СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "«Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. « Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя  Актуальность: Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. « Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя  Актуальность: Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. « Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя "  

Просмотр содержимого документа
«Презентация "«Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников»."»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новосельцевский детский сад «Ивушка» Джанкойского района Республики Крым   « Чтение художественной литературы  как одно из средств развития речи дошкольников ».   Воспитатель Первой квалификационной категории  Титова Наталья Викторовна 2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новосельцевский детский сад «Ивушка» Джанкойского района Республики Крым « Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников ».

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Титова Наталья Викторовна

2018

« Чтение художественной литературы  как одно из средств развития речи дошкольников ».      Книги добру научили меня,   Книги дарили надежду и силу   И помогали, как будто родня,   В дни, когда все мне казалось немилым.   Много их было, нелегких минут,   Много их было, тревог и сомнений.   Но поняла я: коль книги живут,   Не прерывается связь поколений.   И не умрет в наших душах мечта,   И сохранится любовь на планете.   Пусть будут книги повсюду, всегда!   Пусть они нам, будто солнышко, светят !      .

« Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников ».  

  • Книги добру научили меня,  Книги дарили надежду и силу  И помогали, как будто родня,  В дни, когда все мне казалось немилым.  Много их было, нелегких минут,  Много их было, тревог и сомнений.  Но поняла я: коль книги живут,  Не прерывается связь поколений.  И не умрет в наших душах мечта,  И сохранится любовь на планете.  Пусть будут книги повсюду, всегда!  Пусть они нам, будто солнышко, светят !
  •  
  •  

.

Актуальность Актуальность: Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. « Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя  

Актуальность

  • Актуальность: Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. « Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя
  •  
ЗАДАЧИ:   Задачи: • Воспитание звуковой культуры  речи . • Обогащение и активизация словаря. • Формирование грамматического строя  речи . •  Развитие связной речи . • Ознакомление с  художественной литературой .  

ЗАДАЧИ:

  •  
  • Задачи:
  • Воспитание звуковой культуры  речи .
  • Обогащение и активизация словаря.
  • Формирование грамматического строя  речи .
  • •  Развитие связной речи .
  • Ознакомление с  художественной литературой .
  •  
Методы ознакомления с художественной литературой Рассказывание потешки :

Методы ознакомления с художественной литературой Рассказывание потешки :

Потешки для самых маленьких

Потешки для самых маленьких

Раз два три четыре пять  Любим пальцы мы считать  Этот пальчик будет дед  Этот пальчик будет баба  Этот пальчик будет папа  Этот пальчик будет мама  Этот пальчик буду я  Вот и вся моя семья

Раз два три четыре пять Любим пальцы мы считать Этот пальчик будет дед Этот пальчик будет баба Этот пальчик будет папа Этот пальчик будет мама Этот пальчик буду я Вот и вся моя семья

Считается, что в младшем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание  народной речи , улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Потешки отличаются богатством слов и  размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.    

Считается, что в младшем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание  народной речи , улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов.

Потешки отличаются богатством слов и  размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.

 

 

Инсценирование    . Различают два приёма  инсценирования : 1. Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.

Инсценирование  

  • . Различают два приёма  инсценирования :
  • 1. Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
ИИН

ИИН

Вот такие мы артисты….

Вот такие мы артисты….

Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в  развертывающееся  перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о  друга :  «Дед бил-бил, не разбил!» ,  «Водичка, водичка» .  

Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в  развертывающееся  перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о  друга«Дед бил-бил, не разбил!»«Водичка, водичка» .

 

Рассказывание сказок.   Это относительна свободная передача текста  (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем  чтение , поэтому рассказывание в младшем возрасте предпочтительнее. Я обеспечиваю активность детей во время  слушания : предлагаю выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., использую разнообразные наглядные пособия  (показ фигурок настольного театра, картинок) .

Рассказывание сказок.

  •  
  • Это относительна свободная передача текста  (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем  чтение , поэтому рассказывание в младшем возрасте предпочтительнее. Я обеспечиваю активность детей во время  слушания : предлагаю выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., использую разнообразные наглядные пособия  (показ фигурок настольного театра, картинок) .
Чтение сказок

Чтение сказок

Рассказывание сказок  показ настольного театра

Рассказывание сказок показ настольного театра

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы. - Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

- Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.

- Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.

- Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего  дошкольного возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные  средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается  развернутая  картина действий и результата. Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .

- Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего  дошкольного возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные  средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается  развернутая  картина действий и результата. Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .

 Рассматривание  ярких картинок и книжек.

Рассматривание ярких картинок и книжек.

Основная задача для  дошкольника  - научить слушать и слышать  (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает мне преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

Основная задача для  дошкольника  - научить слушать и слышать  (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает мне преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети  «не услышат»  слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети  «не услышат»  слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

Уголок книги и театра в группе

  • Малышам нравится и театр; они играют персонажами, куклами, масками, распределяя между собой роли. Театрализованные игры для детей  дошкольного возраста имеют воспитательное значение. С помощью театра дети обучаются речевой выразительности и умением слушать друг друга.
  • Существенную роль в формировании у  дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги . Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
  • В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с  книгой : знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
Наши книги здесь живут

Наши книги здесь живут

Музыкально –театральный уголок

Музыкально –театральный уголок

РЕЗУЛЬТАТ  Сопровождая человека с самых первых лет его жизни,  художественная литература  оказывает большое влияние на  развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка . Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать  литературные произведения и посредством этого развивается .  Дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в  речи выразительные средства языка , сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

РЕЗУЛЬТАТ Сопровождая человека с самых первых лет его жизни,  художественная литература  оказывает большое влияние на  развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка . Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать  литературные произведения и посредством этого развивается .

Дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в  речи выразительные средства языка , сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!