СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как средство развития речи дошкольников»

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

           «Литература служит представительницей

                                          умственной   жизни народа"

                                                     Н. А.Некрасов    

                                                

В 21 веке - векевысоких информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии  уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней, т.к. книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых дней его жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалков, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения.

Литературное произведение выступает перед дошкольником в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.  

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учила детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Наблюдая за своими воспитанниками, я обратила внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Педагог фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе дошкольники учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у дошкольников любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствоватьобразность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.


Особенности восприятия детьми литературных произведений

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». (Ненашев М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книжника. – Литературная газета, 2002, 22-28 мая, № 20-21, с.3).

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Этим вопросам уделяли в своих трудах Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова и др.

Для младших дошкольников характерно следующее:

- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;

- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);

- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;

- в центре внимания детей – главный персонаж;

- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);

- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;

- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);

- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника.

Дети среднего дошкольного возраста:

- способны глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере, возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;

- уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

- проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.

- легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;

- характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;

- развивается воссоздающее воображение.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

- рост внимания к выразительным средствам языка;

- герои произведения становятся им ближе и понятнее;

- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);

- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;

- способность к элементарному анализу литературных произведений.

Таким образом, активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства.

Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми младшего дошкольного возраста, можно выделить следующие ведущие задачи ознакомления их с книгой на этом возрастном этапе:

  • формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

  • обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

  • учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;

  • помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;

  • помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

  • помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.


Перед воспитателем средней группы стоят следующие задачи:

  • продолжать формирование у детей интереса к книге;

  • учить, внимательно, слушать и слышать литературные произведения;

  • помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;

  • помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

  • развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

  • поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

  • поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.


В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

  • закреплять и развивать устойчивый интерес к книге и воспитывать любовь к художественному слову;

  • наряду с непосредственным жизненным опытом детей, расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);

  • развивать воссоздающее воображение;

  • учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

  • помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; учить видеть скрытые причины поступков;

  • помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведения;

  • обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Для решения задач существенную роль играет правильный отбор произведений литературы. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И.Соловьевой, В.М.Федяевской, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.


Методика чтения и рассказывания детям произведений художественной литературы

Чтение – это дословная передача текста по книге. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть произведений читается по книге.

Рассказывание – это относительно свободная передача текста, при котором возможны перестановки слов, замена их, толкование.

Подготовка воспитателя к занятию заключается в следующем:

- предварительное знакомство воспитателя с произведением, направленное на то, чтобы осознать его художественную мысль, понять логику фактов, определить замысел автора, оценить характеры персонажей, выявить своеобразие художественных средств произведения;

- чтение произведения с целью выбора нужных средств выразительности, общего тона, интонаций;

- определение задач;

- формулировка вопросов для обсуждения прочитанного;

- обдумывание места использования иллюстраций;

- продумывание способов объяснения новых для детей или малопонятных слов и выражений.

Задачи ООД:

1. Познакомить детей с новым произведением (указать его жанр, название и автора).

2. Помочь детям понять основную мысль, идею автора.

3. Формировать умение мысленно представлять персонажей произведения, их поступки, обстановку, описываемую в тексте.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на события, действия героев.

5. Обратить внимание на особенности языка произведения, на своеобразие художественных средств, используемых автором.

Структура ООД по чтению и рассказыванию детям литературных произведений.

Условно в занятии можно выделить три части:

I часть – вводная. На данном этапе занятия чаще всего проводится небольшая беседа с детьми, которая готовит их к слушанию произведения, позволяет вызвать активный интерес к нему, мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста.

Возможно использование и других приемов подготовки детей к восприятию произведения: рассматривание иллюстраций, внесение игровых персонажей, знакомство с писателем и т.п.

II часть – чтение произведения

Воспитатель выразительно читает текст, после чего проводит беседу по прочитанному. Рекомендуется использовать следующие категории вопросов, задаваемых детям после прослушивания литературного произведения:

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всего понравился?).

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.(Кто виноват в том, что мама воробьишки осталась без хвоста? За что Ване было стыдно перед родными? Почему братец Иванушка попал в беду?

