СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Христианские мотивы в творчестве русских поэтов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей проектной работы - это исследовать творчество русских поэтов и создать сборник стихов.Данную работу можно использовать на уроках литературы, истоках, литературных вечерах.

Просмотр содержимого документа
«"Христианские мотивы в творчестве русских поэтов"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Николо – Поломская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области











Проектная работа на тему:

«Христианские мотивы в творчестве русских поэтов».













Выполнил:

учитель русского языка и литературы

первой категории

Груздева Т.Г.









2018



СОДЕРЖАНИЕ

                                           

Введение  ……………………………………………………………………….. 3


Основная часть. …………………………………………………………………..4


Глава 1. Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина.…………………. 4 Глава 2. Христианские мотивы в творчестве П.А.Вяземского………………...7

Глава 3. Христианские мотивы в творчестве А.С.Хомякова…………………10 Глава 4. Нравственное значение поэзии, посвященной христианству……..  12    

Заключение………………………………………………… ………………. ….12


Приложение №1 . Сборник стихотворений………………………………….14

                                                           

                                                                                                                                   

                                               
























ВВЕДЕНИЕ.


                                                    Как Бог, хотел бы   знать все о каждом,                                                                                                              

                                                Чужое сердце виде как свое

                                                Водой бессмертья утолять их жажду

                                                И возвращать иных в небытие.              

                                                                                 Зинаида Гиппус                                      

Величайшие учёные — с древности до наших дней — верят в Мировой разум. И. Ньютон и А. Эйнштейн, М. Ломоносов и В. Вернадский, И. Коперник и Г. Мендель в науке, её открытиях и гипотезах чертали чувство благовения перед грандиозностью мироздания. Здесь один из истоков религии — основы духовного мира человека. Но есть ещё один источник., к которому обращается религия. Это тайна нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И ещё - вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадёжные мгновения жизни.

        Многие писатели и поэты стремятся стать сопричастным божественному началу.  Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – пронизана идеями Библии.  Важно оставить в памяти поколений такой неизгладимый след; знаний библейских заповедей, сюжетов.  Приобщение к христианству - это нравственное очищением, духовным воскрешение.  Христианская первооснова, суть которой – сердечная теплота христианской любви. Она ориентирована на высшие ценности. Всё, что рассмотрено в работе, обращено к духовному миру. Экология души, как убеждает мировая культура, в такой же степени важна, как экология природы. И мы должны быть благодарны всем, кто дает нам эти нравственные уроки, за Слово, воспитывающее в нас духовную устойчивость.                                              

Мы хотим живой литературы, искренней, интересной, яркой. Но при этом хочется, чтобы книги не только отражали мрачную действительность окружающего мира, но и помогали человеку найти путь к свету.

Христианские мотивы есть и в творчестве поэтов разных времен.  Христианские – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца. Мотивы — характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний. 

Не менее важно для писателей, наделенных даром Божиим и возможностью обращаться к широкому кругу читателей, осознавать свою личную ответственность за каждое произнесенное или написанное слово, ибо «порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность». («Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста». Слово 44.)  Это предупреждение святителя Иоанна Златоуста особенно актуально в наше время — время массовой культуры, пропаганды культа жестокости и насилия. Во многих школах проходят встречи с писателями и библиотекарями, ребята посещают Храм, и все это приближает нас к прекрасному миру поэзии. Меня заинтересовало, насколько присутствуют в творчестве поэтов христианские     мотивы.

Моя работа носит название: «Христианские мотивы в творчестве русских поэтов».

Цель работы: исследовать творчество поэтов и создать сборник стихов: «Христианские мотивы в творчестве русских поэтов».

        Объект исследования: творчество поэтов.


Предмет исследования: значение обращения к теме христианства в творчестве поэта.

Методы исследования:

- Поисково-исследовательский;

- Изучение научной литературы;

- Наблюдение.

Задачи исследования:

- выбрать из творчества поэтов стихи, содержащие христианские мотивы;

- изучить нравственное значение и роль поэзии, посвященной христианству.

Актуальность исследования: стихи, содержащие христианские мотивы, воспитывают в молодёжи чувство доброты, любви к окружающему миру, духовную стойкость, приобщают их к христианству, что является очень важным в наше жестокое информационное время.

