СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы по триместрам за курс пятого класса+ годовая контрольная работа

Просмотр содержимого документа
«КИМ литература 5 класс»

Стартовый контроль знаний по литературе.

5 класс

Задание 1

Что такое фольклор? Фольклор — это


Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?


Задание 2

  1. Ученик 5 класса получил задание распределить приведённые ниже произведения по жан­рам. К сожалению, он забыл, чем отличаются произведения малых жанров фольклора друг от друга. Помоги ему справиться с заданием.

1.Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко, колоколнышко. 2. Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи. Они сели на ворота, ворота-то скрып, скрып, а Коленька спит, спит... 3. Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыкол- паковать! 4. За морями, за горами, за дремучими лесами на пригорке теремок, на две­рях висит замок; ты за ключиком иди и замочек отомкни! 5. Вечером умирает, а поутру оживает. 6. Улитка, улитка, высуни рога! Дам тебе пирога! 7. Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая, ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп! Кто кашки не ест, кто молока не пьёт, того забодает, забодает. 8. Поля стеклянные, межи деревянные. 9. Ой, лю-лю, моё дитятко, спи-ка, усни, дитя материно, все ласточки спят, и касатки спят, куницы спят, и лисицы спят, нашему Ванюше спать велят! 10. Раз, два, три, поди водить ты.

Ответы запиши в таблицу:

Малые жанры фольклора

Номера примеров

Малые жанры фольклора

Номера примеров

Загадки


Приговорки


Заклички


Скороговорки


Колыбельные песни


Считалки


Пестушки


Потешки



Задание 3

Вспомни русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и ответь на приведённые ниже во­просы.

1.Сколько сыновей было у царя? ________________________________________________________________

2.Куда упала стрела Ивана-царевича? ___________________________________________________________

3.Через сколько дней нашёл свою стрелу Иван-царевич? ___________________________________________

4.Почему Иван-царевич сначала не захотел брать лягушку?_________________________________________

5.Какие задания царь давал жёнам своих сыновей? ________________________________________________

6.Что всегда говорила лягушка своему мужу Ивану-царевичу, когда тот возвращался домой после встречи с отцом? ____________________________________________________________________________________

7.Какой каравай испекла Василиса Премудрая? ___________________________________________________

8.Какой ковёр выткала Василиса Премудрая?_____________________________________________________

9.Во что превратились остатки вина, которые Василиса Премудрая не допила и вылила за левый рукав, и косточки от жареного лебедя, которые она бросила за правый рукав?_________________________________

10.Где надо было искать Василису Премудрую после царского пира?_________________________________

11.Когда, по словам Василисы Премудрой, Иван-царевич разыщет её? _______________________________

12.Где находилась смерть Кощея Бессмертного? __________________________________________________


Задание 4

Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

  1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

  2. Иван-царевич и «старый старичок».

  3. Иван-царевич и Баба Яга.

  4. Сватовство царевичей.

  5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

  6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки. Выбери из приведённых ниже вариантов ответов правильный (обведи букву, под которой дан верный ответ).



А. 4, 3, 2, 5, 1, 6; Б. 4, 5, 2, 1, 3, 6; В. 4, 1, 5, 2, 3, 6.


Задание 5

Объясни значение данных устойчивых выражений, встречающихся в сказке «Иван — кре­стьянский сын и чудо-юдо».

  1. на дозор (в дозор) ходить —

  2. сказки рассказывать —

  3. «лежать на печи» -

Задание 6

Вспомни русские народные сказки. По перечисленным названиям, смыслу и героям ска­зок определи их вид.

Название сказки

Смысл сказки

Герои сказки

Вид

сказки

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Испытать героя, всту­пившего в борьбу с вол­шебными силами.

Иван — крестьянский сын, чудо-юдо, чудо-юдо- вы жёны и мать (старая змеиха).


«Журавль и цапля»

Весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать по­роки и достоинства.

Журавль, цапля.


«Солдатская шинель»

Рассказать о необычном происшествии (действие происходит в обычной обстановке).

Солдат, барин, жена ба­рина, полковой коман­дир, фельдфебель.


Задание 7

Составьте связный текст (5-7) предложений, отвечая на вопрос: «Чему нас учат произведения устного народного творчества?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А.С. Пушкина.

