земляне».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!