Практическая значимость работы: использование на уроках литературы и литературных вечерах.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 На уроках литературы и истоках мы изучаем творчество знаменитых писателей и поэтов и видим, что христианские мотивы находят свое отражение во многих произведениях. Мне показалось интересным, что в творчестве многих русских поэтов просматривается связь с тем, что близко каждому человеку и известно из книги книг – Библии.

Глава 1. Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкин.

Первый поэт, к творчеству которого мне хочется обратиться, - это Александр Сергеевич Пушкин.

Сначала я хотел бы напомнить слова Пушкина о Библии – те, что записаны в воспоминаниях о поэте близкого ему человека, А. О. Смирновой-Россет: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой глубокой древности. Англичане правы, что дают Библию детям. Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике Библия всемирна, книга Иова содержит всю жизнь человеческую». Пушкин всей душой любил Святую Книгу, часто читал её и был проникнут по отношению к ней чисто детской доверчивостью. Читал на французском – Библия на церковно-славянском языке казалась ему громоздкой, не всегда вразумительной.

О том, что было особенно дорого Пушкину в православной духовности, свидетельствует выбор им для стихотворного переложения молитвы Ефрема Сирина. Как вспоминает А. Вяземский, Пушкин говаривал, что молитва эта «так и дышит монашеством». Молитва эта читается во время Великого поста, выражая собою глубину покаяния и стремление очиститься перед Господом:

Господин и Владыко живота моего, Отцы пустынники и жёны непорочны, дух праздности, уныния, любоначалия Чтоб сердцем возлететь во области заочны, и празднословия не дождьми. Дух же Чтоб укреплять его средь дальних бурь и битв, целомудрия, терпения и любве Сложили множество божественных молитв, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Но ни одна из них меня не умиляет,

Царю, даруй ми зрети моя прегрешения Как та, которую священник повторяет

И не осуждати брата моего, яко благо – Во дни печальные Великого поста;

словен еси во веки веков. Аминь. Всё чаще мне она приходит на уста.

И падшего крепит неведомою силой;

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия, не дай душе моей

Не дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин ощутил здесь иноческий «дух сокрушённый», столь умилявший его и вместе с тем аскетически-твёрдое стояние перед Богом. Опираясь на личный опыт, А. С. Пушкин стремился к вечному, общечеловеческому поэтическому познанию мира и человека. Главная молитва христиан «Отче наш», удивительная по своей красоте и силе, поэтично обработана и переложена Александром Сергеевичем Пушкиным. В этом переложении показана любовь к Небесному Отцу, тем самым введена в произведение особая авторская интонация.

Зачем же Пушкину потребовалось перекладывать молитву? Для того, чтобы показать своё понимание, любовь, надежду, личное отношение к Создателю:

Отче наш, сущий на небесах! Отец людей, Отец Небесный,

Да святится имя Твое; да придет царствие Твое; Да имя вечное Твое

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Святится нашими устами,

Хлеб наш насущный дай нам на сей день; Да придет Царствие Твое,

И прости нам долги наши, как и мы прощаем Твоя да будет воля с нами, должникам нашим; Как в небесах, так на земли,

И не введи нас в искушение, но избавь нас Насущный хлеб нам ниспошли от лукавого; Твоею щедрою рукою.

Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. И как прощаем мы людей,

Аминь. Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас.

Если мы сравним оригинал с поэтическим переложением А. С. Пушкина, то увидим, что в стихотворении поэта больше эмоционально-оценочных слов (например: «твоею щедрою рукою»; «ничтожных пред Тобою»; «прости, Отец, Твоих детей»), в оригинале нет почти эпитетов, за исключением слова «насущный».

Глава 2. Христианские мотивы в творчестве П.А.Вяземского.

Интересны религиозные мотивы в стихотворениях князя Петра Андреевича Вяземского.

