СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит КИМ для прохождения промежуточной аттестации по литературе в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«КИМ по литературе 8 класс»

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации по литературе 8 класс

Цель работы: проверить степень освоения учебного материала по литературе обучающимися 8 класса, установить соответствие фактического уровня теоретических знаний по предмету, практических умений и навыков, с требованиями стандарта через анализ фрагментов лирического, эпического и драматического произведений.

Содержание работы

Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18, 19, 20 века. Поэзия о Великой отечественной войне и родной природе.

Теория литературы: род, жанр, пейзаж, диалог, эпос, роман, рассказ, композиция (элементы композиции), тема произведения, основная мысль, изобразительно-выразительные средства, особенности построения драматического произведения, ремарка, второстепенный персонаж, лирический герой, характеристика литературного героя.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит их 2 частей: 1-ая – задания на соотнесение терминов и понятий, цитат и произведений, 2-ая – анализ фрагментов лирического, эпического и драматического произведений. Время выполнения работы – 45 минут.

Критерии оценивания

Первая часть оценивается в 17 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл). Вторая часть оценивается в 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-20

21-29

30-36

37-42



Контрольная работа для прохождения промежуточной аттестации

по литературе 8 класс

Инструкция по выполнению работы

Всего в контрольной работе 2 части. В первой части проверяется знание определений терминов по теории литературы и умение определять по цитате произведение и автора. Во второй части необходимо проанализировать фрагменты произведений по предложенным заданиям. Ответы на задания рекомендуется записывать аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 1.


Задание 1. Соотнесите термины и их значения. Запишите ответ ниже.

  1. Песня

А) столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет

  1. Сатира

Б) музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

  1. Аллегория

В) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы

  1. Художественная деталь

Г) разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

  1. Конфликт

Д) это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое.

  1. Гротеск

Е) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

  1. Фольклор

Ж) один из видов литературы, которая способна создавать волшебную, чудесную картину мира, противопоставляющая существующей реальности

  1. Фантастика

З) устное словесное и музыкальное народное творчество.

  1. Антитеза

И) значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

  1. Дума

К) стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Задание 2. Определите по цитате произведение и автора.

Цитата

Название произведения, автор

«Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского царя Веспасиана. Так князь Александр был непобедим, побеждая сам».


«...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы...».


«А-а! – говорит воитель, – вы не смотрите, а чай пьете? так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!»


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».


«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти». 


«Нет, ребята. Что там орден, Не заглядывая вдаль, Я ж сказал, что я не гордый, Я согласен на медаль». 



Часть 2.

Прочитайте фрагмент из произведения и ответьте на вопросы.

«…»Я слыхал о тамошних мятелях, и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции, и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла, и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась мятель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. "Ну барин", - закричал ямщик - "беда: буран!"... Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

«…» Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения мятели... Вдруг увидел я что-то черное. "Эй, ямщик!"- закричал я - "смотри: что там такое чернеется?" Ямщик стал всматриваться.

- А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место: - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек.

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком. "Гей, добрый человек!" - закричал ему ямщик. - "Скажи, не знаешь ли где дорога?"

- Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, - отвечал дорожный, - да что толку?

- Послушай, мужичок, - сказал я ему - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

- "Сторона мне знакомая" - отвечал дорожный - "слава богу, исхожена, изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться, да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится, тогда найдем дорогу по звездам".

Его хладнокровие ободрило меня. «…»

Вопросы.

  1. Из какого произведения данный фрагмент?

А) В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Б) А. И. Куприн «Куст сирени»

В) А. П. Платонов «Возвращение» Г) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. Определите род и жанр, к которым относится это произведение?

А) эпос, стихотворение Б) лирика, рассказ

В) драма, повесть Г) эпос, роман

3. От чьего лица ведется повествование в романе? (имя героя).............................................. .

4. Кем впоследствии оказался «дорожный»? (имя героя)..................................................... .

5. Как называется композиционный элемент текста, в котором изображается картина природы?....................................................................................................................................

6. В приведенном фрагменте центральное место занимает разговор действующих лиц. Как называется разговор действующих лиц в произведении?........................................................................

7. С чем сравнивается равнина в тексте? Запишите это словосочетание, и определите, с помощью какого средства выразительности создается этот образ? ……………………………………………………………………………………………

8. Найдите в тексте предложение, в котором можно увидеть характеристику образа природы, нарастание его признака. Как автор показывает изменение погоды в природе. Подчеркните это предложение.

9. Выпишите из текста словосочетания, которыми можно охарактеризовать буран (продолжите ряд) Например, «Ветер завыл»,………………………………… .

Блок 2.

«…»Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,


Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

3а гранью дружеских штыков. «…»




Прочитайте фрагмент и выполните задания.

Вопросы.

  1. Из какого произведения этот фрагмент?

А) А. А. Блок «На поле Куликовом» В) С. А. Есенин «Пугачев»

Б) М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Г) Н. В. Гоголь «Шинель»

2. Напишите, к какому жанру относится это произведение?...............................................

3. Основная тема произведения, из которого взят фрагмент?................................................

4. Какое изобразительное средство использует автор в предложении: «обнявшись, будто две сестры»?....................................................................................

5. Найдите в тексте пример олицетворения и выпишите его?..................................................................................................................................

6. Как называется композиционный прием, основанный на противопоставлении: «обрушенные» ворота, «развалины» - «Божья благодать», Грузия «цвела»?.......................................................

7. Выпишите из текста примеры эпитетов (не менее трёх)?..............................................................................................................

8. Дайте краткое определения словам: кадильница - …………………………., инок - ………………………., удручён - …………………………., Божья благодать - ………………………………………………………… .

Блок 3.

Прочитайте фрагмент и выполните задания.

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что' обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович. Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы!

(Показывает на Добчинского и Бобчинского.)

Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Вопросы и задания.

  1. Напишите автора и название произведения, из которого взят фрагмент?.................................................................................................................

  2. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент?.......................................... .

  3. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий?......................................... .

  4. К какому сословию принадлежат Бобчинский и Добчинский?............................................

  5. Ответ городничего на реплику жены представляет собой развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?................................

  6. Речь городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьёт себя по лбу» и тд. Как в драматургии называются подобные авторские высказывания?................................

  7. Какой из персонажей данного фрагмента не участвует в основном действии? Как называется такой персонаж?................................................................................................................



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!