Сегодня весь урок мы поговорим о творчестве художников передвижников. О целом объединении художников, которые работали в бытовом жанре и отстаивали права существования. 29 ноября 1871г. у здания Петербургской Академии художеств царило необычайное оживление: в залах А.Х. открылась первая передвижная художественная выставка. За несколько лет до этого в А.Х. произошло событие неслыханное. Группа студентов(14) просила совет А. дать им право самостоятельно выбрать тему для конкурса. Поэтому это время назвали «Бунтом 14и» Дело в том, что каждый год студенты, заканчивающие А., принимали участие в конкурсе на большую золотую медаль. Тот, кто заслужил эту высокую награду, получал деньги и возможность в течении 6и лет совершенствоваться в Италии. Тему для конкурсных картин давал совет Академии, и всегда одну для всех. Обычно это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии или древней истории. Так длилось почти 100 лет. Но за последние годы многое изменилось. В А. учились юноши самых разных сословий: были среди них и дети разночинцев крестьян. Их волновали не мифы и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость. И вот 9ноября 1863г. 14 юношей, имевшие право участвовать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинного скандинавского сказания «Пир в Волгале». Им всем пришлось уйти из А. Х. Но спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе. Они брали заказы на портреты и картины и этим зарабатывали себе на жизнь. Душой вожаком этой артели был И. Н. Крамской. Когда через несколько лет артель распалась, Крамской и другие художники организовали Товарищество передвижных выставок. Созданные картины показывали историю русского народа, современную жизнь России, ее природу, вот что члены Товарищества считали самым важным. Среди передвижников были разножанровые: Бытовой жанр – писали сцены из жизни простых людей Пейзаж – до этого писали Итальянский, теперь Русский Портретисты – портреты дорогих наций (художники, поэты, выдающиеся люди и т. д.) И еще одну задачу они поставили перед собой: знакомить общество с русским искусством, прививать любовь к нему не только жителям Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Это товарищество просуществовало более 50 лет А теперь давайте запишем в тетради кто такие передвижники: Передвижники – это художественное объединение ставящее своей целью показать искусство простому народу путем создания передвижных выставок. Первая выставка состоялась в 1871 г. Последняя – 1923г. Самые лучшие художники того времени Репин, Перов, Суриков, Васнецов, Васильев, Левитан. Сообщения учащихся. Душой и вожаком товарищества был Иван Николаевич Крамской. Он родился в 1837 году. Любимым жанром Крамского был портрет. Портрет Льва Николаевича Толстого, выполненный Крамским в 1873 г., был первым изображением великого писателя; сделанный с натуры, он и среди знатоков и ценителей искусства считается лучшим по степени выражения цельности характера писателя. Крамской пишет портреты и других знаменитых людей своего времени: писателей И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэта Н. А. Некрасова, художника И. И. Шишкина. В наследии художника большое место занимают портреты людей из народа: «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» и др. У нас в классе на стене висит его картина, которая мне очень нравится. Крамской назвал ее «Неизвестная», но после появления стихотворения А. Блока она получила свое второе название «Незнакомка». Вот отрывки из него: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. И перья страуса склоненные В ноем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. На картине мы видим: неизвестная, откинувшаяся на кожаное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета. На ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотом браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть, как мне кажется, оскорбленной, гордой, но ранимой души. Об основных направлениях живописи И. Н. Крамского можно судить по словам его письма к своему ученику И. Е. Репину «...Нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?». - Еще одним знаменитым передвижником был Василий Григорьевич Перов. Он родился в 1834 г., учился живописи не в Петербурге, а в Московском училище живописи и ваяния. Умер он от чахотки в 49 лет в 1882 г. За свою короткую жизнь художник создал бесконечную галерею образов тогдашней России. Его знаменитые жанровые картины: «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов» - поэтичны и пронизаны теплой, лукавой улыбкой. В них ощущаешь душу русского народа - чистую и добрую. Большое место в его творчестве занимала и портретная живопись. Героями портретов Перова становились, чаще всего, деятели передовой русской культуры: драматург А. Н. Островский, поэт А. Н. Майков, художник А. К. Саврасов, писатели В. И. Даль, Ф. М. Достоевский и др. Перова часто называют «Некрасовым в русской живописи», потому что, так же как и великий поэт, он с глубоким и искренним чувством рассказывал о судьбе простых людей. Ощущение тяжкого горя, безысходности и трагичности особенно чувствуется в картинах «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка». Поражает картина «Тройка», потому что на ней изображены дети. Холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды, и только трое оборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромной бочкой, наполненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и пристяжными по бокам. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: старые платки, шарфики, рваные полушубки, - но ребята словно бы и не замечают этого пронзительного ветра и холода: усталость от непосильного труда поглощает все их ощущения. В бледных измученных лицах детей нет и тени веселой беспечности и не радует их визг и лай бегущей рядом собаки, единственного друга этих обездоленных, лишенных детства ребятишек. Любовью к простым людям придавленным нуждой, жалостью к их поруганному, изломанному детству пронизана картина Перова «Тройка». В. Г. Перов был не только художником, но и прекрасным педагогом, воспитавшим плеяду блестящих учеников. Один из них -Михаил Васильевич Нестеров писал в своих воспоминаниях об учителе: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем большое сердце». О каких картинах В. Г. Перова вы еще хотите рассказать? Учащиеся рассказывают об истории картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и описывают ее, а также описывают картину «Охотники на привале». Послушайте песню. Кто из героев картин, репродукции ко торых представлены на доске, мог бы ее исполнить? Звучит русская народная песня «Дубинушка» в исполнении великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. У меня эта мелодия ассоциируется с знаменитой картиной Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Эта картина была задумана под непосредственным впечатлением от увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой жизни, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей. Бурлаки движутся по горячему песку прямо на зрителя, не дают остаться в стороне, пройти мимо. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке, Ларька (так назвал его художник), а рядом- бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела измученный. Впереди — самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец, Канин - любимый персонаж Репина. Этот вполне реальный человек, бурлачивший десять лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. Действительно, емкое по содержанию полотно , не просто о тяжести бурлацкого труда, но о судьбе народа, о его терпении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. Большое место в творчестве Репина занимали и портреты. На них не только выразительность человеческого лица, но и позы, одежда человека, богатство композиционного и колористического решения. Его известные портреты - писателя Л. Н. Толстого, композитора Мусоргского, актрисы Стрепетовой и др. До последних своих дней Репин не оставлял живописи. Писатель К. И Чуковский, который был в те годы близок с Репиным писал: «Порою мне казалось, что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству». Умер Репин в 1930 году, в возрасте 86 лет, на своей даче «Пенаты» под Петербургом. Кто хочет еще рассказать о картинах И. Е. Репина? Учащиеся рассказывают об истории создания и описывают картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван». На выставках Товарищества регулярно выставляли свои картины лучшие художники того времени. ? | Какие картины и каких художников вы узнаете? Назовите жанр. | О | И. И. Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», пейзажи И. И. Левитан «Золотая осень», «Март» - пейзажи. А. К. Саврасов «Грачи прилетели». В. И. Васнецов «Аленушка», «Богатыри» - сказочно-былинный жанр. В. И. Суриков «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» - исторический жанр. И. Репин. Портрет основателя галереи II. М. Третьякова (1883 г.) Посмотрите еще на одну картину. Перед вами портретПавла Михайловича Третьякова работы И. Репина | |