А что известно о самом литераторе? О детстве и юношестве Петра Андреевича много интересного мы узнаём из собственного его «Автобиографического введения». «Ум мой мог развиваться довольно рано Также рано начал я писать стихи. Первоначальные стихи мои были французские. Червяк стихотворства уже шевелился во мне. Правильно или, по крайней мере, правильнее стал я писать гораздо позднее». На юного Вяземского огромное впечатление производили оды Ломоносова, от Державина, по его выражению, был без ума. Монологи и сцены из древнегреческих трагедий, которые давали Петру выучивать наизусть, были наслаждением. Когда П. А. Вяземский вышел в отставку, то посвятил себя исключительно литературе.

П. А. Вяземский был знаком почти со всеми представителями нашей литературы пушкинского и гоголевского периода, и со многими из них находился в дружеских отношениях, например с Жуковским и Пушкиным. Но талантливый писатель, живущий рядом с гением, обречён всегда быть в тени. Вяземский отлично понимал эту закономерность.

Однако А. С. Пушкин даёт высокую оценку талантам Петра Андреевича Вяземского:

Судьба свои дары явить желала в нём

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род – с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

В 1846 году Николай Васильевич Гоголь так писал о Вяземском в статье «В чём же, наконец, существо русской жизни»: «Из поэтов времени Пушкина отделился князь Вяземский Его стихотворения – импровизация, хотя для таких импровизаций нужно иметь слишком много всяких даров и слишком приготовленную голову. В нём собралось обилие необыкновенное всех качеств: ум, остроумие, весёлость и даже грусть».

Особенно меня волнует стихотворение «Молитва ангелу-хранителю» Петра Андреевича Вяземского, его строки звучат очень проникновенно:

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слёз ключи.

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту;

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Остаться равнодушным к этим строкам, устремлённым ввысь, обращённым к Богу, к ангелу, мне кажется, невозможно. У Вяземского П. А. много стихотворений проникнутых религиозным чувством: «Молитва», «Молись», «Иерусалим», «Предопределение» и другие.

Вяземский менялся внутренне под влиянием тяжёлых уроков жизни. Многочисленные утраты пошатнули скепсис и французское вольнодумство. Посетив в Константинополе сына, служившего там по дипломатической части, Вяземский с женой совершают паломничество в святую землю – Палестину. «Дни святых впечатлений» вылились в нарочито безыскусные, необычные для него стихи:

Свод безоблачно синий

Иудейских небес,

Беспредельность пустыни,

Одиноких древес,

Пальмы, маслины скудной

Бесприютная тень,

Позолотою чудной

Ярко блещущий день.

На Израиль с заветом

Здесь сошла Божья сень;

Воссиял здесь рассветом

Человечества день.

«Палестина»

В стихотворении «Палестина» (1850) отразилось духовное потрясение, во многом взорвавшее его прежнее мировоззрение. Величие религиозных символов переживается Вяземским необычайно сильно, с какой-то наивной откровенностью первооткрывателя. Религия для П. А. Вяземского была убежищем от скептицизма, подтачивавшего душевное равновесие. Однако канонически верующим человеком Вяземский не стал. Вся его последующая жизнь прошла в мучительных метаниях – принятие религиозных догматов сменялось всплесками богоборчества:

И спрашиваю я: где ж благодать провиденья?

И нет ответа мне на скорбный мой вопрос

«Куда девались вы с своим закатом ясным».

Глава 3. Христианские мотивы в творчестве А.С.Хомякова.

Другой замечательный поэт, в стихах которого тоже звучат религиозные мотивы - Алексей Степанович Хомяков.

Мне особенно понравилось стихотворение «К детям»:

Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас;

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь Вседержителя Бога.

Стеречь умилённо ваш детский покой,

Подумать о том, как вы чисты душой,

Надеяться долгих и счастливых дней

Для вас, беззаботных и милых детей,

Как сладко, как радостно было!

Чувствуется, что поэт любит детей непритворно, искренне. Он восхищён чистотой детей, думает об их счастливом будущем Но дети выросли , и поэту грустно оттого, что «малюток моих уже нет! И сердце так больно сожмётся!»

И в конце стихотворения поэт обращается к уже выросшим детям:

О дети, в глубокий полуночный час,

Молитесь о том, кто молился о вас,

О том, кто любил вас крестом знаменать, -

Молитесь, да будет и с ним благодать,

Любовь Вседержителя Бога.

