Муниципальное бюдж.етное общеобразовательное учреж.дение - средняя общеобраз.овательная школа №5 им.ени маршала Г.К.Жу.кова
ст. Старовеличковской Калини.нского района Краснод.арского края
Методи.ческая разработка по пред.мету кубановедение
к раз.делу Духовные исто.чники Кубани
«Хр.ам.Устройство хр.ама»
Автор раб.оты - учитель нача.льных классов
Ку.чер Татьяна Нико.лаевна
Старовеличковская, 2022
Те.ма урока: Устро.йство храма.
Кл.асс: 3 класс, с каза.чьей направленностью.
Тип ур.ока:урок но.вых знаний.
Це.ль:
Сформировать предст.авление о ценности и устро.йстве храма как общена.родного дома для мол.итв, святыни для правос.лавных людей на при.мере Храма свя.тому Александру Невс.кому.
Задачи:
Позна.комить с понятием «правос.лавный храм».
Позна.комить учащихся с назна.чением, внешним ви.дом и устройством правос.лавного храма
Разв.ивать интерес к зна.ниям о храмах, повы.шать мотивацию к изуч.ению православной куль.туры.
Воспитывать ценно.стное отношение к духо.вному, историческому и культ.урному наследию.
Плани.руемые УУД:
Личностные:
разв.итие навыков сотрудн.ичества со сверстниками и взро.слыми в различных ситу.ациях;
развитие этич.еских чувств как регул.яторов морального пове.дения;
развитие самостоя.тельности и личной ответст.венности за свои пост.упки на основе предст.авлений о нравственных нор.мах;
воспитание дов.ерия и уважения к ист.ории и культуре Рос.сии.
Предметные:
зна.ние, понимание и прин.ятие обучающимися ценн.остей культурных трад.иций православной Рос.сии;
осознание ценн.ости и духовности в челове.ческой жизни.
формир.ование первоначальных предст.авлений о храмах и их ро.ли в истории и соврем.енности России.
Метапре.дметные:
умение добы.вать информацию из разл.ичных источников;
уме.ние слушать собес.едника, вступать с ним в уче.бный диалог;
уме.ние планировать, контрол.ировать и оценивать резул.ьтаты своей деятел.ьности и деятельности парт.нёра, вносить корре.ктивы;
владение навы.ками смыслового чте.ния текста, осозн.анного построения реч.евых высказываний в соотве.тствии с задачами коммун.икации.
Формы и ви.ды деятельности: бес.еда, устный рас.сказ на тему, вырази.тельное чтение, раб.ота с иллюстративным матер.иалом, самостоятельная раб.ота с источником инфор.мации, участие в уче.бном диалоге.
Осно.вные термины и пон.ятия: Храм. Ик.она. Иконостас. Цар.ские Врата. Алт.арь.
Средства нагля.дности: Видеоролик: «Хр.амы Краснодарского кр.ая», «Собор Алекс.андра Невского», презе.нтация ««Устройство хр.ама»
Ход урока.
Организ.ационный момент
Учи.тель: - Здравствуйте, реб.ята!
Прозвенел зво.нок веселый.
Мы нач.ать урок гот.овы.
Будем слу.шать, рассуждать,
И др.уг другу помо.гать.
Учитель:- Я ра.да видеть вас здор.овыми и жизнерадостными.
Же.лаю всем нам успе.шной работы!
II. Актуал.изация знаний учащ.ихся.
Учитель:- А нач.нем мы свой ур.ок со стихотворения, кот.орое нам расскажет Да.ша Д.
В храм иду сег.одня днем,
У ме.ня свиданье в нем.
Пр.ямо за его порогом
Встр.ечусь я не с кем-то — С Богом!
Не.ту службы? Не бе.да:
В каждом хр.аме Бог всегда!
Учи.тель:– Ребята, как вы дум.аете, о чем мы будем сег.одня беседовать?
(по.каз учителем иллюс.траций храма)
-Как назыв.аются эти здания?
–Прав.ильно, это храмы.
- Как вы дум.аете, что такое хр.ам?
–Попробуйте да.ть определение эт.ому слову.
Фотог.рафии помогут вам в эт.ом. (Учитель зад.ает наводящие воп.росы, если де.ти затрудняются отве.тить)
(учащиеся да.ют определения сл.ову «храм»)
- Хр.ам - это здание, в кот.ором люди мол.ятся Богу, ста.вят свечки.
- В хр.аме происходят обр.яды венчания, крещ.ения, отпевания.
- В хр.аме много ик.он.
III .Сообщение те.мы урока
-Кто же наз.овет тему наш.его урока? (Хр.ам)
-Что бы вы хотели узн.ать сегодня на ур.оке?
(Что люди дел.ают в храме? Как уст.роен православный хр.ам? Как нужно се.бя вести в хр.аме?)
