СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по литературе в 8 классе для промежуточной аттестации

Просмотр содержимого документа
«КИМ по литературе 8 класс»

Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Литература» для учащихся 8 класса.


Спецификация


1.Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся 8 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»


2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:


1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.


3. Характеристика структуры и содержания работы

Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания трех уровней: базовый уровень (Б), уровень повышенной сложности (П).

Часть 1 (базовый уровень) включает 5 заданий (1-5). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

Часть 2 (повышенный уровень) состоит из 6 заданий (6-11), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям дети должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или слов. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

Часть 3 (повышенный уровень) состоит из одного задания (12), требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.


5. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении итоговой контрольной работы дополнительное оборудование не требуется


6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-5) выставляется по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 5 тестовых заданий первой части работы – 5 баллов.

За верное выполнение заданий 2 части итоговой работы (6-11 учащийся получает по 2 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 2 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 6 задания второй части работы – 12 баллов.

Критерии оценивания 3 части (№12)

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов в раскрытии проблемного вопроса:

а) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 3 балла;

б) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку - 2 балла;

в) ученик понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки - 1 балл;

г) ученик не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более - 0 баллов.

2. Следование нормам речи:

а) нет или допущено не более 1 речевой ошибки - 2 балла;

б) допущено 2 речевых ошибки - 1 балл;

в) допущено 3 и более речевых ошибок - 0 баллов.

Максимальное количество баллов за работу 3 части (№12) - 5 баллов.




Максимальное количество баллов за всю работу – 22 балла.


на «3» - 11-14 баллов на «4» - 15-19 баллов на «5» - 20-22 баллов


7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по литературе, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

Приложение


План контрольно-измерительной работы по литературе

для учащихся 8 классов

Тип задания:

ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развёрнутым ответом

задания

Проверяемый элемент содержания

Код

проверяемого

вида умений

Код метапредметных результатов (УУД)

Тип

задания


Уровень сложности задания

Макс.балл за

выполнение


1

4.1, 4.2, 4.5

1.1, 1.2

1.1, 1.3, 3.1

ВО

Б

1

2

1.5, 2.1, 4.2

1.4

1.1, 3.1

ВО

Б

1

3

1.7, 4.3, 6.3

1.4, 2.5

3.4

ВО

Б

1

4

1.6, 4.4, 4.5

1.1, 1.4

3.1, 3.4

ВО

Б

1

5

1.6

1.4, 2.2

3.1, 3.4

ВО

Б

1

6

4.1

1.2, 2.1, 2.4

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

7

1.7, 6.1

1.4, 2.5

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

8

1.4, 4.2, 5.1

1.4, 2.2

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

9

1.6, 1.7

1.4, 2.5

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

10

1.6, 1.7, 4.2, 5.1

1.1, 2.1

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

11

5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6.2, 6.3, 6.4

1.2

1.2, 3.1, 3.6

КО

П

2

12

1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 4.1, 4.5

1.2, 1.3, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6

1.1, 1.4, 2.2, 6

РО

П

5















КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по

литературе.


Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1.


Основные теоретико-литературные понятия


1.1

Художественная литература как искусство слова


1.2

Художественный образ


1.3

Фольклор. Жанры фольклора


1.4

Литературные роды и жанры


1.5

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм


1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой


1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория


1.8

Определение стихотворных размеров

2.


Из древнерусской литературы, XVIII века


2.1

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

3


Из фольклора


3.1

-

4


Из русской литературы первой половины XIX в.


4.1

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»


4.2

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»


4.3

М.Ю.Лермонтов. Поэзия


4.4

Н.В.Гоголь «Шинель»


4.5

Н.В.Гоголь «Ревизор»

5


Из русской литературы второй половины XIX в.


5.1

Л.Н.Толстой «После бала»


5.2

Н.С.Лесков «Старый гений»


5.3

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»


5.4

А.П.Чехов «О любви»

6


Из русской литературы ХХ в.


6.1

А.Блок «Россия», «На поле Куликовом»


6.2

А.И.Куприн «Куст сирени»


6.3

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»


6.4

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»






Перечень требований к уровню подготовки учащихся,

достижение которого проверяется на контрольной работе по литературе


Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе.