Алексей Степанович Хомяков отличался в продолжении всей своей жизни редким благочестием и строгим исполнением церковных обрядов. Эта религиозность передалась Алексею Степановичу от матери , которая была очень религиозна. Ежедневно бывал он в церкви; разве только серьёзная болезнь или какие-либо важные обстоятельства могли заставить его пропустить церковную службу. Искренностью своего религиозного чувства и чистыми помышлениями он решительно обезоруживал всех.

Есть у Алексея Степановича Хомякова стихотворение «Давид» в котором поэт обращается к библейской истории в которой рассказывается о том, как безоружный пастушок Давид победил почти двухметрового великана Голиафа. И автор призывает всех сражаться с ложью необычным оружием -Божьим словом. «А Божье слово – Божий гром» - говорит в стихотворении автор.

Что же сближает поэтов Х1Х столетия: А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. С. Хомякова? На мой взгляд, такие чистые, светлые, пронзительно добрые стихотворения могли быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни. Об этом надо помнить, читая произведения русских классиков.


Глава 4. Нравственное значение и роль поэзии, посвященной     христианству

 Как известно из истории, а история — это неотъемлемая часть генетической памяти любого народа, населяющего нашу землю, без истории невозможно полноценное развитие этого народа, православная религия являлась основой русского государства фактически с самого его основания.

Основной свод правил нашего народа и нашего государства его

фундамент, это православное учение. Православие стало государственной религией нашей страны со своей спецификой и своими ценностями, вылившимися в рождение уникальной культуры и внесшей неоспоримый огромный след в развитие всего человечества.

Тема отношения религии и народа очень деликатная. Это – дело тайное и сугубо личное. Но у религии есть и другая, земная ипостась, ее общественное дело. Она «пропитывает» всю общественную жизнь – семью и школу, хозяйство и политику. Мы имеем возможность через поэзию, в которой присутствуют христианские мотивы, воспитывать лучшие человеческие качества.

Изучая творчество наших великих поэтов и писателей, мы видим, что в их произведениях часто звучат христианские мотивы. Примером может служить творчество А.С. Пушкина, как певца свободы, почти что революционера, но в то же время — это образ бескорыстного и доброго человека, человека большой души, понимаем это, читая его стихотворение «Пророк»:

… И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Поэтов называли пророками. Разные есть поэты, и тем более важно знакомится с теми, кто с помощью только им подвластного языка, художественных образов, пытаются донести до нас доброе, светлое, вечное. Цель работы было исследовать творчество русских поэтов и создать сборник стихов: «Христианские мотивы в творчестве русских поэтов».

 Поэзию не нужно навязывать, но нельзя о ней и забывать. Ибо это – наша традиция, история нашего города, наша гордость. Изучая ее, мы соприкоснулись с православной культурой.

Мною был создан сборник стихов «Христианские мотивы в творчестве русских поэтов», который можно использовать на уроках литературы и истоках. Также моим электронным вариантом может воспользоваться каждый учащийся нашей школы.

Данная работа очень важна, потому что мы должны знать писателей и поэтов нашей страны и гордиться ими.












































ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Сборник стихов: «Христианские мотивы в творчестве русских поэтов».

А.С.Пушкин

Отче наш.

Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."

Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.


Жил на свете рыцарь бедный…

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
НИ святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei1 кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa! 2
Восклицал в восторге он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратись в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все безмолвный, все печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Оп не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая, конечно,
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

1 Радуйся, матерь божия (лат.).
2 Свет небес, святая роза (лат.).

1829 г.

Ангел

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости,— он рек,— тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».

1827 г.

Друзьям (Богами вам еще даны…)

Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

1816 г.



Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».



П.А.Вяземский

Молитва Ангелу-Хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.

Молитва

Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами.
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами.
В те дни нам жизнь ясней, и внутренним глазам
Доступней Промысла таинственная книга.
И чаще радость в нас, и крест не в бремя нам,
И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.
Бывают дни, когда мрак на душе лежит:
Отяжелевшая и хладная, как камень.
Она не верует, не любит, не скорбит,
И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.
Хранитель Ангел мой! не дай мне в эти дни
Пред смертью испытать последнее сомненье
И от души моей ты немощь отжени,
И хлад неведенья, и чувств окамененье.
Но теплых слез во мне источник обнови,
Когда остынет он в дремоте лени томной;
Дай умиленье мне молитвы и любви,
Дай память смертную, лампаду в вечер темный.