Давайте вспо.мним, что мы узнали на ур.оке изобразительного иску.сства, о внешнем ви.де храма)
–По ка.ким признакам мы отли.чаем храм от дру.гих зданий? ( Хр.амы отличаются по фо.рме.)
- Найдите ср.еди этих фотог.рафий ту, где изображён хр.ам.
- Кто знает назв.ание этого хр.ама? (Войсковой со.бор князя Алекс.андра Невского)
Дав.айте внимательно рассм.отрим внешний вид эт.ого храма.
- Ча.сто на храме стр.оят не одну, а неск.олько глав. У хр.ама может бы.ть один ку.пол, и три купола, и пя.ть, и семь, и бол.ьше.
- Что символизирует раз.ное количество куп.олов?
две главы озна.чают два естества (Боже.ское и человеческое) в Иис.усе Христе;
три гл.авы (три Лица Свя.той Троицы);
пя.ть глав (Иис.уса Христа и чет.ырех евангелистов);
се.мь глав (се.мь Таинств и се.мь Вселенских Соб.оров);
девять гл.ав (девять чи.нов Ангельских);
трина.дцать глав (Иис.уса Христа и двена.дцать апостолов). Ино.гда строят и бол.ьшее количество гл.ав.
Собор Алекс.андра Невского.
Войс.ковой собор кн.язя Александра Нев.ского — главный правос.лавный храм гор.ода Краснодара. Разру.шенный в 1932 году больше.виками, он, к счастью, был восста.новлен в наше вр.емя. Мимо не.го невозможно про.йти, не остановившись - его архит.ектура поражает св.оей лаконичностью и вели.чием одновременно, а зв.он колоколов мо.жно слушать час.ами, любуясь как их зол.ото сияет на сол.нце.
Собор был зал.ожен на средства каз.аков 1 апреля 1853 г. на ме.сте старого дерев.янного Воскресенского соб.ора. Собор посв.ятили князю Алекс.андру Невскому, так как счит.алось, что он покровительствует казач.еству в несении слу.жбы. Строительство соб.ора длилось по.чти 20 лет
Войсковой со.бор предстал пе.ред горожанами пятиг.лавым, белокаменным, в нар.оде его сразу же проз.вали «белый со.бор». Построенный в рус.ско-византийском архите.ктурном стиле, он предс.тавлял собой греч.еский крест с впис.анным в него квад.ратом. Имея выс.оту 41 метр, он ст.ал самым бол.ьшим храмом в доревол.юционном Екатеринодаре. Гла.вным украшением внутр.еннего убранства слу.жил фарфоровый икон.остас с позолоченной лепн.иной. В соборе бы.ло освящено два при.дела: первый - в че.сть князя Алекс.андра Невского и вто.рой - в честь покро.вителя главнокомандующего Кубан.ского казачьего вой.ска великого кн.язя Михаила Рома.нова. Площадь и ул.ица, примыкающая к хр.аму, стали назыв.аться Соборными.
Войс.ковой собор был оч.ень значимым для каз.аков, так как там хранились рели.квии и регалии Кубан.ского казачьего вой.ска.
В 2003 году губер.натор Кубани Алек.сандр Ткачев при.нял решение восста.новить храм, но уже на но.вом месте – в нач.але улицы Кра.сной, главной ул.ицы города.
Белос.нежный храм сей.час, как и прежде, укра.шает город. Са.мые главные церк.овные праздники и соб.ытия проводятся зд.есь. Горожане лю.бят этот хр.ам, совершая зд.есь обряды венч.ания, а затем и кре.стят здесь св.оих детей. А благ.одаря расположенным ря.дом скверам и пар.кам, на собор мо.жно любоваться с люб.ого ракурса.
Прос.мотр видеоролика «Со.бор Александра Невс.кого»
–Можно ли предс.тавить себе совре.менный русский го.род или крупное се.ло без храма? Где бы не рассе.лялся русский на.род, на том месте ср.азу же возводился правос.лавный храм. Чел.овек всегда стре.мится к прекрасному, наде.ется на лучшее и его ду.ша находит по.кой только в Бо.ге, поэтому лю.ди всегда тян.утся в храм. Хр.ам – источник живит.ельной благодати, где лю.ди обращаются к Бо.гу и получают прос.имое. Наш город – не исклю.чение.
Просмотр вид.еоролика «Храмы Краснод.арского края»
1.Изуч.ение устройства хр.ама.
-А теперь зай.дем внутрь хр.ама.
–Мы поднимаемся по ступе.нькам и останавливаемся на площ.адке, которая назыв.ается папертью.
- В пре.жние времена на пап.ерти молились кающ.иеся грешники. Та.кже на паперти бед.ные просят мило.стыню.
-Давайте про.йдём в притвор.
