Перечень контрольных работ по темам
Литература 11 класс
№ п/п | Наименование разделов | Виды работы | Кол-во часов | Содержание | Примерные темы работ |
1 | Александр Иванович Куприн | Контрольное сочинение №1 по творчеству Бунина и Куприна | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (И.А. Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско»; - «Лики любви» в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»; - Мир человеческих чувств в прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна; - «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет». |
2 | Максим Горький | Контрольная работа №1 по творчеству Горького | 1 | Проверочные тестовые задания по содержанию и пониманию темы. | Приложение №1 |
3 | Александр Блок. | Контрольное сочинение №2 по теме «Серебряный век» | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - Тема творчества и судьбы художника в лирике «Серебряного века» (на материале двух-трех стихотворений по выбору учащихся); - «Тень несозданных созданий»: мир творческого воображения в лирике одного из поэтов «Серебряного века»; - Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов «Серебряного века» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору); - Сочинение – интервью с поэтом «Серебряного века» (по выбору учащихся). |
4 | Русская литература 20-х гг. ХХ века | Контрольное сочинение №3 по творчеству Блока, Есенина, Маяковского | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А.А. Блока) - «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема родины в поэзии С.А. Есенина) - Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина - «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского) - «Оружия любимейшего род…» (объектив сатиры и приемы сатирического осмеяния в творчестве В.В. Маяковского). |
5 | Русская литература 30-х гг. ХХ века | Контрольная работа по итогам первого полугодия | 1 | Проверочные тестовые задания по содержанию и пониманию темы. | Приложение №2 |
6 | Марина Ивановна Цветаева | Контрольное сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед» (Лирика М.И. Цветаевой и современность) - «Это двух голосов перекличка…» (А.А. Ахматова и М.И. Цветаева друг о друге) - «Мне дали имя при крещенье – Анна» (Загадка, недосказанность, тайна стихов А.А. Ахматовой) - Многозначность слова и образа в стихотворениях О.Э. Мандельштама. - «Я получил блаженное наследство – чужих певцов блуждающие сны…» (мотивы и образы мировой поэзии в творчестве О.Э. Мандельштама). |
7 | Михаил Александрович Шолохов | Контрольное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон» | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - Тема войны и революции в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» - Особенности изображения пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» - Образы женщин-казачек в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» - Григорий Мелехов в поисках правды - Человек и природа в романе М.А. Шолохова |
8 | Александр Исаевич Солженицын | Контрольное сочинение по творчеству Твардовского, Пастернака, Солженицына. | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - Тема великой Отечественной войны в лирике А.Т. Твардовского - Интеллигенция и революция: своеобразие постановки проблемы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». - «Спор нельзя решать железом…» (поиски правды в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»). - Нравственная проблематика в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» -Символ целой эпохи (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). |
9 | Из литературы народов России | Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей второй половины ХХ века. | 1 | Контрольное сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем | - «В краю истоков…» («Деревенская проза» 1960-1080-х гг.) - «Так это было на земле…» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев изученных произведений) - «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа в повествованиях в рассказах В.П. Астафьева «Царь-раба») - «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе). |
10 | Основные направления развития русской, мировой литературы конца ХХ – начала ХХI века. | Контрольная работа по итогам второго полугодия. | 1 | Проверочные тестовые задания по содержанию и пониманию темы. | Приложение №3 |
Приложение №1
Контрольная работа по творчеству Максима Горького
Вариант 1
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B12.
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.
Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
- Что ты не пошёл с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.
Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.
- Не хочу, - ответил я ей.
- У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный...
Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.
- Смотри, вон идёт JIappa!
Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, - она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.
- Никого нет там! - сказал я.
- Ты слеп больше меня, старухи. Смотри - вон, тёмный, бежит степью!
Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени. (М.А. Горький, «Старуха Изергиль».)
B1 Назовите литературное направление, во II половине XIX в. уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького.
B2 Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».
В3 В начале фрагмента даётся описание группы молдаван, возвращавшихся с работы. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?
B4 Значительное место в приведённом фрагменте занимает описание вечерней природы. Каким термином обозначается такое описание?
B5 Назовите приём, используемый автором в тексте: «обрывки туч... мягкие, как клубы дыма»; «мрачные все, как демоны».
