СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христианство на западных землях Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по истории Беларуси. По учебнику История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

Просмотр содержимого документа
«Христианство на западных землях Древней Руси»

Тема: Христианство на западных землях Древней Руси

Цели: Выявить основные причины и результаты принятия христианства, связанные с его влиянием на жизнь людей;

Задачи:1. Содействовать развитию у учеников исторического мышления, связанного с определением изменений в религиозных представлениях наших предков;

2. Формировать умение раскрывать причинно-следственные связи; совершенствовать умение учащихся работать с картами, делать выводы и обобщения;

3. Воспитывать у учащихся положительное отношение к нормам христианской морали и желание руководствоваться ими в своей жизни.

Оборудование: карта «Белорусские земли в X – XIII вв.», учебное пособие, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, схемы

Основные понятия: христианство, монахи, митрополия, епископ, епархия, двоеверие, церковная десятина.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка Д/з.

Для проверки домашнего задания можно использовать следую­щие вопросы и задания.

а) Для фронтальной проверки знаний учащихся:

1. Подпишите на картосхеме (на магнитной доске) названия современных населенных пунктов, которые возникли в IX-XIII в.(выходят и пишут маркером):

Картосхема «Города Беларуси»

2. Объясните понятия: город, детинец, посад, торг, собор, ремес­ленное производство (на доске перевёрнуты – дети подходят, выбирают лист с понятием и объясняют его значение)

3. Какие виды ремесла получили наибольшее распространение в городах?


б) Для работы в парах:

  1. Назовите места, в которых чаще всего возникали города и объ­ясните, как это влияло на происхождение их названия.

  2. Составьте и объясните схему «Состав городского населения».

  3. С помощью конкретных примеров покажите, в чем заключалась общественная роль городов. Подумайте, насколько она изменилась в современное время.



III. Новая тема. (Слайд 1)

Вспомните:

  1. Когда и где возникло христианство?

  2. Почему религия получила такое название? Чему учил Иисус Христос?

  3. В чем были причины быстрого распространения новой рели­гии?

  4. Что вы помните о крещении Киевской Руси? Что заставило ки­евского князя Владимира искать замену языческим верованиям?


Изучение п. 1 «Причины принятия христианства». (Слайд 2)

Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но в X в. религиозные представления наших предков начали изменяться. Чем это было вызвано? В те времена возникали первые государственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало потребность в знаниях, письменности, новых взглядах. Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианство. Христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.

В ходе обсуждения услышанного материала, учащиеся выделяют причины принятия новой религии:

  • возникновение государства,

  • установление княжеского единовластия,

  • рост земледелия, ремесла и торговли,

  • усиление потребности в знаниях,

  • необходимость расширения международных контактов.

  • Кроме этого, христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.

Учащиеся записывают 988 год - дату крещения Руси - в свои тетради.

При изучении п. 2 «Первые христиане белорусских земель» (Слайд 3-4)

- Скажите, а кто являлся первыми христианами на белорусских землях? Дополнительный материал: Среди первых христиан Полоцкой земли, вероятно, были Рогнеда и ее сын Изяслав. По летописным данным, Рогнеда в 1000 г. постриглась в монахини под именем Анастасия. Изяслава же летописец характеризует как «князя-книжника». Покажите на карте г. Заславль. Почему город носит такое название?

Проблемное задание: Дайте определение понятию «церковь». (Ответы учащихся)

(Слайд 5-6)

Далее учитель рассказывает о строительстве первых церквей в Полоцке и Друцке и появлении первых монастырей. Учащиеся вспоминают определения понятий монах и монастырь. При рассказе о первых монастырях можно использовать материалы рубрики «Это интересно» на с. 113.  Наиболее ранний монастырь был построен возле Полоцка в начале XII в. одним из полоцких князей, возможно, Борисом Всеславичем. Монастырь находился у небольшой речки Бельчица и был посвящен первым русским святым Борису и Глебу. Отсюда его название — Бельчицкий Борисоглебский монастырь. Образцом для него послужил Киево-Печерский монастырь. (Слайд 7-8)

Показать на карте г. Полоцк, Друцк.

Последним в содержании данного пункта изучается организация церковного управления на восточнославянских землях.

Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве началось формирование церковной организации. Во главе ее стоял митрополит, находившийся в Киеве. Русская митрополия делилась на епархии, которыми руководили епископы. До начала XIII в. на Руси было создано 16 епархий, и среди них Полоцкая и Туровская. Историки полагают, что в Полоцке епархия возникла около 992 г. Имена первых полоцких епископов остались неизвестными. Только в начале XII в. упоминается полоцкий епископ Мина. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископом называется Фома.