1


ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:


1.1

образную природу словесного искусства;


1.2

содержание изученных литературных произведений;


1.3

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;


1.4

изученные теоретико-литературные понятия

2


УМЕТЬ:


2.1

воспринимать и анализировать художественный текст


2.2

определять род и жанр литературного произведения


2.3

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;


2.4

давать характеристику героев


2.5

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств


2.6

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, выражать свое отношение к прочитанному, создавать связный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.





Вариант 1.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№1. Какой эпиграф предшествует произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

б) Береги честь смолоду;

в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

г) И жить торопится, и чувствовать спешит.

№2. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм;

г) сентиментализм.

№3. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

а) сравнение;

б) противопоставление (антитеза);

в) риторическое обращение;

г) олицетворение.

№4. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

в) смех;

г) Хлестаков.

№5. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);

г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

№7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые...?

№8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

№9. Какой художественный приём использует Фонвизин для передачи важнейшей черты характера героев своей пьесы: Скотинин, Простаков, Вральман?

№10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

№11. Соотнесите авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:

Авторы произведений

Названия произведений

1. Астафьев В.П.

А. «Истории одного города»

2. Чехов А.П.

Б. «Фотография, на которой меня нет»

3. Блок А.А.

В. «О любви»

4. Салтыков-Щедрин М.Е.

Г. «Василий Тёркин»

5. Твардовский А.Т.

Д. «На поле Куликовом»


Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№12. Почему произведение А.С. Пушкина «Капитанская доска» заставляет читателей задуматься о проблеме чести и достоинства? Как вы понимаете честь и достоинство? Нужны ли они в современном мире?


Вариант 2.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№1. Какой эпиграф предшествует произведению Н.В. Гоголю «Ревизор»?

а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

б) Береги честь смолоду;

в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

г) И жить торопится, и чувствовать спешит.

№2. К какому литературному направлению можно отнести произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм;

г) сентиментализм.

№3. Какое средство выразительности использует А.Т. Твардовский в строках:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой...?

а) сравнение;

б) противопоставление (антитеза);

в) олицетворение;

г) эпитет.

№4. В произведении Н.В.Гоголя «Шинель» главный персонаж Акакий Башмачкин относится к такому типу героев русской литературы, как:

а) благородный разбойник;

б) «маленький» человек;

в) романтический герой, ценящий свободу превыше жизни;

г) самодур, тиран, невежественный, жестокий крепостник.

№5. Комедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, отражающее смешное и «низкое», осмеивающее общественные пороки; всякая смешная пьеса;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);

г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

№7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви...?

№8. Определите жанр произведения Л.Н. Толстого «После бала».

№9. Как называется в драматическом произведении авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах?

№10. Кем ощущал себя Мцыри в монастыре в одноимённом произведении М.Ю. Лермонтова?

№11. Соотнесите названия произведений из 1 столбика с героями произведений из 2 столбика:

Названия произведений

Герои произведений

1. «Фотография, на которой меня нет»

А. Алёхин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович

2. «О любви»

Б. Главный герой, бабушка Катерина, Санька, учитель

3. «Старый гений»

В. Николай Алмазов, его жена Верочка, профессор-педант

4. «После бала»

Г. Старушка-помещица, Иван Иваныч, сербский сражатель, должник

5. «Куст сирени»

Д. Иван Васильевич, Варенька, полковник

Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№12. Почему чиновники уездного города приняли Хлестакова за ревизора? Чем актуальна, на ваш взгляд, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» в наши дни?








Ответы:


Вариант 1.

  1. Б

  2. А

  3. Г

  4. В

  5. Б

  6. Петр Гринев

  7. Эпитет

  8. Поэма

  9. «Говорящие» фамилии

  10. Контраст (антитеза)

  11. 1-Б; 2-В; 3-Д; 4-А; 5-Г

  12. Сочинение


Вариант 2.

  1. А

  2. В

  3. Г

  4. Б

  5. А

  6. Пугачев

  7. Сравнение

  8. Рассказ

  9. Ремарка

  10. Пленником, невольником

  11. 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-Д; 5-В

  12. Сочинение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!