При.твор - славянское сл.ово, которое озна.чает «перед две.рями»
В притворе ран.ьше стояли те, кто гото.вился к крещению и кающ.иеся, временно отлуч.енные от причастия. Прит.воры в монастырских хра.мах часто использ.овались также в каче.стве трапезных. В наст.оящее время при.твор сравнительно небо.льшой. Над притвором обы.чно строится колок.ольня.
- Над входом в хр.ам, обычно, стро.ится колокольня, то ес.ть башня, на кот.орой висят коло.кола. - Колокольный зв.он употребляется для то.го, чтобы созы.вать верующих на мол.итву - к богослужению и возв.ещать о важнейших час.тях совершаемой в хр.аме службы.
Рус.ские колокола отлич.аются звучностью и певуч.естью. Литье коло.колов - особый вид иску.сства (один из шеде.вров – Царь-кол.окол в Кремле). Уда.рная часть коло.кола называется язы.ком, т.е. русский на.род считает, что кол.окол имеет жи.вой голос. На.род на Руси все.гда любил колок.ольный звон, наз.ывал его «малиновым».
Физм.инутка
-Мы проходим в са.мую большую ча.сть – сам храм, ме.сто для прихожан, собра.вшихся на церковное богосл.ужение. В православном хр.аме людей встр.ечают иконы, св.ечи.
Иконы разме.щаются по стенам хр.ама в больших киотах - в специ.альных больших ра.мах, а также на аналоях - на осо.бых высоких уз.ких столиках с накл.онной крышкой. Пе.ред иконами и анал.оями стоят подсв.ечники, на которые веру.ющие ставят св.ечи.
В центре ст.оит аналой с ико.ной праздника.
Ан.алóй- это небольшой выс.окий четырёхугольный сто.лик с покатым вер.хом.
- Ну, а впереди вы вид.ите целую ст.ену из икон. Она назыв.ается иконостас.
Икон.остас–перегородкана кот.орой в несколько ря.дов располагаются ик.оны, обращенные лик.ами к молящимся веру.ющим. Иконостас сос.тоит из нескольких ря.дов икон
- В цен.тре иконостаса - дв.ери. Они называются Цар.ские врата (вор.ота). Через них к лю.дям выносят Еван.гелие и через них ни.кто, кроме священнос.лужителей не проходит. Спр.ава от Царских вр.ат всегда ик.она Христа. Сл.ева – всегда ик.она Божией Мат.ери.
За иконостасом нахо.дится алтарь, главн.ейшая часть хр.ама, место свя.тое, поэтому в не.го не позволяется вхо.дить непосвященным. Алт.арь означает не.бо, где обитает Бог, а хр.ам — землю.
Свящ.енник обычно мол.ится именно там, и без его благос.ловения никто дру.гой не имеет пр.ава туда вхо.дить.
Престол-са.мая важная ча.сть алтаря. Он нахо.дится в центре алт.аря, сразу за Царс.кими Вратами; ко.гда они открыты, Пре.стол хорошо ви.ден из храма. На Прес.толе совершается са.мое важное из вс.ех таинств Цер.кви – таинство Евхар.истии. Именно зд.есь постоянно преб.ывает Христос в св.оих Святых Тай.нах. Также на Прес.толе в красивом металл.ическом окладе ле.жит богослужебное Еван.гелие. Прикасаться к Прес.толу могут тол.ько священнослужители. Во вр.емя совершения богосл.ужения они стоят пе.ред ним и по бокам от не.го.
- В храме, прово.дится не только прича.щение, как правило, в нём совер.шается крещение новоро.жденных, здесь же быв.ает венчание новоб.рачных, в храме отпе.вают умерших правос.лавных христиан. В хр.аме также совер.шаются проводы защит.ников Отечества на во.йну и благодарственные слу.жбы после поб.еды. Около хр.ама наши пре.дки собирались на наро.дные собрания, непод.алеку от храма устраи.валась и торговая пло.щадь.
Таким обр.азом, православный хр.ам на протяжении мно.гих веков росси.йской истории явл.ялся и местом об.щих народных собр.аний, и местом освя.щения всех сто.рон человеческой жи.зни.
Правила пове.дения в храме
- В раз.ных местах чел.овек соблюдает опреде.ленные правила пове.дения. В автобусе – од.ни, в театре – дру.гие, в школе – тре.тьи и т.д.
Храм – Дом Бо.жий. Как вы думаете, сущес.твуют ли правила пове.дения в храме? Ес.ли да, то какие? (Отв.еты детей)
Действ.ительно, в храме дол.жна быть тиш.ина и спокойствие; каж.дый прихожанин сосредот.очивается на том, для чего и с чем он при.шел в храм.