Данный материал представляем в схематическом виде: (Слайд 9)

Митрополия митрополит

епархия епископ

Русская митрополия (центр - Киев)

епархии (до начала XIII в. на Руси их было создано 16)


Полоцкая Туровская

около 992 г., 1005 г.,

епископ Мина епископ Фома



Изучение п. 3 «Язычество и христианство» начинаем со сравнения двух религий в ходе повторительной беседы.

С принятием христианства началось широкое строительство церквей и монастырей. Так, в XII в. в одном только Полоцке было построено не менее десяти каменных церквей и основано три монастыря. Деревянных церквей строили намного больше, чем каменных. Успехи церковного строительства были очевидны.

Другое дело — укоренение христианской веры в сознании людей. Им было очень сложно порвать с привычной языческой верой, особенно это касалось сельского населения. Верхи общества (князья, бояре, княжеские дружинники) и жители городов быстрее принимали новую веру.

И после крещения восточные славяне долгое время отмечали языческие праздники и даже тайно молились старым богам. Древнерусская летопись упоминает о появлении и через сто лет после крещения Руси языческих жрецов — волхвов.

Это интересно. Отголоски языческих верований сохранились и в княжеской среде. Так, считалось, что князь Всеслав Врячиславич родился от «волхвования». Даже в произведении, созданном в конце XII в., — «Слове о полку Игореве» — полоцкий князь называется «волхвом». Под именем Волха Всеславича он остался известным в народных былинах.



Результаты сравнения можно оформить в табличной форме:

Параметры сравнения

Язычество

Христианство





Время возникновения



Отличительные черты







Влияние на жизнь людей



Вывод:

Проблемное задание: Объясните, почему на белорусских землях очень долго существовало двоеверие. (Слайд 10) (Ответы и предположения учащихся)

Выслушав мнения учащихся, отмечаем, что укоренение новой веры в сознании людей проходило долго. Им было очень трудно отказаться от привычной языческой веры. Поэтому процесс принятия христианства шел медленно, что привело к существованию на белорусских землях двоеверия. Его проявления учащиеся выписывают в соответствующую таблицу в ходе ознакомления с п. 3 § 23:

В духовной жизни людей

проявления христианства

проявления язычества






















Вывод:

Ученики делают вывод, что принятие христианства не помешало распространению и языческой веры в духовной жизни людей Древней Руси.

Физкультминутка.

Результаты и значение распространения христианства (п. 4) изучаются в ходе работы в парах и систематизации полученных результатов (Слайд 11):

Результаты распространение христианства

положительные

обременительные для населения



Вывод:

Христианские заповеди — почитай отца твоего и мать твою, не убий, не укради, не обмани — содействовали установлению добрых отношений между людьми. С приходом христианства исчезли жертвоприношения (в том числе и человека), кровная месть, многоженство.

Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования. При церквах и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только самыми образованными людьми, но и советчиками в делах. На белорусских землях развернулось строительство каменных храмов. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными сооружениями того времени. Их красота приобщала верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания прекрасного.

Для обеспечения потребностей церкви князья выделяли десятую часть всех своих доходов — с дани, судебных штрафов, таможенных пошлин и т. д. Но эта церковная десятина дополнительным бременем ложилась на плечи земледельцев, ремесленников, торговцев. Со временем церковь приобрела земли с зависимыми крестьянами и таким образом превратилась в феодала.

Тем не менее новая христианская религия, сменившая на землях восточных славян язычество, имела очень большое значение для развития общества.

Проверяем получившиеся результаты со слайдами 12 – 15. Ученики делают вывод, что принятие христианства носило больше положительных явлений в жизни общества Древней Руси.

Подвести итог работе поможет ответ на вопрос:

- Каким образом принятие христианства вдохновляло людей делать добро и содействовать установлению хороших отношений между людьми?

IV. Для первичного закрепления изученного материала с учетом фактора времени можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

• объясните даты: 988 г., 992 г., 1005 г.;

• объясните понятия: монах, монастырь, митрополит, епархия, двоеверие, волхвы, христианские заповеди, церковная десятина;

• назовите причины и последствия принятия христианства;

• определите, почему на белорусских землях долгое время существовало двоеверие.

V. Рефлексия. При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии:

- на столах у каждого ученика лежат листочки с кругами: нарисуйте рожицу, соответствующую вашему настроению на уроке, и магнитом прикрепите к доске.

VI. Домашнее задание: § 23, подготовить устный ответ на вопрос 7 на с. 116. (Слайд 16)

















































Приложение 1.



Таблица 1. Приложение 2.

Параметры сравнения

Язычество

Христианство

Время возникновения



Отличительные черты







Влияние на жизнь людей



Вывод:

Таблица 2.

В духовной жизни людей

проявления христианства

проявления язычества






















Вывод:



Таблица 3.

Результаты распространение христианства

положительные

отрицательные для населения



Вывод:










Приложение 3.