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»? почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»)? и т.п.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Например, «Вспомните, как Л.Н.Толстой рассказывал о том, что Ване очень хотелось съесть сливу? Почему он использовал в тексте слово схватил, а не взял?

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Например: зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали эту сказку, рассказ? Почему писатель так назвал свое произведение?

III часть – заключительная.

Ее цель – возвратить ребенка к тексту художественного произведения. Поэтому целесообразно заканчивать занятие рассматриванием иллюстраций с чтением соответствующих отрывков, инсценированием произведения с помощью разных видов театра.


Методика заучивания стихотворений

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р.И.Жуковская, оказывают влияние следующие факторы:

- интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, если сам ребенок может перевоплотиться в образ произведения, если есть смежные рифмы, правильный ритм, звучность;

- близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, в которых даны образы детей, в которых описывается, что дети умеют делать, чего они хотят, что у них есть. Ребенок, слушая стихотворение, в котором есть образ активного, жизнерадостного, инициативного героя, ставит себя на его место. Уже дети младшего дошкольного возраста неодинаково относятся к одному и тому же содержанию. Одни из них предпочитают фольклорные жанры с напевными песенными мелодиями, другие проявляют интерес к стихотворениям с динамичным, маршевым ритмом;

- интерес к художественному изобразительному творчеству. Дети, любящие рисовать, лепить, часто начинают интересоваться стихами, которые дают стимул к этому виду деятельности;

- возможность выявить свои творческие способности (принять участие в празднике, в игре). Радость от реализации своих творческих возможностей, «участие в исполнительской деятельности» (Е.А.Флерина) повышают интерес к искусству и создают условия для лучшего запоминания;

- характер оценочных суждений педагога. Необходимо поощрять даже небольшие достижения ребенка. воспитатель должен убедит каждого воспитанника в том, что он может запомнить, припомнить то, что он предлагает;

- выразительность чтения стихотворений взрослыми. Выразительное чтение особенно важно при первичном знакомстве с произведением, так как ребенок определяет, нравится или не нравится ему произведение. По мнению К.С.Станиславского, первые впечатления – это «семена» будущего творчества. Потеря этого важного момента может оказаться безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности. Исправить плохое чтение труднее, чем изначально создать хорошее;

- систематичность обучения. Если знакомство с поэтическими произведениями носит случайный характер или дети разучивают стихотворения только во время подготовки к праздникам, то у ребят не развивается потребность слушать и наслаждаться языком поэтических произведений, его звучностью, музыкальностью;

- овладение детьми способами, приемами запоминания. Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями.

Подготовка воспитателя к процессу заучивания стихотворения с детьми:

1. выбор поэтического произведения для заучивания;

2. чтение стихотворения вслух для того, чтобы вдуматься в его смысл, понять и выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого расставить логические ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.

Задачи:

1. Познакомить детей со стихотворением (указать его название и автора).

2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения (сформулировать ее, можно использовать строчки стихотворения).

3. Развивать произвольную память детей, учить запоминать стихи осознанно.

4. Формировать умение читать стихи выразительно.

5. Воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям.


Организованная образовательная деятельность обычно строятся по следующему плану:

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень, веселую игру и т.п.). Можно показать предмет, игрушку, картину близкие теме стихотворения.

2. Чтение стихотворения воспитателем. Воспитатель читает стихотворение наизусть, выразительно, так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал еще К.Д.Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно».

3. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель задает детям вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чем?); раскрывающие отношение ребенка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности.

Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

4. Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание.

5. Воспроизведение стихотворения детьми. Дети читают стихи индивидуально. Сначала следует предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные ребята смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, напоминает о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Для лучшего запоминания стихотворения можно использовать прием моделирования. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме и т.д.).

При заучивании стихотворения следует соблюдать следующие методические требования:

- не рекомендуется заучивать стихи хором, т.к. хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет неправильное произношение слов;

- поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).

