Методическая разработка урока
Модуль: основы православной культуры
Класс: 4 класс
Тема: Христианская семья.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, венки.
Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в соответствии со своим цветом.
- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2
- Посмотрите, на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу. (Рассказ в иносказательной форме с нравоучением) «Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи
Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением
- Назовите главную мысль данной притчи? ! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).
III. Сообщение темы урока. Формулировка целей
Слайд 9
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Ответы детей)
Слайд 10
Работа со словарем.
- А сейчас посмотрим, как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.
- У каждой группы лежат свои источники. Вы должны зачитать определение семьи и указать источник.
№ 1 группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ушаков
№ 2 Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, связанных общностью быта, взаимной помощью. БЭС(большой энциклопедический словарь)
№ 3 Семья - группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами. Ожегов
№ 4 Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. Даль
Слайды 11-13
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение. Слайд 14
- С чем сравнивает семью автор учебного пособия? (с ковчегом)
- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? (Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)
- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)
Слайд 16
- А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья». (Учащийся читает)
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Слайд 17
- В слове семья много поучительных загадок и открытий.
Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я»
- Что это значит? (семеро таких же, как я.) (В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия).
Число «семь» издавна считается особенным. Почему? (Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.)
- Скажите, а какая семья называется дружной?
(Появляется большое сердце, в котором написано «Дружная семья»).
- У каждого есть своё сердечко, напишите на них названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. (заготовить скотч на доске).
Слайд 18
В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.
- В какой заповеди Божией говорится о почитание родителей? (5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе).
- Как вы ее понимаете?
- А сейчас мы поработаем в группах. Перед вами листочки с текстом. Вы должны прочитать его и выполнить задания.
1.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играла мать - императрица Александра Фёдоровна.
2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец - император Николай II.
3.группа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались в этой православной семье.
4 группа. Найдите и подчеркните, какие отношения были в семье.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
- Какой же должна быть христианская семья? Сделаем вывод. (Слайд 13.Христианская семья основывается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним.)
Работа с пословицами
Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл. (добавить лишние слова)
1 группа Слайд 23
В хорошей семье хорошие дети растут.
2 группа Слайд 24 В гостях хорошо, а дома лучше.
3 группа Слайд 25 В своём доме и стены помогают.
4группа. Слайд
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Слайд 19
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.
– Как называется это таинство?
Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.
- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.
В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.
Задание с венком. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым?
VI. Первичное закрепление.
Слайд 21
Вставь в текст нужное слово.
Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _________.
Рефлексия и оценка деятельности.
Задание по группам. Вам надо составить синквейн.
Название темы____________(одно существительное, синоним)
Описание_________________ (два прилагательных)
Действия _________________________(три глагола)
Для меня семья –это _____________________________(фраза)
Чувство________________________________(слово)
Итог урока.
- Что же такое христианская семья? В чем ее особенность?
- Слайд 30
Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!
Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ
ВЕРНОСТЬ
![]()

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ
ВЕРНОСТЬ
![]()

Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
1.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играла мать - императрица Александра Фёдоровна.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец - император Николай II.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
3.группа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались в этой православной семье.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
4 группа. Найдите и подчеркните, какие отношения были в семье.
Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)
Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)
Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)
Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)
№ 1 группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ушаков
№ 2 Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, связанных общностью быта, взаимной помощью. БЭС(большой энциклопедический словарь)
№ 3 Семья - группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами. Ожегов
№ 4 Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. Даль
в хорошей семье хорошие дети растут
в гостях хорошо, а дома лучше
в своём доме и стены помогают
семья сильна, когда над ней крыша одна