B6 Приведённый фрагмент открывает повествование. Как называется часть композиции произведения, знакомящая с обстановкой действия и предваряющая завязку?
В7 К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ЛИНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
А) Аркадэк А) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль
Б) Ларра Б) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца
В) Данко В) сын орла из легенды о наказанной гордыне
Г) легендарный герой, спасший своё племя от гибели
B8 О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?
B9 Кто из героев произведений М. Горького "разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце", горящее "факелом великой любви к людям"?
В10 Укажите, какой новый тип героя ввел М. Горький в своих произведениях.
B11 Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?
B12 Какой художественный прием использован писателем в следующем отрывке в выделенных предложениях? "Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов... Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день".
Часть 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B13-B24.
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты - не будешь?
Анна. Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...
Клещ. Боишься? Не бойся... может, ещё...
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...
Клещ (отходя). Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.)
Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем...
Сатин (улыбаясь). Органон...
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм...
Сатин. Сикамбр...
Актёр (машет на него). Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью...
Сатин. Макробиотика... ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю... забыл...
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...
Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»
За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком. (М.А. Горький «На дне».)
B13 Назовите литературное направление, основному принципу которого - исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств - следует М. Горький в пьесе «На дне».
B14 К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?
B15 Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?
В16 Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
А) Сатин А) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ноч лежке
Б) Барон Б) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке
В) Бубнов В) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка - один из пунктов его странствий
Г) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке
B17 Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?
B18 Каким термином обозначаются авторские пояснения, комментирующие действия персонажей (выходя из кухни; ударяет себя в грудь рукой и т.п.)?
В19 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их афористичными высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
А) Лука А) «А ниточки-то гнилые...»
Б) Бубнов Б) «Образование — чепуха, главное — Талант»
В) Актёр В) «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»
Г) «Мяли много, оттого и мягок...»
B20 Развитие действия сопровождается чередованием реплик действующих лиц. Укажите термин, обозначающий такую форму художественной речи.
В21 Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенные высказывания? «Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум...», «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!», «Человек — выше сытости!..»
В22 На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх... испортил песню... дуррак!»?
B23 Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «дважды убить нельзя»?
B24 Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?
Часть 3
Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С1-С3. Выберите только одну и напишите сочинение.
С1. Каково значение легенд о Ларре и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
С2. Какова роль природы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»?
С3. Почему пьесу М. Горького «На дне» называют социально-философской драмой?
Вариант 2
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B12.
Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.
Вот какая щедрая земля в той стране!
Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.
Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но - не нашли ее. И забыли о ней, как забывают об всем на земле. Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них...
Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:
- Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет. (М. Горький, «Старуха Изергиль».)
B1 Какое литературное направление нашло воплощение в ранних произведениях М. Горького «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и т. д.?
B2 Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
В3 На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
В4 К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ЛИНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
А) Ларра А) легендарный герой, спасший своё племя от гибели
Б) Данко Б) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца
В) Аркадэк В) сын орла из легенды о наказанной гордыне
Г) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль
B5 В данном фрагменте изображено столкновение позиций героев. Выпишите термин, обозначающий такое столкновение в литературном произведении.
B6 Каким термином обозначают какую-либо значимую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)?
B7 Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный, как сама она», «глаза, как у царя птиц»?
B8 Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т. д.?
В9 Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?
B10 Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?
В11 Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?
В12 Какое изобразительно-выразительное средство использовано М.Горьким в словосочетаниях: "стрелы жалкие", "солнца, жестоко жаркого", "могучее племя"?
Часть 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B13-B24.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!..
Все молчат.
Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу. (М. Горький, «На дне».)
B13 Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
B14 Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
В15 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ РОД ЗАНЯТИЙ
А) Лука А) слесарь
Б) Бубнов Б) вор
В) Пепел В) картузник
Г) странник
В16 Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»?
B17 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Лука А) хотел бы иметь бесплатный трактир
Б) Бубнов Б) внезапно исчезает из ночлежки
В) Пепел В) умирает от тяжелой болезни
Г) убивает хозяина ночлежки
В18 На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх... испортил песню... дуррак!»?
B19 В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?
B20 Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.
В21 Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»?
B22 Как называются пояснения автора к тексту пьесы («негромко», «задумчиво, Бубнову»)?
