ПРОЕКТ УРОКА
Открытый урок ОДНКНР в 5 классе
На муниципальном уровне
Подготовила и провела: Абитаева Сакинат Исаковна учитель истории МКОУ «Султанянгиюртовской
СОШ им. Ю.Акаева»
2019г.
Кизилюртовский район РД
основы духовно-нравственной культуры народов России
в пятом классе
"Хранить память предков"
Ученик:
- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
- выделяет основную мысль в тексте (МР);
- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);
- аргументированно отстаивает своё мнение (МР)
- называет меценатов конца XIX- начала XX века (ПР);
- отстаивает своё мнение ненасильственными способами (ЛР)
- соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)
оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)
Программные требования
Выпускник научится:- давать оценку личностям благотворительности конца XIX - начала ХХ века; - анализировать информацию из источников; систематизировать материал, содержащийся в различных источниках.
- составлять портрет героя художественного полотна
Мировоззренческая идея
Творить благо
Программное содержание
Уважение к труду, обычаям предков. Без памяти нет нравственности. Благотворители.
План изучения нового материала
-
Понятия «благотворительность», «меценат»
-
Характеристика личности меценатов
-
Оценка роли меценатства в культуре России
Основные понятия
Благотворитель, меценат
Основные даты
КонецXIX –начало XX века
И мена исторических деятелей
С.И. Мамонтов, М.К. Тенишева, М.К. Морозова (Мамонтова), С.Т. Морозов, братья С.М. и П.М. Третьяковы, А.А Бахрушин, И.А. Морозов, М.А. Морозов, В.А Морозова (Хлудова), братья Щукины, А. Шихобалов, М.Д. Челышев, супруги Курлины.
Тип урока
урок изучения нового материала
Форма урока
урок-размышление
Технология
интерактивного обучения
Мизансцена
5 групп по 5(6) человек
Оборудование урока
Учебник Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», мультимедийная презентация, рабочие папки с раздаточными материалами
Домашнее задание
Доклады, сообщения, презентации
Выбор лидера группы
Определение общих правил работы в группе
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)
Вводная беседа:
- Что мы видим на слайде?
- Что объединяет изображения (здания, картины) и портреты этих людей?
Задание: Обоснуйте свой выбор и ответ.
- Сформулируйте тему урока.
- Можно ли этих людей назвать благотворителями? Почему?
- Обратитесь к учебнику страница 136-137
Главный вопрос урока:
Кого можно считать благотворителями?
- Что мы должны знать, чтобы аргументировано ответить на главный вопрос урока?
Задание: Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в рабочих папках, распределите между собой задания.
Задание 1 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями братьев Третьяковых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.
Задание 2 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями супругов Курлиных, Шихобалова, Челышева. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.
Задание 3 группе: Выяснить, можно ли считать благотворителем М.К. Тенишеву. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.
Задание 4 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителем С.И. Мамонтова. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.
Задание 5 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями Морозовых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.
Распределение заданий внутри группы
Слайд 1.
Фронтально
Слайд 2
Запись темы в тетрадь
фронтально
Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки
-анализирует информацию.
высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
- формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР)
- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);
высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
-
Практическая работа в микрогруппах
Работа групп:
1 ученик – изучает биографию, оформляет информацию в таблице
2 ученик – анализирует информацию в различных источниках и составляет портретную и личностную характеристику благотворителя;
3 ученик - изучает источники и описывает роль благотворителя в культуре России;
4 (5) ученик –составляет портрет героя художественного полотна, дает оценку личности и ее деятельности современниками и потомками;
5 ученик – оформляет информационный коллаж
-
Микрогрупповая дискуссия:
обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы
Дополнительная информация:
Благотворитель- лицо, занимающееся благотворительностью (толковый словарь Д.Н. Ушакова)
Благотворитель- тот, кто осуществляет благотворительность. (толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)
Благотворительность- оказание бескорыстной материальной помощи.
Меценат-лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
Индивидуальная и групповая работа
Слайд 3
-выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);
-находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
- выделяет основную мысль в тексте (МР);
-отстаивает своё мнение ненасильственными способами (ЛР)
- соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
-
Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы: коллаж о братьях Третьяковых, рассказ и характеристика личности и их вклад в русскую культуру;
Презентация работы 2 группы: коллаж о супругах Курлиных, Шихобалова, Челышева, рассказ и характеристика личности и их вклад в культуру Самары;
Презентация работы 3 группы: коллаж о М.К. Тенишевой, рассказ и характеристика личности и ее вклад в русскую культуру;
Презентация работы 4 группы: коллаж о С.И. Мамонтове, рассказ и характеристика личности и его вклад в русскую культуру;
Презентация работы 5 группы: коллаж о Морозовых, рассказ и характеристика личности и их вклад в русскую культуру;
Коллективная дискуссия
-
– Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева? Согласны ли вы с ними, почему?
«Без памяти нет совести»
Д.С. Лихачев
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
А.С. Пушкин
Согласны ли вы с ними, почему?
Оценим жизненные ситуации.
-
Вывод, обобщение по уроку: Память не оставляет человека равнодушным, и в этом ее величайшее нравственное значение. Она хранит имена великих людей России, творивших благие дела во имя ее будущего.
У доски вся группа
Слайд 4
Фронтально
3-4 человека
Фронтально
Индивидуальная и групповая работа
- даёт характеристику личностям благотворителей(ПР)
- оценивает их вклад в русскую культуру
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)
Коллективное обсуждение:
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.
Листы оценки и самооценки
- оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)