Контрольно-измерительные материалы
за курс 7 класса (основного общего образования)
по предмету «Русский язык»
МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана» г.Магнитогорска
Составитель: Савицкая Э.В., учитель русского языка и литературы
Целью проведения контрольной работы является определение уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования за курс 7 класса по русскому языку.
Разработка контрольно-измерительных материалов осуществлялась на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Образовательный стандарт основного общего образования.
3.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №59 им. И.Ромазана» г. Магнитогорска
4.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и науки РФ от 07.06.2005г. № 03-1263)
5.Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Русский язык: 5-9 классы, М.: Просвещение, 2010 г.
6.Предметная программа по русскому языку МОУ «СОШ №59»
7.Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс. – М: Просвещение, 2010
8.Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. – М: Просвещение, 2010
Перечень планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Русский язык», которые подвергаются проверке:
Раздел (тема) | Проверяемые умения |
Причастие | Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты. По связной речи. адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся; грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы |
Деепричастие |
Наречие |
Союз |
Частица |
Междометие |
|
Форма работы – контрольный диктант с грамматическим заданием.
План работы
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);
РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).
№зада-ния | Блок содержания | Контролируемое знание/умение | Уро- вень слож-ности | Тип задания | время выполнения | maxбалл |
-
| Контрольный диктант | Знать орфографические и пунктуационные правила. Правильно писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне слова; чередующиеся гласные в корне, не с прилагательными и глаголами; написание гласных в суффиксах причастий. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; обращения; ставить знаки препинания в сложных предложениях, между однородными членами предложения. | Б | ВО РО | 30мин | 5 |
-
| Грамматическое задание №1 | Воспринимать текст, определять тему текста. | П | КО | 1 | 1 |
-
| Грамматическое задание №2 | Разъяснять значения известных слов. | Б | КО | 2 | 1 |
-
| Грамматическое задание №3 | Находить причастные и деепричастные обороты, обосновывать свои ответы. | Б | КО | 4 | 1 |
-
| Грамматическое задание №4 | Производить синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. | Б | КО | 4 | 1 |
6. | Грамматическое задание №5 | Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7классе. | Б | КО | 4 | 1 |
| | всего | Б-6 П-1 | | 45 мин | 10 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (демоверсия)
В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек - береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.
Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок!
Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот дьявольскую трясогузку, которая, выпятив грудку, только что деловито перебежала тропинку.
(115 слов.) (Ф. Нестеров.)
Грамматические задания.
Какова главная тема текста?
Дайте лексическое значение слову аромат.
Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.
Сделайте синтаксический разбор II предложения второго абзаца
(Дрожа от волнения...)
5.Выполните морфологический разбор слов:
I вариант - (с) растрепанной (бородой); один предлог по выбору;
II вариант – цветущими; один союз по выбору.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них ещё голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей своё. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленую печь.
Грамматические задания.
Какова главная тема текста?
Дайте лексическое значение слову тенькала.
Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты в первом абзаце.
