СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественный текст на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль художественных поэтических текстов на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Художественный текст на уроках русского языка»

Доклад «Художественный текст на уроках русского языка»


учитель русского языка и литературы

Арбатская Ирина Алексеевна



Не секрет, что у большинства учащихся 7-8-х классов интерес к изучению русского языка пропадает. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Как сделать уроки для ребят интересными? Чтобы они приходили за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового.

Обращение на уроках русского языка к отрывкам из произведений художественной литературы, а именно к поэтическим текстам, одно из средств создания развивающей личность речевой среды.

Путь к грамотности через текст, то есть через стихотворение, это не только прикосновение с поэзией, не только развитие речи ребенка. Главное, что ученик, выполняя задание, занимается нужной, интересной и осмысленной работой. Подход к ребенку через них основан на положительных эмоциях: ученик не боится сделать ошибку, напротив, даже слабый ученик, услышав знакомые строчки, не просто сможет продолжить их и назвать автора, но и чувствует себя как бы сопричастным к происходящему.

И тогда ребенок научится через текст чувствовать и понимать язык, его богатство, тогда становятся неисчерпаемыми возможности к формированию грамотной устной и письменной речи.

Урок родного языка должен стать в первую очередь уроком речевого творчества. В основе такого урока – интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности, и в то же время содержащий в себе что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане.

Доступный детскому пониманию язык стихотворного текста помогает детям легче усвоить разделы школьной программы.


Примеры


Правописание безударных гласных.

Любой урок начинается с усвоения названия темы. Хорошо помогают запомнить орфограмму «правило в стихах».

Если в гласной есть сомненье.

Измени ты слово так:

Ставь ее под ударенье,

И не попадешь впросак.

(стена - стены)

Для закрепления данной орфограммы предлагаются следующие тексты:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Задание:

1) Выделить корень в словах.

2) Поставить ударение.

3) Объяснить правописание безударной гласной в корне.


Правописание согласных в корне.

Объяснительный диктант.

Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий,

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

/Т. Волжина/


Буквы И, У, А после шипящих.

Перед записью темы урока в тетрадь, идет работа по тексту:

Добрые слова не много

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед,

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

/О. Дриз/

Задание: выделите известные вам орфограммы, какая встречается чаще всего? (-чу-, -ша-, -ча-).

Какое правило вы знаете? А как вы предполагаете, какая сегодня тема урока. Ребята формулируют тему.


Непроизносимые согласные.

Урок начинается с чтения правила в стихах:

Властный, яростный и праздный…

Здесь, мой друг, барьер опасный:

Ну, невыносимая - непроизносимая,

Надо слово изменить,

И она - как зазвенит:

Праздный - празден, властный - власть

Наработался я всласть!

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Подчеркните в стихотворении строчку, которая нам необходима для заполнения данной орфограммы.


А теперь, применяя это правило, спишем стихотворение, вставляя, где необходимо, непроизносимые согласные:

Под ветром ярос…ным

На судне парус…ном хочу я плыть

И землю неизвес…ную, но очень

Интересную хочу открыть

И с ветром ярос… ным

И с судном парус…ным нам по пути.


В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми согласными:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

***

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

***

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»


Буквы З u С на конце приставок.

После знакомства с орфограммой запись шуточного четверостишия из занимательной грамматики:

Ты запомни, что приставки

Ра-, из-, воз-, низ-, без-, через­-

Перед согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Списать, объяснить правописание приставок на с-:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И подснежник синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

/А.К. Толстой/


Предложения с обращениями.

С пятого класса учащиеся не только знакомятся с обращением, с выделением его на письме, но и определяют распространенное оно или нераспространенное.

Предлагается рифмованное правило:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Отработка данного материала проходит на комплексном анализе предложений:

Сыпь ты, черемуха, снегом. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? Я вижу вас, родные степи. Я люблю тебя, Россия. Расцветай, наш край родной.

Расставить знаки препинания, объяснить при каком условии.


6 класс

Местоимение (повторение)

До объявления темы учащиеся читают следующие отрывки:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок,

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Найдите местоимения. Как вы догадались тема урока «Местоимение».

Черт ли сладит с бабой гневной

Спорить нечего. С царевной

Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

А царевна догадалась

И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя!

Ты скажи, виновна я?

Не губи меня девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя.»

Определите на слух местоимения, укажите ряд местоимений.


7 класс

Не с причастиями

Использую на уроке стихотворение С.Я. Маршака:

Вечно ворчит

На служанку хозяйка:

- Плохо погладила

Платье, лентяйка.

Окна не вымыты,

Пол не натерт,

Ложка пропала,

Не выпечен торт.

Дня не проходит

Без новой придирки:

- Соус без соли.

- Крендель без дырки

- Кот не накормлен

- Кофе не молото

Плохо начищены

Бронза и золото.

Лопнул стакан,

И разбиты две банки,

Туго приходится

Бедной служанке.

Есть ли здесь слова на нашу тему?

Выпишите НЕ с причастиями. Какое еще слово встретилось на правописание с НЕ-? (глагол)


Использование художественных текстов, а именно стихотворных, не только помогает вызвать интерес к урокам русского языка. А через интерес приходит понимание грамматического строя языка, умение красиво и логично говорить, писать грамотно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!