Иерусалим

Куда ни обращаешь взоры,
Повсюду грустные места:
Нагая степь, нагие горы
И диких дебрей простота.

И посреди сей мертвой нивы
И скорбью освященных мест
Печально город молчаливый
Стоит, как на кладбище крест.

Но эта бедная картина
Превыше кисти и пера:
Здесь Гефсиманская долина,
Там Элионская гора!

1850

Молись

Молись! Дает молитва крылья
Душе, прикованной к земле,
И высекает ключ обилья
В заросшей тернием скале.

Она — покров нам от бессилья.
Она — звезда в юдольной мгле.
На жертву чистого моленья —
Души нетленный фимиам,
Из недоступного селенья
Слетает светлый ангел к нам
С прохладной чашей утоленья
Палимым жаждою сердцам.

Молись, когда змеей холодной
Тоска в твою проникнет грудь;
Молись, когда в степи бесплодной
Мечтам твоим проложен путь
И сердцу, сироте безродной,
Приюта нет, где отдохнуть.

Молись, когда глухим потоком
Кипит в тебе страстей борьба;
Молись, когда пред мощным роком
Ты безоружна и слаба;
Молись, когда приветным оком
Тебя обрадует судьба.

Молись, молись! Души все силы
В молитву жаркую излей,
Когда твой ангел златокрылый,
Сорвав покров с твоих очей,
Укажет им на образ милый,
Уж снившийся душе твоей.

И в ясный день и под грозою,
Навстречу счастья иль беды,
И пронесется ль над тобою
Тень облака иль луч звезды.

Молись! Молитвою святою
В нас зреют тайные плоды.
Все зыбко в жизни сей проточной.
Все тленью дань должно принесть.

И радость быть должна непрочной,
И роза каждая отцвесть.
Что будет, — то в дали заочной,
И ненадежно то, что есть.

Одни молитвы не обманут
И тайну жизни изрекут,
И слезы, что с молитвой канут
В отверстый благостью сосуд,
Живыми перлами воспрянут
И душу блеском обовьют.

И ты, так радостно блистая
Зарей надежд и красоты,
В те дни, когда душа младая —
Святыня девственной мечты, —
Земным цветам земного рая
Не слишком доверяйся ты.

Но веруй с детской простотою
Тому, что нам не от земли,
Что для ума покрыто тьмою,
Но сердцу видимо вдали,
И к светлым таинствам мольбою
Свои надежды окрыли.



Палестина


Свод безоблачно синий
Иудейских небес,
Беспредельность пустыни,
Одиноких древес,
Пальмы, маслины скудной
Бесприютная тень,
Позолотою чудной
Ярко блещущий день.

По степи — речки ясной
Не бежит полоса,
По дороге безгласной.
Не слыхать колеса.
Только с ношей своею
(Что ему зной и труд!),
Длинно вытянув шею,
Выступает верблюд.

Ладия и телега
Беспромышленных стран,
Он идет до ночлега,
Вслед за ним караван
Иль, бурнусом обвитый,
На верблюде верхом
Бедуин сановитый,
Знойно смуглый лицом.

Словно зыбью качаясь,
Он торчит и плывет,
На ходу подаваясь
То назад, то вперед.
Иль промчит кобылица
Шейха с длинным ружьем,
Иль кружится, как птица,
Под лихим седоком.

Помянув Магомета,
Всадник, встретясь с тобой,
К сердцу знаком привета
Прикоснется рукой.
Полдень жаркий пылает,
Воздух — словно огонь;
Путник жаждой сгорает
И томящийся конь.

У гробницы с чалмою
Кто-то вырыл родник;
Путник жадной душою
К хладной влаге приник.
Благодетель смиренный!
Он тебя от души
Помянул освеженный
В опаленной глуши.

