Интегрированный урок комбинированного типа
(русский язык « Текст- описание»+ литературное чтение « С.Есенин
« Черемуха» + внеурочная деятельность «Творческая мастерская») 3 класс
Тема: Художественно- изобразительные средства в тексте- описании.
Цель: Развитие речи и личности ребенка через включение его в продуктивную деятельность.
Задачи:
формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции русского языка, литературы, ИЗО;
выделение определённых признаков в явлениях окружающего мира;
нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний;
формирование познавательного интереса; познавательной творческой деятельности учащихся;
развитие интегрированного целостного уровня мышления;
формирование и совершенствование речевых умений путем вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность. Развитие исследовательских навыков;
формирование современных представлений о целостности и развитии природы;
развитие умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи;
учить понимать и чувствовать окружающую природу;
развивать память, речь, мышление;
закрепить ранее изученный материал по развитию речи (тип текста, художественно-выразительные средства языка);
воспитывать чувство прекрасного, внимательное отношение к окружающему миру.
Предполагаемые результаты:
Сочинение « Весна пришла. Весеннее настроение»
Ход урока
Организационный момент. Настрой.
-Сегодня у нас необычный урок: пришли гости. Давайте дружно поздороваемся со всеми. Садитесь.
-Сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу... (Включается музыка Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонка» и иллюстративный ряд)… вдохнем в себя красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, синеву неба и свежесть весеннего воздуха…. Все прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце. Выдохнули.
-Сегодня мы с вами постараемся создать настроение весеннего дня , выразить красоту природы весной. Надеюсь, что сегодня мы вложим в свою работу душу и сердце, и она получиться прекрасной!
-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом весна? С чем вы связываете весну? (подснежник, мамин праздник, день смеха, радуга, гром, яркое солнце, день длиннее)
-Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, превращения вдохновляли поэтов и художников всех времен. И они в своих произведениях передавали нам свое отношение к весне, свое настроение через слово. Чтобы выразить себя, необходимо быть действительно мастером! Много высокохудожественных картин, музыкальных композиций и стихов посвящено весне.
-У вас на парте лежит текст. Прочитайте его.
- Определите тему.
-Определите тип текста. Докажите.
-С помощью каких художественно- выразительных средств автор описывает весну?
-Какая будет тема сегодняшнего урока? ( художественно- выразительные средства в тексте- описании)
-Какую поставим цель на уроке? (читать текты поэтов, находить художественно- выразительные средства в тексте- описании, составлять предложения о весне, написать сочинение)
-Да, сегодня мы будем учиться у мастеров слова и тоже постараемся выразить наши чувства в устной и письменной речи. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне, обогащая наш словарный запас.
-Мы с вами уже начали создавать наш весенний словарик. Давайте вспомним предыдущие уроки литературы. Какие поэты обращались к теме весны в своем творчестве? (Ф.Тютчев, А.Пушкин, А.Майков, А.Плещеев, Н.Некрасов, С.Дрожжин, А.Блок)
-А сейчас я предлагаю обратиться к стихотворению еще одного поэта С.Есенина «Черемуха». Послушайте стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Ребенок читает стихотворение «Черемуха»)
-Какое настроение автора вы почувствовали? Обратитесь к своим карточкам.
- Обоснуйте свой ответ. (Автор, природа радуются приходу весны. Автор видит черемуху, ручей. Он подбирает определения для создания этих образов в стихотворении)
- Какие чувства возникли в вашем сердце?(изумление;радость;восторг;восхищение;ликование)
-Откройте учебники. Вы читали, слушали стихотворение. Поработаем над содержанием.
-У вас выделены слова. Каково значение этих слов?
вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно;
зелень пряная - с острым, ароматным запахом;
-Как вы поняли выражение?
ручей обдаёт - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
-Объясните значение слова:
под кручею - под обрывом;
круча - обрыв, крутой спуск.
-А теперь давайте посмотрим какими художественно-выразительными средствами Есенин смог выразить свое настроение. Найдите в тексте эпитеты.
роса медвяная - ароматная, с запахом меда;
зелень пряная - с острым, ароматным запахом
волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;
душистая черемуха - цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.
-Давайте дополним наш словарик новыми эпитетами. (Словарик заполняем – печать этих слов на доску)
-Работа с книгой.
-Найдите олицетворение.
- Какой образ олицетворяет черемуха?(Вывод: в этом стихотворении Есенина черемуха – это красивая кудрявая девушка!)
- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей)
- Прочитайте это в учебнике.
Открытие
- О чем это стихотворение? Тема? (О любви девушки – черемухи и юноши- в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла.)
-Основная мысль? (С приходом весны все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди)
-Для чего нужны эпитеты, олицетворения, сравнения?
(Вывод: с помощью художественно-выразительных средств языка мы делаем нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной)
-Я надеюсь, что в своей работе вы будете использовать эти слова.
-Тип текста? Докажите.
-Сколько частей?
-В народе считают, что в природе бывает три весны.
Первая весна – весна света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март.) Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)
-Какой цвет будет основным в изображении весны света (белый, желтый, розовый, голубой)
- Вторая весна-весна воды. Это какой месяц? (Апрель.) Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов , разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды )Какова будет палитра этой весны?(Белый, голубой, синий, желтый, золотой, серебряный)
- А весна травы, цветов – это какой месяц? (Это май, потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях. Добавляется цвет – красный, зеленый)
-Кто при помощи цвета выражает свое настроение? ( художники)
- Также весну в своих произведениях часто воспевали композиторы. В начале урока вы услышали фрагмент из произведения Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонка». Сейчас под музыку Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» давайте попробуем передать свое весеннее настроение с помощью знакомой вам техники эбру. Выберите цвет красок, соответствующий вашему настроению. (Дети рисуют)
( Я РАСКЛАДЫВАЮ КАРТОЧКИ- ЗАДАНИЯ!!!!)
-Понаблюдайте за движением воды. Краски под музыку сливаются, движутся. На что это похоже? (На танец)
-Появилось ли у вас желание дополнить словарик новыми эпитетами, сравнениями, олицетворениями? Давайте запишем. ( танцующая вода, живые краски, воздушные облака)
-А сейчас пришло время продемонстрировать, чему мы научились за сегодняшний урок, и применить наш словарик в деле.
-На столе карточки. Распространите самый обыкновенный (в какой-то степени скучный) текст с помощью художественно- выразительных средств. Текст перед вами. (Дети дописывают в пробелах недостающие слова)
Пришла весна.
Небо стало голубым. По небу облака.
Зеленеет травка. Появились цветы. На деревьях развернулись листья. В лесу слышны голоса птиц. Ярко засветит солнце.
-Ребята, мы сейчас проделали большую работу по обогащению своего словарного запаса, я бы даже сказала – своего поэтического образного словарного запаса. Теперь вам предстоит воспользоваться полученными знаниями и написать сочинение.
-Домашнее задание: написать сочинение на тему «Весна пришла. Весеннее настроение».
Рефлексия.
Цель: подвести итог по усвоению новых знаний и способов действий.
- Достигли ли мы цели урока?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
-Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?