Тема: Христианство на западных землях Древней Руси
Цели: Выявить основные причины и результаты принятия христианства, связанные с его влиянием на жизнь людей;
Задачи:1. Содействовать развитию у учеников исторического мышления, связанного с определением изменений в религиозных представлениях наших предков;
2. Формировать умение раскрывать причинно-следственные связи; совершенствовать умение учащихся работать с картами, делать выводы и обобщения;
3. Воспитывать у учащихся положительное отношение к нормам христианской морали и желание руководствоваться ими в своей жизни.
Оборудование: карта «Белорусские земли в X – XIII вв.», учебное пособие, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, схемы
Основные понятия: христианство, монахи, митрополия, епископ, епархия, двоеверие, церковная десятина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка Д/з.
Для проверки домашнего задания можно использовать следующие вопросы и задания.
а) Для фронтальной проверки знаний учащихся:
1. Подпишите на картосхеме (на магнитной доске) названия современных населенных пунктов, которые возникли в IX-XIII в.(выходят и пишут маркером):

Картосхема «Города Беларуси»
2. Объясните понятия: город, детинец, посад, торг, собор, ремесленное производство (на доске перевёрнуты – дети подходят, выбирают лист с понятием и объясняют его значение)
3. Какие виды ремесла получили наибольшее распространение в городах?
б) Для работы в парах:
Назовите места, в которых чаще всего возникали города и объясните, как это влияло на происхождение их названия.
Составьте и объясните схему «Состав городского населения».
С помощью конкретных примеров покажите, в чем заключалась общественная роль городов. Подумайте, насколько она изменилась в современное время.
III. Новая тема. (Слайд 1)
Вспомните:
Когда и где возникло христианство?
Почему религия получила такое название? Чему учил Иисус Христос?
В чем были причины быстрого распространения новой религии?
Что вы помните о крещении Киевской Руси? Что заставило киевского князя Владимира искать замену языческим верованиям?
Изучение п. 1 «Причины принятия христианства». (Слайд 2)
Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но в X в. религиозные представления наших предков начали изменяться. Чем это было вызвано? В те времена возникали первые государственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало потребность в знаниях, письменности, новых взглядах. Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианство. Христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.
В ходе обсуждения услышанного материала, учащиеся выделяют причины принятия новой религии:
возникновение государства,
установление княжеского единовластия,
рост земледелия, ремесла и торговли,
усиление потребности в знаниях,
необходимость расширения международных контактов.
Кроме этого, христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.
Учащиеся записывают 988 год - дату крещения Руси - в свои тетради.
При изучении п. 2 «Первые христиане белорусских земель» (Слайд 3-4)
- Скажите, а кто являлся первыми христианами на белорусских землях? Дополнительный материал: Среди первых христиан Полоцкой земли, вероятно, были Рогнеда и ее сын Изяслав. По летописным данным, Рогнеда в 1000 г. постриглась в монахини под именем Анастасия. Изяслава же летописец характеризует как «князя-книжника». Покажите на карте г. Заславль. Почему город носит такое название?
Проблемное задание: Дайте определение понятию «церковь». (Ответы учащихся)
(Слайд 5-6)
Далее учитель рассказывает о строительстве первых церквей в Полоцке и Друцке и появлении первых монастырей. Учащиеся вспоминают определения понятий монах и монастырь. При рассказе о первых монастырях можно использовать материалы рубрики «Это интересно» на с. 113. Наиболее ранний монастырь был построен возле Полоцка в начале XII в. одним из полоцких князей, возможно, Борисом Всеславичем. Монастырь находился у небольшой речки Бельчица и был посвящен первым русским святым Борису и Глебу. Отсюда его название — Бельчицкий Борисоглебский монастырь. Образцом для него послужил Киево-Печерский монастырь. (Слайд 7-8)
Показать на карте г. Полоцк, Друцк.
Последним в содержании данного пункта изучается организация церковного управления на восточнославянских землях.
Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве началось формирование церковной организации. Во главе ее стоял митрополит, находившийся в Киеве. Русская митрополия делилась на епархии, которыми руководили епископы. До начала XIII в. на Руси было создано 16 епархий, и среди них Полоцкая и Туровская. Историки полагают, что в Полоцке епархия возникла около 992 г. Имена первых полоцких епископов остались неизвестными. Только в начале XII в. упоминается полоцкий епископ Мина. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископом называется Фома.
Данный материал представляем в схематическом виде: (Слайд 9)
Митрополия митрополит
епархия епископ
Русская митрополия (центр - Киев)
епархии (до начала XIII в. на Руси их было создано 16)