Вот под сенью палаток
Быт пустынных племен;
Женский склад — отпечаток
Первобытных времен.
Вот библейского века
Верный сколок: точь-в-точь
Молодая Ревекка,
Вафуилова дочь.

Голубой пеленою
Стан красивый сокрыт;
Взор восточной звездою
Под ресницей блестит.
Величаво-спокойно
Дева сходит к ключу;
Водонос держит стройно,
Прижимая к плечу.

В поле кактус иглистый
Распускает свой цвет.
В дальней тьме — каменистый
Аравийский хребет.
На вершинах суровых
Гаснет день средь зыбей
То златых, то лиловых,
То зеленых огней.

Чудно блещут картины
Ярких красок игрой.
Светлый край Палестины!
Упоенный тобой,
Пред рассветом, пустыней
Я несусь на коне
Богомольцем к святыне,
С детства родственной мне.

Шейх с летучим отрядом
Мой дозор боевой;
Впереди, сзади, рядом
Вьется пестрый их рой.
Недоверчиво, взгляды
Озирают вокруг:
Хищный враг из засады
Не нагрянет ли вдруг?

На пути, чуть пробитом
Средь разорванных скал,
Конь мой чутким копытом
По обломкам ступал.
Сон под звездным наметом;
Запылали костры;
Сон тревожит налетом
Вой шакалов с горы.

Эпопеи священной
Древний мир здесь разверст:
Свиток сей неизменный
Начертал божий перст.
На Израиль с заветом
Здесь сошла божья сень;
Воссиял здесь рассветом
Человечества день.

Край святой Палестины,
Край чудес искони!
Горы, дебри, равнины,
Дни и ночи твои,
Внешний мир, мир подспудный,
Всё, что было, что есть, —
Всё поэзии чудной
Благодатная весть.

И, в ответ на призванье,
Жизнь, горе возлетев,
Жизнь-одно созерцанье
И молитвы напев.
Отблеск светлых видений
На душе не угас;
Дни святых впечатлений,
Позабуду ли вас?







А.С.Хомяков

К Детям

Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас;

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь вседержателя бога.


Стеречь умиленно ваш детский покой,

Подумать о том, как вы чисты душой,

Надеяться долгих и счастливых дней

Для вас, беззаботных и милых детей,

Как сладко, как радостно было!


Теперь прихожу я: везде темнота,

Нет в комнате жизни, кроватка пуста;

В лампаде погас пред иконою свет.

Мне грустно, малюток моих уже нет!

И сердце так больно сожмется!


О дети, в глубокий полуночный час

Молитесь о том, кто молился о вас,

О том, кто любил вас крестом знаменать.

Молитесь, да будет и с ним благодать,

Любовь вседержателя бога.
1839



ДАВИД

Певец-пастух на подвиг ратный
Не брал ни тяжкого меча,
Ни шлема, ни брони булатной,
Ни лат с Саулова плеча;
Но, Духом Божьим осененный,
Он в поле брал кремень простой –
И падал враг иноплеменный,
Сверкая и гремя броней.
И ты – когда на битву с ложью
Восстанет правда дум святых –
Не налагай на правду Божью
Гнилую тягость лат земных.
Доспех Саула ей окова,
Саулов тягостен шелом:
Ее оружье – Божье Слово,
А Божье Слово – Божий гром!
(1841)



ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

О Царь и Бог мой! Слово силы
Во время оно Ты сказал, –
И сокрушен был плен могилы,
И Лазарь ожил и восстал.
Молю, да слово силы грянет,
Да скажешь: «Встань!» душе моей, –
И мертвая из гроба встанет,
И выйдет в свет Твоих лучей!
И оживет, и величавый
Ее хвалы раздастся глас
Тебе – сиянью Отчей славы,
Тебе – умершему за нас!
(1852)



НАДПИСЬ НА КАРТИНЕ
(Ангел спасает две души от сатаны)

Я видел, как посланник Рая
Две души в Небо уносил,
И та прекрасна, и другая,
Но образ их различен был:
Одна Небес не забывала,
Но и земное все познала,
И пыль земли на ней легла,
Другая чуть земли коснулась
И от земли уж отвернулась,
И для безсмертья сберегла
Всю прелесть юного чела.
(1848)



26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!