СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно- изобразительные средства в тексте- описании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление раннее изученного материала( тип текста, художественно- выразительнве средства языка). С. Есенин " Черемуха". Подготовка к написанию сочинения " Весна пришла. Весеннее настроение".

Просмотр содержимого документа
«Художественно- изобразительные средства в тексте- описании.»

Интегрированный урок комбинированного типа

(русский язык « Текст- описание»+ литературное чтение « С.Есенин

« Черемуха» + внеурочная деятельность «Творческая мастерская») 3 класс


Тема: Художественно- изобразительные средства в тексте- описании.

Цель: Развитие речи и личности ребенка через включение его в продуктивную деятельность.

Задачи:

  1. формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции русского языка, литературы, ИЗО;

  2. выделение определённых признаков в явлениях окружающего мира;

  3. нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний;

  4. формирование познавательного интереса; познавательной творческой деятельности учащихся;

  5. развитие интегрированного целостного уровня мышления;

  6. формирование и совершенствование речевых умений путем вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность. Развитие исследовательских навыков;

  7. формирование современных представлений о целостности и развитии природы;

  8. развитие умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи;

  9. учить понимать и чувствовать окружающую природу;

  10. развивать память, речь, мышление;

  11. закрепить ранее изученный материал по развитию речи (тип текста, художественно-выразительные средства языка);

  12. воспитывать чувство прекрасного, внимательное отношение к окружающему миру.


Предполагаемые результаты:

Сочинение « Весна пришла. Весеннее настроение»



Ход урока



Организационный момент. Настрой.

-Сегодня у нас необычный урок: пришли гости. Давайте дружно поздороваемся со всеми. Садитесь.

-Сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу... (Включается музыка Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонка» и иллюстративный ряд)… вдохнем в себя красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, синеву неба и свежесть весеннего воздуха…. Все прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце. Выдохнули.


-Сегодня мы с вами постараемся создать настроение весеннего дня , выразить красоту природы весной. Надеюсь, что сегодня мы вложим в свою работу душу и сердце, и она получиться прекрасной!


-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом весна? С чем вы связываете весну? (подснежник, мамин праздник, день смеха, радуга, гром, яркое солнце, день длиннее)


-Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, превращения вдохновляли поэтов и художников всех времен. И они в своих произведениях передавали нам свое отношение к весне, свое настроение через слово. Чтобы выразить себя, необходимо быть действительно мастером! Много высокохудожественных картин, музыкальных композиций и стихов посвящено весне.

-У вас на парте лежит текст. Прочитайте его.

- Определите тему.

-Определите тип текста. Докажите.

-С помощью каких художественно- выразительных средств автор описывает весну?

-Какая будет тема сегодняшнего урока? ( художественно- выразительные средства в тексте- описании)

-Какую поставим цель на уроке? (читать текты поэтов, находить художественно- выразительные средства в тексте- описании, составлять предложения о весне, написать сочинение)

-Да, сегодня мы будем учиться у мастеров слова и тоже постараемся выразить наши чувства в устной и письменной речи. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне, обогащая наш словарный запас.

-Мы с вами уже начали создавать наш весенний словарик. Давайте вспомним предыдущие уроки литературы. Какие поэты обращались к теме весны в своем творчестве? (Ф.Тютчев, А.Пушкин, А.Майков, А.Плещеев, Н.Некрасов, С.Дрожжин, А.Блок)

-А сейчас я предлагаю обратиться к стихотворению еще одного поэта С.Есенина «Черемуха». Послушайте стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Ребенок читает стихотворение «Черемуха»)

-Какое настроение автора вы почувствовали? Обратитесь к своим карточкам.

- Обоснуйте свой ответ. (Автор, природа радуются приходу весны. Автор видит черемуху, ручей. Он подбирает определения для создания этих образов в стихотворении)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?(изумление;радость;восторг;восхищение;ликование)

-Откройте учебники. Вы читали, слушали стихотворение. Поработаем над содержанием.

-У вас выделены слова. Каково значение этих слов?



вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно;

зелень пряная - с острым, ароматным за­пахом;



-Как вы поняли выражение?



ручей обдаёт - окатывает водой, обливает сра­зу со всех сторон



-Объясните значение слова:



под кручею - под обрывом;

круча - об­рыв, крутой спуск.

-А теперь давайте посмотрим какими художественно-выразительными средствами Есенин смог выразить свое настроение. Найдите в тексте эпитеты.

  • роса медвяная - ароматная, с запахом меда;

  • зелень пряная - с острым, ароматным за­пахом

  • волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

  • душистая черемуха - цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.

-Давайте дополним наш словарик новыми эпитетами. (Словарик заполняем – печать этих слов на доску)

-Работа с книгой.

-Найдите олицетворение.

- Какой образ олицетворяет черемуха?(Вывод: в этом стихотворении Есенина черемуха – это красивая кудрявая девушка!)

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей)

- Прочитайте это в учебнике.

Открытие

- О чем это стихотворение? Тема? (О любви девушки – черемухи и юноши- в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла.)

-Основная мысль? (С приходом весны все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди)

-Для чего нужны эпитеты, олицетворения, сравнения?

(Вывод: с помощью художественно-выразительных средств языка мы делаем нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной)

-Я надеюсь, что в своей работе вы будете использовать эти слова.

-Тип текста? Докажите.

-Сколько частей?

-В народе считают, что в природе бывает три весны.

Первая весна – весна света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март.) Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)

-Какой цвет будет основным в изображении весны света (белый, желтый, розовый, голубой)

- Вторая весна-весна воды. Это какой месяц? (Апрель.) Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов , разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды )Какова будет палитра этой весны?(Белый, голубой, синий, желтый, золотой, серебряный)

- А весна травы, цветов – это какой месяц? (Это май, потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях. Добавляется цвет – красный, зеленый)

-Кто при помощи цвета выражает свое настроение? ( художники)

- Также весну в своих произведениях часто воспевали композиторы. В начале урока вы услышали фрагмент из произведения Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонка». Сейчас под музыку Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» давайте попробуем передать свое весеннее настроение с помощью знакомой вам техники эбру. Выберите цвет красок, соответствующий вашему настроению. (Дети рисуют)

( Я РАСКЛАДЫВАЮ КАРТОЧКИ- ЗАДАНИЯ!!!!)



-Понаблюдайте за движением воды. Краски под музыку сливаются, движутся. На что это похоже? (На танец)



-Появилось ли у вас желание дополнить словарик новыми эпитетами, сравнениями, олицетворениями? Давайте запишем. ( танцующая вода, живые краски, воздушные облака)



-А сейчас пришло время продемонстрировать, чему мы научились за сегодняшний урок, и применить наш словарик в деле.

-На столе карточки. Распространите самый обыкновенный (в какой-то степени скучный) текст с помощью художественно- выразительных средств. Текст перед вами. (Дети дописывают в пробелах недостающие слова)


Пришла весна.

Небо стало голубым. По небу облака.

Зеленеет травка. Появились цветы. На деревьях развернулись листья. В лесу слышны голоса птиц. Ярко засветит солнце.


-Ребята, мы сейчас проделали большую работу по обогащению своего словарного запаса, я бы даже сказала – своего поэтического образного словарного запаса. Теперь вам предстоит воспользоваться полученными знаниями и написать сочинение.


-Домашнее задание: написать сочинение на тему «Весна пришла. Весеннее настроение».

Рефлексия.

Цель: подвести итог по усвоению новых знаний и способов действий.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

-Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!