Полоцкая Туровская
около 992 г., 1005 г.,
епископ Мина епископ Фома
Изучение п. 3 «Язычество и христианство» начинаем со сравнения двух религий в ходе повторительной беседы.
С принятием христианства началось широкое строительство церквей и монастырей. Так, в XII в. в одном только Полоцке было построено не менее десяти каменных церквей и основано три монастыря. Деревянных церквей строили намного больше, чем каменных. Успехи церковного строительства были очевидны.
Другое дело — укоренение христианской веры в сознании людей. Им было очень сложно порвать с привычной языческой верой, особенно это касалось сельского населения. Верхи общества (князья, бояре, княжеские дружинники) и жители городов быстрее принимали новую веру.
И после крещения восточные славяне долгое время отмечали языческие праздники и даже тайно молились старым богам. Древнерусская летопись упоминает о появлении и через сто лет после крещения Руси языческих жрецов — волхвов.
Это интересно. Отголоски языческих верований сохранились и в княжеской среде. Так, считалось, что князь Всеслав Врячиславич родился от «волхвования». Даже в произведении, созданном в конце XII в., — «Слове о полку Игореве» — полоцкий князь называется «волхвом». Под именем Волха Всеславича он остался известным в народных былинах.
Результаты сравнения можно оформить в табличной форме:
Параметры сравнения | Язычество | Христианство |
Время возникновения | | |
Отличительные черты |
| |
Влияние на жизнь людей | | |
Вывод: |
Проблемное задание: Объясните, почему на белорусских землях очень долго существовало двоеверие. (Слайд 10) (Ответы и предположения учащихся)
Выслушав мнения учащихся, отмечаем, что укоренение новой веры в сознании людей проходило долго. Им было очень трудно отказаться от привычной языческой веры. Поэтому процесс принятия христианства шел медленно, что привело к существованию на белорусских землях двоеверия. Его проявления учащиеся выписывают в соответствующую таблицу в ходе ознакомления с п. 3 § 23:
В духовной жизни людей |
проявления христианства | проявления язычества |
|
|
Вывод: |
Ученики делают вывод, что принятие христианства не помешало распространению и языческой веры в духовной жизни людей Древней Руси.
Физкультминутка.
Результаты и значение распространения христианства (п. 4) изучаются в ходе работы в парах и систематизации полученных результатов (Слайд 11):
Результаты распространение христианства |
положительные | обременительные для населения |
| |
Вывод: |
Христианские заповеди — почитай отца твоего и мать твою, не убий, не укради, не обмани — содействовали установлению добрых отношений между людьми. С приходом христианства исчезли жертвоприношения (в том числе и человека), кровная месть, многоженство.
Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования. При церквах и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только самыми образованными людьми, но и советчиками в делах. На белорусских землях развернулось строительство каменных храмов. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными сооружениями того времени. Их красота приобщала верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания прекрасного.
Для обеспечения потребностей церкви князья выделяли десятую часть всех своих доходов — с дани, судебных штрафов, таможенных пошлин и т. д. Но эта церковная десятина дополнительным бременем ложилась на плечи земледельцев, ремесленников, торговцев. Со временем церковь приобрела земли с зависимыми крестьянами и таким образом превратилась в феодала.
Тем не менее новая христианская религия, сменившая на землях восточных славян язычество, имела очень большое значение для развития общества.
Проверяем получившиеся результаты со слайдами 12 – 15. Ученики делают вывод, что принятие христианства носило больше положительных явлений в жизни общества Древней Руси.
Подвести итог работе поможет ответ на вопрос:
- Каким образом принятие христианства вдохновляло людей делать добро и содействовать установлению хороших отношений между людьми?
IV. Для первичного закрепления изученного материала с учетом фактора времени можно предложить учащимся выполнить следующие задания:
• объясните даты: 988 г., 992 г., 1005 г.;
• объясните понятия: монах, монастырь, митрополит, епархия, двоеверие, волхвы, христианские заповеди, церковная десятина;
• назовите причины и последствия принятия христианства;
• определите, почему на белорусских землях долгое время существовало двоеверие.
V. Рефлексия. При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии:
- на столах у каждого ученика лежат листочки с кругами: нарисуйте рожицу, соответствующую вашему настроению на уроке, и магнитом прикрепите к доске.
VI. Домашнее задание: § 23, подготовить устный ответ на вопрос 7 на с. 116. (Слайд 16)
Приложение 1.



Таблица 1. Приложение 2.
Параметры сравнения | Язычество | Христианство |
Время возникновения | | |
Отличительные черты |
| |
Влияние на жизнь людей | | |
Вывод: |
Таблица 2.
В духовной жизни людей |
проявления христианства | проявления язычества |
|
|
Вывод: |
Таблица 3.
Результаты распространение христианства |
положительные | отрицательные для населения |
| |
Вывод:
|
Приложение 3.