Заучивание стихотворений в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте мышление детей носит конкретно-образный характер, их жизненный опыт невелик и они не всегда могут представить себе то, о чем говорится в стихотворениях. В этом возрасте необходимо широко использовать наглядность. Чтение стихотворений следует сопровождать показом игрушек, предметов. картин, близких по содержанию теме. Например, перед чтением стихотворения А.Барто «Снег» воспитатель может показать картину «Зимой на прогулке», на которой изображена зима: падает белый снег, радостные дети катаются на санках, играют и веселятся.

Смысл новых, непонятных детям слов и речевых оборотов следует раскрывать в наглядных игровых действиях. Например, для пояснения фразы « и верхом поеду в гости» воспитатель может посадить куклу на игрушечного коня, приговаривая: «кукла села верхом на лошадку и поехала к детям в гости».

Для лучшего запоминания используются неоднократные повторения стихотворения в игровой форме. Например, читая стихотворение Е.Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате.

В этом возрасте возможно чтение по ролям с элементами драматизации.

В занятие можно включать упражнения по технике речи: на развитие голоса, отработку дикции, постановку дыхания. Эти упражнения следует строить на игровой основе. Например, перед разучиванием стихотворения «Гуси, вы, гуси!» можно провести игру-перекличку: «Гуси-гуси! – Га-га-га!- Есть хотите? – Да-да-да!».

В среднем дошкольном возрасте до чтения можно охарактеризовать стихотворение, а затем прочитать его так, чтобы ребенок почувствовал настроение произведения. Например, «Сейчас я прочту вам очень ласковое стихотворение. У него и название звучит ласково, вслушайтесь - «Гуленьки». Поэтому и читать его я постараюсь негромко, ласково. Постепенно надо приучать детей самостоятельно характеризовать стихотворение, сначала с опорой на наводящие вопросы, далее без них.

При заучивании сложного по содержанию и большого по объему стихотворения можно использовать следующий прием: воспитатель читает строку стихотворения вопросом, а дети отвечают словами стихотворения. Например, стихотворение Е.Трутневой «Елка»:

Восп. «Вырастала елка в лесу на горке?»,

Реб. «Вырастала елка в лесу на горке»,

Восп. «У нее иголки зимой в серебре?»,

Реб. «У нее иголки зимой в серебре» и т.д.

Детей этого возраста следует приучать вслушиваться в чтение стихотворений, обращать внимание на то, как будут звучать те или иные строчки. Например, «Сейчас я прочту строчки, рассказывающие о том, что случилось с пирогом, который слепил кот. Догадайтесь, какое слово я прочту иначе, чем все остальные. Я выделю его голосом».

Занятия по разучиванию стихотворений можно закончить игрой-драматизацией.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихи.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы:

- показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;

- прослушивание аудиозаписей стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;

- предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;

- придумывание названия стихотворению;

- литературные викторины;

- анализ произведения по вопросам.

Для формирования чувства рифмы им можно предложить:

- подобрать рифмы к словам;

- соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов?»;

- игру «Доскажи словечко»;

- чтение художественных произведений (Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи», Б.Шергина «Рифмы», А.Барто «Капризные ерши», Е.Лавреньевой «Поймай рифму» и др.


Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться только организованной образовательной деятельностью. Чтение и рассказывание книг следует использовать в разные моменты жизни детей в детском саду, так как формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем ООД.

При использовании литературных произведений вне организованной образовательной деятельности решаются следующие задачи:

1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению; умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой, предупреждает забывание литературного произведения.

Однако во многих случаях вне занятия происходит первичное знакомство с произведением. Например, в младшей группе рассматриваются игрушки или картинки с их изображением и читаются стихи А.Л.Барто об игрушках. В среднем и старшем возрасте могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, наблюдение деревьев, цветущих растений).

Потешки, песенки, небольшие стихи целесообразно использовать в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е.Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они сапожки: этот – с левой ножки, этот – с правой ножки…»). Во время умывания воспитатель читает потешку: «Водичка-водичка, умой Витино (Сашино) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок…». Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

Удобным временем для расширения литературного багажа дошкольников за счет чтения произведений русской и мировой литературы является вторая половина дня, время прогулки в теплые периоды года.

