Рабочий лист по теме «Художественные средства» ( 10 класс)
1)Задание. Соотнесите тропы и их определения
1) метафора | а) перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2) метонимия | б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3) парафраза | в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4) ирония | г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5) литота | д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
2) 1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:
антитеза 2)анафора 3)эпифора 4)лексический повтор
Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
умолчание 2)параллелизм 3)эллипсис 4)бессоюзие
Художественное образное определение…
1)эпитет 2)метафора 3)анафора 4)олицетворение
Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета…
метонимия 2)перифраза 3)синекдоха 4)метафора
В каком варианте ответа названы только фигуры речи?
1)метафора, риторический вопрос 3)инверсия, литота
2)эпитет, сравнение 4)риторическое обращение, градация
3) Назовите выделенное средство выразительности.
1. Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М.Ю. Лермонтов)
Средство____________________________
2 И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. А. Некрапсов)
Средство_________________________________
3. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.А. Волошин)
Средство: ___________________________________________
4.И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим. (С.Н. Сергеев-Ценский)
Средство: ___________________________________________
5.Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)
Средство: ___________________________________________
6.За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)
Средство: ___________________________________________
7.Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь? (И.С. Тургенев)
Средство: ___________________________________________
8.Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он
торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)
Средство:___________________________________________
9.В толпе друг друга мы узнали, Сошлись – и разойдемся вновь,
Была без радости любовь, Разлука будет без печали.(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
10.Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать?(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
11.Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)
Средство: ___________________________________________
12.Соловьем залетным
Юность пролетела, Волной в непогоду
Радость отшумела.
Средство: ___________________________________________
13.Унылая пора! очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.(А.С. Пушкин)
Средство: ___________________________________________
14....Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди или Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи,
Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на
четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...
Средство: ___________________________________________
15.Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща.(Саша Чёрный)
Средство: ___________________________________________
16.С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.(А.А. Фет)
Средство: ___________________________________________
17.Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)
Средство: ___________________________________________
18.И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
19.Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
20.Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов)
Средство: ___________________________________________
ТЕСТ № 1
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». —(13)Ладно, — сказал я. —(14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. —(15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. —(16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17) Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. —(26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. —(27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно... —(30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. —(31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. —(34)Пойдём, что ли, до передовой пройдёмся? (35)Мы вышли. (36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38) Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40) Только старшину. (41) Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам... (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова
капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44) Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
(По В. П. Некрасову)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр пишите в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.
Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А )__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»).
Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов предложения
Ответы
1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
1.-2 2.-3 3.-1 4.-2 5.-2
1 сравнение 2 литота 3 метонимия 4 эпитет 5 олицетворение 6 метафора 7 умолчание 8 градация 9 антитеза 10риторическое обращение | 11. эпитет 12 сравнение 13 оксюморон 14 гипербола 15 метафора 16 синекдоха 17 градация 18 антитеза 19риторический вопрос 20 олицетворение |
Тексты
№ | А | Б | В | Г |
1 | 8 | 1 | 5 | 9 |
2 | 4 | 5 | 2 | 9 |