B23 Какая сцена является завязкой внутреннего конфликта в пьесе М. Горького «На дне»?
B24 Судьба кого из героев пьесы сложится трагически?
Часть 3
Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С1-С3. Выберите только одну и напишите сочинение.
С1. Каково значение образов-символов в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
С2. Каковы представления о «правде и лжи» героев пьесы М. Горького «На дне» Луки и Сатина?
С3. Портрет одного из босяков, героев пьесы М.Горького «На дне».
Приложение №2
Контрольная работа за первое полугодие. Вариант 1
1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.
Элегия – эпопея – эпитафия
2. Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.
-Сырое утро ежилось и дрыхло. -Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
3. Напротив каждой фамилии написать название сборника.
К. Бальмонт «Огненный столп»
Н. Гумилев «Вечер»
А. Ахматова «Будем как солнце»
4. Приверженцем какого литературного направления являлся А.А. Блок?
1) акмеизм 2) символизм 3) футуризм
5.Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?
1) А. Блоку 2) А. Чехову 3) А. Куприну 4) И. Бунину
6.Назовите настоящую фамилию А.А Ахматовой.
7.Благодаря чему достигло стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» большей популярности?
8.О ком пишет А.Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?
1) Желткове 2) Густаве Ивановиче 3) Князе Василии Львовиче
9. Основные проблемы творчества И.А. Бунина (исключите лишнее):
1) любовь 2) смерть 3) память о России 4) революция
10. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»
1) Марш 2) Танго 3) Частушка 4) Романс
11. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?
1) Сатину 2) Луке 3) Автору
12.Какой рассказ А.И. Куприна опирается на библейский сюжет и представляет собой художественную стилизацию «Песни Песней»?
1) «Суламифь» 2) «Олеся» 3) «Гранатовый браслет»
13.Какое бессмертное произведение великого русского писателя XIX века в инсценировке М.А Булгакова до сих пор не сходит со сценических подмостков?
14. Какому из поэтов посвящены эти строки:
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
…! – и сердце свое в придачу. (М. Цветаева) 1) А.А. Блоку 2) А.С. Пушкину 3) А.А. Ахматовой
Вариант 2
1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.
Метафора – анафора – синекдоха
2.Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.
-Опять серебряные змеи -Но вы, к моей несчастной доле
Через сугробы поползли. Хоть каплю жалости храня…
3.Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора
«Колчан» А. Ахматова
«Чётки» Н. Гумилёв
« В безбрежности» К. Бальмонт
4. В чем заключается идея рассказа А. Куприна «Олеся»? С каким циклом рассказов русского писателя 19 века он связан?
5.Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?
1) М. Горький 2) А. Куприн 3) И. Бунин 4) Л. Андреев
6.К какому поэтическому направлению начала двадцатого века относится творчество А. Ахматовой?
1) футуризм 2) акмеизм 3) символизм 4) модернизм
7.Высшим предназначением поэта М. Цветаева считала:
1) воспевание женской доли и женского счастья 2) отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность 3) стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном
8. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока является произведением:
1. На историческую тему 2. О современности 3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?
9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?
1. Бубнов 2. Сатин 3. Клещ 4. Лука
10. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?
1) романтизм 2)критический реализм 3) социалистический реализм
11. Кого из русских писателей М. Булгаков считал своим учителем:
1) Н.В. Гоголя 2) М.Е. Салтыкова-Щедрина 3) Ф.М. Достоевского 4) Л.Н. Толстого
12. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.
13. Какому поэту XX века посвящены стихи?
Вы ушли, Летите,
как говорится, в звёзды врезываясь.
в мир иной. Ни тебе аванса,
Пустота… ни пивной.
Трезвость. В. Маяковский.
14. Чей это портрет? (Назвать произведение, автора, имя героя)
Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно- рыжий.
Ответы:
1 вариант
1. Эпопея. Эпический жанр, все остальные - лирические жанры.
2. Разновидности метафоры: в первом – олицетворение; во втором – олицетворение и метафорические эпитеты.
3. Бальмонт «Будем как Солнце», Гумилев – «Огненный столп», Ахматова – «Вечер».
4. 2. 5. 4.
6. Анна Андреевна Горенко.