В старших группах особый интерес представляет чтение «толстых» книг (объемных произведений), таких как, например, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н.Носова, «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Нильса с диким гусями» С. Лагерлёф, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен и др.

Возможно чтение книг вне занятий с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами приносят книги из дома и просят почитать их. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги воспитателю следует ознакомиться заранее.

М.М.Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3-4 лет не следует читать дольше 10-15 минут, детям в возрасте 5-6 лет – дольше 25 минут, детям 6-7 лет – 30-35 минут.

Для закрепления прочитанного можно использовать беседу по произведению, рассматривание иллюстраций к знакомым книгам и рассказам, своеобразные викторины, разговоры о творчестве писателя. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем воспитания у дошкольников таких качеств личности как вежливость, доброта, желание прийти на помощь нуждающемуся в ней, а также с формированием навыков правильного поведения. Для этого важно правильно подобрать литературу для чтения.

Для работы с книгой вне занятий в каждой возрастной группе создается уголок книги. К его устройству предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от игровой зоны и входной двери;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером). Чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, удобным для работы с книгой.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, иллюстрации к знакомым произведениям, портрет писателя, с творчеством которого в данное время знакомят детей. Рядом целесообразно иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материалов для ремонта. В нем можно хранить также персонажи и декорации для инсценирования литературных произведений с помощью разных видов театра, диафильмы, слайды по сюжетам рассказов, сказок, басен, аудиозаписи, на которых произведения для детей исполняют профессиональные актеры или авторы.

Необходима периодическая сменяемость материала книжного уголка.

Содержание книжного уголка и приемы работы с детьми в младшей, средней и старших группах имеют свою специфику.

В младшем дошкольном возрасте в книжном уголке должно находиться по количеству 4 – 5 книг, несколько экземпляров одного названия в одинаковом оформлении.

Литературные жанры могут быть представлены потешками, песенками, сказками, стихами, рассказами, книгами-картинками.

Тематика книг - об игрушках и играх детей, о животных, о природных явлениях, понятных детям.

Книги должны быть подобраны по программе, по сезону, к общественным праздникам, по интересам.

В младшей группе воспитатель должен проводить определенную педагогическую работу в книжном уголке: совместное рассматривание книг; знакомство с правилами пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками); починка книг в присутствии детей.

В средней группе количество книг в книжном уголке – 5-6. Книги одного названия могут быть представлены в разном оформлении. Из литературных жанров это могут быть загадки, сказки, рассказы, небылицы, поэтические произведения. Тематика книг разнообразна - любимые книги, книги о природе, веселые книги, поэзия. В средней группе целесообразно подбирать книги специально для мальчиков и девочек.

Педагогическая работа заключается в организации разговоров по содержанию книг; формировании устойчивого навыка бережного обращения с книгой (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку); привлечении детей к наведению порядка в книжном уголке, к помощи в ремонте книг.

В старшем дошкольном возрасте в книжном уголке может находиться 8-10 книг, а в подготовительной к школе группе – 10-12 книг.

Это рассказы, русские народные, зарубежные, авторские сказки. Малые фольклорные жанры - загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Обязательно должны присутствовать поэтические произведения. В подготовительной к школе группе возможно знакомство детей с некоторыми баснями, былинами.

Тематика книг – о природе, научно-познавательные, юмористические, о труде людей, о Родине (о ее истории и сегодняшней жизни), о родном городе, об общественных праздниках. При подборе книг следует учитывать юбилейные, праздничные даты. В книжный уголок можно помещать книжки-самоделки, «толстые» книжки, детские журналы.

Руководство деятельностью детей в книжном уголке заключается в закреплении умения пользоваться книгами, рассматривать их индивидуально и совместно с другими детьми. Воспитатель учит детей делиться впечатлениями о прочитанных произведениях, рассказывает детям о писателях и художниках-иллюстраторах, беседует об их творчестве с детьми; организует проведение викторин, выставок, починку книг.

Литературному развитию детей способствуют также литературные викторины, утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя, поэта, художника-иллюстратора, определенному литературному жанру, определенной теме.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников в ДОУ, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Скажи наоборот», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). Необходимо наличие разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, разных видов театра. 

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной.Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.