Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Литература» для учащихся 8 класса.
Спецификация
1.Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся 8 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания трех уровней: базовый уровень (Б), уровень повышенной сложности (П).
Часть 1 (базовый уровень) включает 5 заданий (1-5). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (повышенный уровень) состоит из 6 заданий (6-11), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям дети должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или слов. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 3 (повышенный уровень) состоит из одного задания (12), требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
При проведении итоговой контрольной работы дополнительное оборудование не требуется
6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-5) выставляется по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 5 тестовых заданий первой части работы – 5 баллов.
За верное выполнение заданий 2 части итоговой работы (6-11 учащийся получает по 2 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 2 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 6 задания второй части работы – 12 баллов.
Критерии оценивания 3 части (№12)
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов в раскрытии проблемного вопроса:
а) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 3 балла;
б) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку - 2 балла;
в) ученик понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки - 1 балл;
г) ученик не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более - 0 баллов.
2. Следование нормам речи:
а) нет или допущено не более 1 речевой ошибки - 2 балла;
б) допущено 2 речевых ошибки - 1 балл;
в) допущено 3 и более речевых ошибок - 0 баллов.
Максимальное количество баллов за работу 3 части (№12) - 5 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 22 балла.
на «3» - 11-14 баллов на «4» - 15-19 баллов на «5» - 20-22 баллов
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по литературе, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
Приложение
План контрольно-измерительной работы по литературе
для учащихся 8 классов
Тип задания:
ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развёрнутым ответом
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код проверяемого вида умений | Код метапредметных результатов (УУД) | Тип задания | Уровень сложности задания | Макс.балл за выполнение |
1 | 4.1, 4.2, 4.5 | 1.1, 1.2 | 1.1, 1.3, 3.1 | ВО | Б | 1 |
2 | 1.5, 2.1, 4.2 | 1.4 | 1.1, 3.1 | ВО | Б | 1 |
3 | 1.7, 4.3, 6.3 | 1.4, 2.5 | 3.4 | ВО | Б | 1 |
4 | 1.6, 4.4, 4.5 | 1.1, 1.4 | 3.1, 3.4 | ВО | Б | 1 |
5 | 1.6 | 1.4, 2.2 | 3.1, 3.4 | ВО | Б | 1 |
6 | 4.1 | 1.2, 2.1, 2.4 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
7 | 1.7, 6.1 | 1.4, 2.5 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
8 | 1.4, 4.2, 5.1 | 1.4, 2.2 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
9 | 1.6, 1.7 | 1.4, 2.5 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
10 | 1.6, 1.7, 4.2, 5.1 | 1.1, 2.1 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
11 | 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6.2, 6.3, 6.4 | 1.2 | 1.2, 3.1, 3.6 | КО | П | 2 |
12 | 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 4.1, 4.5 | 1.2, 1.3, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6 | 1.1, 1.4, 2.2, 6 | РО | П | 5 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по
литературе.
Код элементов | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе |
1. | | Основные теоретико-литературные понятия |
| 1.1 | Художественная литература как искусство слова |
| 1.2 | Художественный образ |
| 1.3 | Фольклор. Жанры фольклора |
| 1.4 | Литературные роды и жанры |
| 1.5 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм |
| 1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
| 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
| 1.8 | Определение стихотворных размеров |
2. | | Из древнерусской литературы, XVIII века |
| 2.1 | Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
3 | | Из фольклора |
| 3.1 | - |
4 | | Из русской литературы первой половины XIX в. |
| 4.1 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
| 4.2 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри» |
| 4.3 | М.Ю.Лермонтов. Поэзия |
| 4.4 | Н.В.Гоголь «Шинель» |
| 4.5 | Н.В.Гоголь «Ревизор» |
5 | | Из русской литературы второй половины XIX в. |
| 5.1 | Л.Н.Толстой «После бала» |
| 5.2 | Н.С.Лесков «Старый гений» |
| 5.3 | М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» |
| 5.4 | А.П.Чехов «О любви» |
6 | | Из русской литературы ХХ в. |
| 6.1 | А.Блок «Россия», «На поле Куликовом» |
| 6.2 | А.И.Куприн «Куст сирени» |
| 6.3 | А.Т.Твардовский «Василий Теркин» |
| 6.4 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
| | |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся,
достижение которого проверяется на контрольной работе по литературе
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе. |
1 | | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: |
| 1.1 | образную природу словесного искусства; |
| 1.2 | содержание изученных литературных произведений; |
| 1.3 | основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; |
| 1.4 | изученные теоретико-литературные понятия |
2 | | УМЕТЬ: |
| 2.1 | воспринимать и анализировать художественный текст |
| 2.2 | определять род и жанр литературного произведения |
| 2.3 | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; |
| 2.4 | давать характеристику героев |
| 2.5 | характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств |
| 2.6 | писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, выражать свое отношение к прочитанному, создавать связный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
Вариант 1.
Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа
№1. Какой эпиграф предшествует произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
б) Береги честь смолоду;
в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
г) И жить торопится, и чувствовать спешит.
№2. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм;
г) сентиментализм.
№3. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение;
б) противопоставление (антитеза);
в) риторическое обращение;
г) олицетворение.
№4. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор;
б) Городничий;
в) смех;
г) Хлестаков.
№5. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);
г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.
Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом
№6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:
«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
№7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые...?
№8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
№9. Какой художественный приём использует Фонвизин для передачи важнейшей черты характера героев своей пьесы: Скотинин, Простаков, Вральман?
№10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
№11. Соотнесите авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:
Авторы произведений | Названия произведений |
1. Астафьев В.П. | А. «Истории одного города» |
2. Чехов А.П. | Б. «Фотография, на которой меня нет» |
3. Блок А.А. | В. «О любви» |
4. Салтыков-Щедрин М.Е. | Г. «Василий Тёркин» |
5. Твардовский А.Т. | Д. «На поле Куликовом» |
Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)
№12. Почему произведение А.С. Пушкина «Капитанская доска» заставляет читателей задуматься о проблеме чести и достоинства? Как вы понимаете честь и достоинство? Нужны ли они в современном мире?
Вариант 2.
Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа
№1. Какой эпиграф предшествует произведению Н.В. Гоголю «Ревизор»?
а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
б) Береги честь смолоду;
в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
г) И жить торопится, и чувствовать спешит.
№2. К какому литературному направлению можно отнести произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм;
г) сентиментализм.
№3. Какое средство выразительности использует А.Т. Твардовский в строках:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой...?
а) сравнение;
б) противопоставление (антитеза);
в) олицетворение;
г) эпитет.
№4. В произведении Н.В.Гоголя «Шинель» главный персонаж Акакий Башмачкин относится к такому типу героев русской литературы, как:
а) благородный разбойник;
б) «маленький» человек;
в) романтический герой, ценящий свободу превыше жизни;
г) самодур, тиран, невежественный, жестокий крепостник.
№5. Комедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, отражающее смешное и «низкое», осмеивающее общественные пороки; всякая смешная пьеса;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);
г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.
Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом
№6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».
№7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви...?
№8. Определите жанр произведения Л.Н. Толстого «После бала».
№9. Как называется в драматическом произведении авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах?
№10. Кем ощущал себя Мцыри в монастыре в одноимённом произведении М.Ю. Лермонтова?
№11. Соотнесите названия произведений из 1 столбика с героями произведений из 2 столбика:
Названия произведений | Герои произведений |
1. «Фотография, на которой меня нет» | А. Алёхин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович |
2. «О любви» | Б. Главный герой, бабушка Катерина, Санька, учитель |
3. «Старый гений» | В. Николай Алмазов, его жена Верочка, профессор-педант |
4. «После бала» | Г. Старушка-помещица, Иван Иваныч, сербский сражатель, должник |
5. «Куст сирени» | Д. Иван Васильевич, Варенька, полковник |
Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)
№12. Почему чиновники уездного города приняли Хлестакова за ревизора? Чем актуальна, на ваш взгляд, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» в наши дни?
Ответы:
Вариант 1.
Б
А
Г
В
Б
Петр Гринев
Эпитет
Поэма
«Говорящие» фамилии
Контраст (антитеза)
1-Б; 2-В; 3-Д; 4-А; 5-Г
Сочинение
Вариант 2.
А
В
Г
Б
А
Пугачев
Сравнение
Рассказ
Ремарка
Пленником, невольником
1-Б; 2-А; 3-Г; 4-Д; 5-В
Сочинение