Сделайте синтаксический разбор IV предложения второго абзаца
(На подсолнухе…)
5.Выполните морфологический разбор слов:
I вариант - (с) нарубленным (хворостом); один предлог по выбору;
II вариант – топленую (печь); один союз по выбору.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий демонстрационного варианта работы и работы в целом
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Объём диктанта установлен: для 7 класса- 110 – 120, (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 – 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 -3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать
в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4- 5 пунктограмм,
В диктантах должно быть: в 6- 7 классах – не более 7 слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При проверке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на ещё не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
передача авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок 2 негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании Ы и И после приставок;
в случаях трудного различения НЕ и НИ;
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
пропуски одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) или его форму.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
При некоторой вариантности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»- 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2»- 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий необходимо руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
№ задания | Максимальный балл | Правильное решение или ответ |
диктант | 5 | Ответ: диктант 5 балл – написан текст без ошибок или с одной негрубой орф. или пунк. ошибки. 4 балла –2 орф. и 2 пунк. ошибок, или 1 орф. и 3 пунк. ошибок, или 4 пунк. при отсутствии орф. ошибок. 3 орф. , если среди них есть однотипные. 3 балла- 4 орф. и 4 пунк. ошибки, или 3 орф. и 5 пунк. ошибок, или 7 пунк. ошибок при отсутствии орф. ошибок. 6 орф. и 6 пунк., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. 2 балла - 6 орф. и 6 пунк. ошибок, 6 орф. и 8 пунк. ошибок, 5 орф. и 9 пунк. ошибок, 8 орф. и 6 пунк. ошибок. 0 баллов – 7 орфографических, 7 пунктуационных |
1 | 1 | Ответ: корни жизни 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ |
2 | 1 | Ответ: аромат - душистый, приятный запах 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ |
3 | 1 | Ответ: 1 балл – выделено 5 оборотов речи (утекала, поблескивая; цветущими рядом на лугу головками; дрожа от волнения, принес; аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника; выпятив грудку, перебежала) 0 балл – выделено меньше 5 оборотов речи |
4 | 1 | Ответ: 1 балл - выполнен полный синтаксический разбор Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. (повеств., невоскл., прос., распр., осл. д.о.) 0 балл –неполный синтаксический разбор |
5 | 1 | Ответ: 1 балл - выполнен полный морфологический разбор 0 балл – неполный морфологический разбор (с) растрепанной – причастие I.С бородой (какой?) растрепанной II. Н.ф. – растрепанный. Пост. – страд., прош.вр., сов.вид; непост. – Т.п., ед.ч., ж.р. III. С бородой (какой?) растрепанной На – предлог I. Сидел на берегу (П.п.) II.Морф. призн.: прост., непроизв., неизм. |
№ задания | Максимальный балл | Правильное решение или ответ |
диктант | 5 | Ответ: диктант 5 балл – написан текст без ошибок или с одной негрубой орф. или пунк. ошибки. 4 балла –2 орф. и 2 пунк. ошибок, или 1 орф. и 3 пунк. ошибок, или 4 пунк. при отсутствии орф. ошибок. 3 орф. , если среди них есть однотипные. 3 балла- 4 орф. и 4 пунк. ошибки, или 3 орф. и 5 пунк. ошибок, или 7 пунк. ошибок при отсутствии орф. ошибок. 6 орф. и 6 пунк., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. 2 балла - 6 орф. и 6 пунк. ошибок, 6 орф. и 8 пунк. ошибок, 5 орф. и 9 пунк. ошибок, 8 орф. и 6 пунк. ошибок. 0 баллов – 7 орфографических, 7 пунктуационных |
1 | 1 | Ответ: малая Родина 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ |
2 | 1 | Ответ: тенькала - звонить, бренчать, по(пере)званивать, побрякивать 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ |
3 | 1 | Ответ: 1 балл – выделено 5оборотов речи (привалился, увидев поблизости копну сена; привалился, наблюдая за вороной; к обдерганному коровами подножию; за вороной, летавшей по серому небу; зашагал, отдохнув) 0 балл – выделено меньше 5оборотов речи |
4 | 1 | Ответ: 1 балл - выполнен полный синтаксический разбор На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. (повеств., невоскл., прос., распр., осл. д.о.) 0 балл –неполный синтаксический разбор |
5 | 1 | Ответ: 1 балл - выполнен полный морфологический разбор 0 балл – неполный морфологический разбор (с) нарубленным – причастие I.С хворостом (каким?) нарубленным II. Н.ф. – нарубленный Пост. – страд., прош.вр., сов.вид; непост. – Т.п., ед.ч., ж.р. III. С хворостом (каким?) нарубленным К – предлог I. Зашагал к деревне (П.п.) II.Морф. призн.: прост., непроизв., неизм. |
Определение итоговой оценки за работу на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла | Количество баллов | Цифровая отметка | Уровневая шкала |
80,8 – 100 | 9 – 10 | 5 | Повышенный |
61,6 – 80,7 | 7 – 8 | 4 | Базовый |
42,4* – 61,5 | 5 – 6 | 3 |
21,2 – 42,3 | 3– 4 | 2 | Недостаточный |
0 – 21,1 | 0 – 2 | 1 |
*42,4% от максимального балла за всю работу равно 65% от максимального балла за задания базового уровня сложности