К свяще.ннику следует обращ.аться «батюшка» или «от.ец (имя)», а затем изла.гать суть сво.его обращения. Ес.ть определенные требо.вания и к внешнему ви.ду. В храме сущес.твуют особые пра.вила поведения, называ.ющиеся церковный эти.кет. Сейчас мы про.чтём стихотворение и вме.сте выведем св.од правил для маль.чиков и девочек, посещ.ающих храм:
Я пред.лагаю ознакомиться с памя.тками.( Учитель раз.дает детям)
Пам.ятка мальчику:
Пре.жде чем зайти в со.бор,
Головной сн.ими убор,
Зл.ые мысли отг.они:
Не нужны те.бе они...
Памятка дев.очке:
Скромную над.ень одежду,
В брю.ках в храм ид.ёт невежда,
Гол.ову платком по.крой
И тихонько в хр.аме стой.
Маль.чику и девочке:
Ник.ого не осуждай,
Пом.ощь нищему по.дай,
Поставь све.чку и потом
Ос.ени себя кре.стом.
Богомыслие хр.ани,
Лень пода.льше прогони,
Ду.шой с Богом прим.ирись,
И со всеми ты мол.ись.
Богомольцев не тол.кай,
К чину в хр.аме привыкай.
Не гл.яди по сторонам —
Непо.лезно это нам...
Хоть стар.ушка, хоть де.вица
Не посматривай на ли.ца,
Глазки в зе.млю опусти,
О гре.хах своих гр.усти.
-О чём необходимо пом.нить мальчику, зах.одя в храм? Как дол.жны выглядеть дев.очки, приходящие на слу.жбу в церковь?
-Как мы зах.одим в храм?
-Как мы ст.оим во время богосл.ужения?
Проверка усво.ения нового мате.риала (работа в па.рах)
Подведем ит.ог ваших зна.ний полученных на ур.оке. Еще раз вспомним, как уст.роен храм.
Сю.да приходят в де.нь воскресный,
А в праз.дник здесь по.рою тесно.
Зд.есь люди каю.тся, спасаются.
Как это ме.сто называется? (_______________)
Хр.ам на три части разд.елен,
сначала вхо.дим мы в ( ___________________)
Затем вой.дем в другую ча.сть.
Народ зд.есь молится, кре.стясь
И хорошо изве.стно нам,
Что это, собственно, ес.ть ( ________________)
Там престол, где Гос.подь восседает,
Ие.рей службу там сове.ршает.
И светится то ме.сто, как встарь,
И мы зн.аем, что это ( ___________________)
Стоит выс.окая стена.
Она укра.шена прекрасно –
На ней и кр.ест, и образа.
Отве.тьте дружно мне сей.час:
Эта стена– ( _____________________)
Ст.оит высокая ст.ена,
На ней иконы, обр.аза,
А в самом цен.тре – дверь
Она луч.иста и светла, ве.дь это царские ( _____________)
Вс.ех зовет к мол.итве он,
Знаешь ты и зн.аю я, то звонят ( ___________________)
Она ст.оит, и я стою. Она го.рит, и я хочу
Гор.еть любовью к Бо.гу , к людям …
О том мол.юсь, того хо.чу, и зажигаю я ( ____________)
- Пров.еряем, что у вас получилось.
V. Подве.дение итогов ур.ока
– Сегодня мы мно.гое узнали о вне.шнем строении правос.лавного храма, его внутр.енних особенностях. Подр.обно познакомились с хра.мом Александра Невс.кого.
Вы, наверное, заме.тили, что в храме нет нич.его лишнего, всё нахо.дится в строгом пор.ядке, имеет св.ой символический см.ысл и служит од.ной цели – спас.ению души чело.века. Поэтому чел.овек свою ду.шу тоже дол.жен освободить от вс.его лишнего, нену.жного, всего то.го, что мешает доб.рым помыслам и пост.упкам. В душе чело.века тоже дол.жно быть всё в стр.огом порядке. Отс.юда среди правос.лавных христиан быт.ует выражение «хр.ам души». Я же.лаю вам, чтобы и вы нач.али строить хр.ам в своей ду.ше, избавляясь от вс.его негативного и умн.ожая добро и люб.овь.
VI. Рефлексия:
- Лю.ди, приходя в хр.ам, учатся до.бру, милосердию, состр.аданию, сочувствию, справед.ливости, чести.
И все эти каче.ства нужно бер.ечь в себе. Как ого.нек от свечи отда.вать тепло то.му, кто в этом нужд.ается, душой тяну.ться к небу, а сво.ими делами помо.гать ближним. И то.гда вы сбережете хр.ам в своей ду.ше и будете сози.дать всю свою жи.знь.
- Я надеюсь, что вы запо.мнили как вести се.бя в храме, ве.дь впереди мн.ого православных празд.ников, на которые вы с родит.елями посетите Бо.жий дом.
Д/з. Нарисовать хр.ам или выполнить про.ект храма из пласт.иковых бутылок.