5 класс

(итоги 1 триместра)

1. В сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» употреблено много устаревших слов. Замените данные слова современными:

Ланиты – Очи –

Чело – Стан –

2. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

3. Как называются процитированные части басен Крылова? Из каких басен они взяты?

А) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт

И выйдет из него не дело, только мука.

В) У сильно всегда бессильный виноват.

Г) А вы, друзья, как не садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

4. Из какой сказки В. А.Жуковского взят данный отрывок? Какие сказки он вам напоминает?

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала в руки ей веретено

Та взяла, и вмиг оно укололо руку ей…

Всё исчезло из очей; На неё находит сон;

Вместе с ней объемлет он весь огромный царский дом;

Всё утихнуло кругом; возвращаясь во дворец

Пошатнулся и зевнул и с царицею заснул;

5. Приглашая на пир в честь рождения дочери из сказки чародеек, царь «двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой» на праздник не позвал. Почему?

6. Попробуйте описать царевну. В чём особенность её костюма?

7. Кто такая мачеха? Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих?

8. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке.

1.Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядится,

И царица у окна села ждать его одна.

2.Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный,

Издалече наконец воротился царь-отец.

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…

9. Какая речь называется стихотворной?

1. Речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.

2. Речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.



10. Как звали няню А.С.Пушкина?

1. Арина Родионовна

2. Ирина Родионовна

3. Арина Владимировна



11. Соотнесите автора и название произведения.

1. И.А.Крылов

2. В.А.Жуковский

3. А.С.Пушкин

а) «Кубок»

б) «Руслан и Людмила»

в) «Волк на псарне»



12. Какая басня И. А. Крылова является откликом на события войны 1812 года?

1) «Свинья под дубом»

2) «Квартет»

3) «Волк на псарне»

4) «Две бочки»


13. Из какой басни извлечена мораль:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

1. «Свинья под дубом»

2. «Ворона и лисица»

3. «Квартет»

14. Какая часть сказки представлена в словах?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

1) зачин

2) концовка

3) развитие действия


15. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

1) «Спящая царевна», царица

2) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царевна

3) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царица













Контрольная работа в 5 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. ( итоги 2 триместра)

1. Детство какого писателя прошло в имении Тарханы?

а) Пушкин б) Лермонтов в) Гоголь 4) Некрасов

2. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) Отечественная война 1812 года

Б) Великая Отечественная война

В) Первая мировая война

3. Во фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» автор использует

А) метафору

Б) сравнение

В) эпитет

4. События, описанные в повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя, произошли:
а) с самим рассказчиком;

б) с его дедом;

в) с его другом.
5. Кто автор строк:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки…

а) А.С.Пушкин б) М.Ю.Лермонтов в) Н.В.Гоголь г) Н.А.Некрасов

6. Где происходит действие произведения И.С.Тургенева «Муму»?

а) Санкт – Петербург б) Москва в) Пенза г) Орел

7. Опишите каморку Герасима.

8. Творческое задание. Ответьте на вопросы. Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Напишите рассуждение на эту тему.















Контрольная работа по литературе за 3 триместра 5кл


Контрольный тест по литературе за 2 полугодие

5 класс

Составитель – Беляева Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41» п.Новогорный, г.Озёрска, Челябинской области

1.Назовите имя и фамилию писателя, который в 1933 году был награждён Нобелевской премией по литературе.

2.Определи рифмовку в стихотворении (перекрёстная, парная, опоясывающая):

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует в дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

3. Какая из сказок Г.Х. Андерсена заканчивается словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето»?

4. Кто и кем был награждён золотой медалью из картона, с надписью «…. За спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове»? Назовите название рассказа и автора.

5.Кто из писателей, будучи пятиклассником, написал сочинение, о том, как заблудился в тайге (это сочинение напечатали в рукописном школьном журнале «Жив!»), а много лет спустя написал об этом первый рассказ для детей.

6. Переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета другому, например, «горит костёр рябины красной», называется

а) эпитет б) метафора в) олицетворение

7 Соотнеси описание или поступки литературного героя с его именем

1 «…был смышлёным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц»

а) Васютка («Васюткино озеро» В.П. Астафьев)

2 «…похожий на коренастого маленького мужичка»

б) Филька («Тёплый хлеб» К.Паустовский)

3 «молчаливый, недоверчивый и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»

в) Киш (Д.Лондон «»Сказание о Кише»)

8 Название «Кавказский пленник» носят рассказы писателей ____________________, __________________

9. Вставь пропущенные слова в стихотворении Н. Рубцова:

Когда ж повзрослеет в …….