7. Выходу в свет кинофильма «Ирония судьбы», где представлены стихи Цветаевой, переложенные на музыку в исполнении А. Пугачевой.
8. 1. 9. 4. 10. 2. 11. 1. 12. 1. «Суламифь»
13. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
14. 2. А. Ахматовой.
2 вариант.
1. Анафора – стилистическая фигура, остальные явления - тропы.
2. Разновидности метафоры. В первом названо только средство сравнения, а объект опущен, во втором – метафора (каплю жалости).
3. «Колчан» - Н. Гумилёв, «Чётки» - А. Ахматова, «В безбрежности» - К. Бальмонт.
4. А. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достичь чистоты и благородства. С циклом рассказов И. Тургенева «Записки охотника».
5. 2. 6. 3. 7. 2. 8. 3. 9. 2. 10. 3. 11. 1,2.
12. Игорь Васильевич Лотарёв.
13. С. Есенину.
14. Азазелло. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
При выставлении оценок за контрольную работу по литературе пользоваться известной шкалой для оценивания тестирования.
Выполнено
0 – 50% - оценка «2»
51% – 70% - оценка «3»
71% – 90% - оценка «4»
91% – 100% - оценка «5»
Приложение №3
Контрольная работа за второе полугодие.
1 вариант.
Соотнесите название произведения и автора:
Название произведения | Автор |
1. «Царь-рыба» | А. И.А. Бунин |
2. «Доктор Живаго» | Б. Максим Горький |
3. «Мастер и Маргарита» | В. А.А. Блок |
4. «Господин из Сан-Франциско» | Г. А.А. Булгаков |
5. «На дне» | Д. Б. Л. Пастернак |
| Е. В.П. Астафьев |
Соотнесите героев и название произведения:
Герои | Названия произведений |
1. Олеся, Мануйлиха, Иван Тимофеевич | А. «Двенадцать» Блок А.А. |
2. Красноармейцы, Катька, Ванька, Иисус Христос | Б. «Тихий Дон» Шолохов М.А. |
3. Григорий, Аксинья, Пётр, Степан | В. «Олеся» Куприн А.И. |
4. Юрий, Лара, Тоня, Антипов | Г. «Матрёнин двор» Солженицын А.И. |
5. Богодул, Пётр, Дарья, Настасья | Д. «Доктор Живаго» Пастернак Б.Л. |
| Е. «Прощание с Матёрой» Распутин В.А. |
В каких произведениях, изученных в 11 классе, поднимаются проблемы добра и зла (не менее 3-х произведений: название и автор)
В каких произведениях , изученных в 11 классе, поднимаются проблемы взаимоотношения человека и природы (не менее 3-х произведений: название и автор)
Какое произведение, изученное в 11 классе, произвело неизгладимое впечатление и почему, не менее пяти аргументов.
2 вариант.
Соотнесите название произведения и автора:
Название произведения | Автор |
1. «Мастер и Маргарита» | А.И. Куприн |
2. «Тихий Дон» | А.А. Ахматова |
3. «Реквием» | А.А. Блок |
4. «Гранатовый браслет» | А.А. Булгаков |
5. «Двенадцать» | М.А. Шолохов |
| В.А. Распутин |
Соотнесите героев и название произведения:
Герои | Названия произведений |
1. Берлиоз, Понтий Пилат, Воланд, Иван Бездомный | А. «Двенадцать» Блок А.А. |
2. Квашня, Сатин, Актёр | Б. «Судьба человека» Шолохов М.А. |
3. Ванька, Андрей Соколов, Анатолий | В. «Мастер и Маргарита» Булгаков М.А. |
4. Девочка Настя, Чиклин, Сафронов | Г. «На дне» Максим Горький. |
5. Богодул, Пётр, Дарья, Настасья | Д. «Котлован» Платонов А.П. |
| Е. «Прощание с Матёрой» Распутин В.А. |
В каких произведениях, изученных в 11 классе, поднимаются проблемы исторической памяти (не менее 3-х произведений: название и автор)
В каких произведениях , изученных в 11 классе, поднимаются проблемы патриотизма (не менее 3-х произведений: название и автор)
Какое произведение, изученное в 11 классе, произвело неизгладимое впечатление и почему, не менее пяти аргументов