Посмотрит на жизнь за ……,

Тогда он оценит ……,

Где кончил начальную ……

10 Дописать имя и отчество поэтов, писателей

а) Есенин __________________________,

б) Астафьев _____________________________,

в) Маршак ____________________________

11. О своём литературном имени А.М. Гликберг писал:

«Это ваш слуга покорный,

он зовётся «_____________».

Почему? Не знаю сам.

Назовите его псевдоним.

12. В каком рассказе (название, автор) есть описание дивной прелести песни косцов?

13. Кому принадлежат слова: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

14. В каком рассказе деда спас заяц?

15.Кто написал сборник уральских сказок «Малахитовая шкатулка»?

16. О каком изобразительно-выразительном средстве идёт речь: «в эту тяжкую и безнадёжную минуту»? а) метафора, б) эпитет, в) сравнение.

17. В каком году родился Г.Х. Андерсен?

а) 1805 б) 1875 в) 1814

18. О каком изобразительно-выразительном средстве идёт речь: «Никита с охотой, как большой, начал работать молотком», «словно яблонный свет, седина у отца пролилась в бороде»?

а) олицетворение, б) постоянный эпитет, в) сравнение.

19. Как называют человека, который ,заблудившись или попадая на необитаемый остров, ведёт борьбу за своё существование?

20. В какой сказке и какого автора героиня «решала судьбу человека, даже не задумавшись»?








































Итоговый тест по литературе

(по программе В.Я. Коровиной)

5 класс

I. Задания с кратким ответом

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, выдуманные народом

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) басня

б) загадка

в) прибаутка

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце лесть всегда отыщет уголок

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и лисица»

4. Поэт, учившийся в Царскосельском Лицее

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) С. А. Есенин

5. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами

а) Константиново 1. Л.Н. Толстой

б) Тарханы 2. С.А. Есенин

в) Ясная Поляна 3. А.С. Пушкин

г) Спасское-Лутовиново 4. А.П. Чехов

д) Таганрог 5. И.С. Тургенев

ж) Захарово 6. М.Ю. Лермонтов

з) Овсянка 7. В.П. Астафьев

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

7. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?

а) «Крестьянские дети»

б) «На Волге»

в) «Тёплый хлеб»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит…Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

9. Вместо точек вставьте имя героя. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«…был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

10. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»

б) «В дурном обществе»

в) «Васюткино озеро»

г) «Заколдованное место»

11. Соотнесите авторов и их произведения.

а) «Заколдованное место» 1. С.Я. Маршак

б) «Спящая царевна» 2. Н.В. Гоголь

в) «Двенадцать месяцев» 3. А.С. Пушкин

г) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 4. В. А. Жуковский

12. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»

б) «Кубок»

в) «Спящая царевна»

г) «У лукоморья»

13. Какой главный литературный приём лежит в основе загадки?

а) гипербола

б) эпитет

в) олицетворение

г) метафора

14. Кто из художников написал картину «Алёнушка»?

а) В.М. Васнецов

б) В.Д. Поленов

в) И.Е. Репин

г) И.И. Левитан

15.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города…»

а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»


II. Задание с развёрнутым ответом

Озаглавьте стихотворение.

Дать развёрнутый ответ на вопросы в виде мини-сочинения (5-7 предложений).

Какое время года рисует поэт?

Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Саша Чёрный

ЛЕТОМ

За селом на полной воле

Веет ветер-самолёт.

Там картофельное поле

Всё лиловеньким цветёт.

 

А за полем, где рябинка

Вечно с ветром не в ладу,

Сквозь дубняк бежит тропинка

Вниз к студёному пруду.

 

Дружно выплыли утята.

Впереди толстуха-мать.

Облака плывут куда-то,

Пахнет мятой. Благодать...

 

Пруд синеет круглой чашкой.

Ивы клонятся к воде...

На плоту лежат рубашки,

А мальчишки все в пруде.

 

Солнце брызнуло полоской.

Тени вьются, словно дым.

Эх, разденусь за берёзкой,

Руки вытяну - и к ним!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!