ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ КИНО
Кино: биология, медицина, школа
«Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду.»
Жан-Люк Годар.
Кинемато́граф - (от греч. κινημα, κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.
Из «википедии»
КИНЕМАТОГРАФИЯ: БИОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА, ШКОЛА
Содержание:
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
2. Кинематография как метод научного исследования
3. Кинематография в преподавании и учебном процессе
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
В России в начале 20 в. одним из первых медико-биологических фильмов был показан фильм «Мир в капле воды и капле крови», который пользовался большим успехом. Для врачей были организованы просмотры зарубежных фильмов «Ампутация ноги», «Удаление почки» и др.
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
В 1911 г. появились первые русские короткометражные фильмы мед. тематики («Глаз», «Кровообращение»), а в 1912—1913 гг. фильмы большой социальной значимости («Пьянство и его последствия», «Туберкулез и меры борьбы с ним»).
1
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
В 1912 г. В.Н. Лебедев, пионер отечественной микрокиносъемки, создал научный фильм «Инфузории». И. П. Павлов в 1926 г. вместе с В. А. Пудовкиным создают фильм «Поведение человека (механика головного мозга)».
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
Из многих работ, выполненных В. Н. Лебедевым, интересен фильм «Культура ткани» (1939), в котором были показаны процессы фагоцитоза. Б. И. Лаврентьев руководил работами по изучению нервной ткани, которые проводились с помощью микрокиносъемки во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Материалы исследования легли в основу научного фильма «Микроскопия живой нервной ткани» (1939).
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
Кино позволяет изучать процессы и явления так, как они происходят в действительности, т. е. в динамике развития, многократно воспроизводить их для детального анализа, сопоставлять процессы, снятые в разное время и в разных местах, длительно хранить материалы киносъемки. Запросы исследователей обусловили развитие специальной техники и методик, благодаря которым стало возможным ускорять медленные процессы или замедлять быстрые, что позволяет глубже изучать исследуемые явления.
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
Цейтраферная, или замедленная, киносъемка применяется при изучении медленно протекающих процессов, не воспринимаемых визуально, таких как размножение бактерий, деление клетки, рост растений и др. При этой методике вместо нормальной скорости съемки в 24 кадра в 1 сек. съемка каждого кадра происходит через заранее рассчитанные интервалы времени — секунды, минуты, а при необходимости и часы. При просмотре пленки с нормальной скоростью время «уплотняется» и процесс, продолжавшийся, напр., несколько дней, просматривается на экране за несколько минут.
1. История применения кинематографии в биологии и медицине
Рапидная, или ускоренная, скоростная, киносъемка применяется при изучении быстропротекающих процессов, например, для анализа сокращения мышечного волокна, изучения особенностей кровотока в артериях, характера образования раны при повреждении различными снарядами и др. При этой методике скорость съемки может достигать сотен, тысяч и миллионов снимков в 1 сек. При демонстрации кинопленки с нормальной скоростью время «растягивается» и процесс становится доступным наблюдению и анализу.
Микрокиносъемка — один из основных методов применения кино в научном исследовании. Съемка киноаппаратом производится через оптику микроскопа. Возможность изучать явления микромира в их естественной динамике привлекла большое внимание исследователей к микросъемке и обеспечила ее быстрое развитие.
Рентгенокинематография — метод исследования и диагностики с помощью киносъемки на основе сочетания кинокамеры с рентгеновским аппаратом .
Киноэндоскопия — метод исследования внутренних полостей организма с помощью киносъемки на основе сочетания киноаппарата с различными эндоскопами (бронхоскоп, гастроскоп, лапароскоп и др.) .
2. Кинематография как метод научного исследования
Большое значение для медицины и биологии имеет применение кинематографии в научных экспериментах. И. П. Павлов высоко оценил возможности кинематографа и применил киносъемку во время экспериментов по изучению высшей нервной деятельности собак и человекообразных обезьян. H. Н. Бурденко руководил выпуском первого цветного фильма об операции удаления опухоли. Под руководством П. К. Анохина в течение ряда лет велось кинонаблюдение за развитием сросшихся близнецов.
2. Кинематография как метод научного исследования
Кинодокументация широко применяется в хирургии. Среди фильмов, созданных под руководством Б. В. Петровского, особенно интересны «Пересадка почки», «Новые методы лечения атеросклероза аорты и артерии», «Аортокоронарное шунтирование при атеросклерозе» и др. Ряд научно-документальных фильмов — «Искусственное кровообращение головного мозга и сердца при внутрисердечных операциях», «Кибернетика в диагностике» и др.— создан под руководством профессора А. А. Вишневского.
2. Кинематография как метод научного исследования
Большое значение имеет так же применение киносъемки с целью изучения функциональных изменений организма при подготовке спортсменов. Анализ кинодокументов помогает выбрать наиболее оптимальный, обеспечивающий высокие спортивные результаты режим тренировки спортсмена.
3. Кинематография в преподавании и учебном процессе
Кинофильмы являются ценным вспомогательным методом обучения в учебных заведениях. Они представляют учебный материал наглядно, в естественной динамике, независимо от времени и места действия. Использование специальных видов киносъемки позволяет воспроизводить в фильме скрытые для глаза процессы и явления. Применение мультипликации способствует наглядности учебного материала.
3. Кинематография в преподавании и учебном процессе
Ценность научных фильмов для преподавания дисциплин определяется тем, что в них представлены новые, оригинальные работы ведущих ученых; архивные кинодокументы позволяют демонстрировать студентам редкие клинические случаи, знакомить их с классическими работами.
3. Кинематография в преподавании и учебном процессе
Методом мультипликации пользуются для иллюстрации процессов размножения одноклеточных, митотического деления ядра, сущности физиологического эксперимента (регистрация работы мышцы, передачи нервного импульса, движение крови в сердце и сосудах и т. п.), схемы родов или хирургической операции и во многих других случаях.
3. Кинематография в преподавании и учебном процессе
Кинофильм как метод школьного преподавания завоевал в России должное признание, и количество школ, снабженных проекционными кино- и видеоаппаратами, постоянно растет. Из числа «биологических» кинофильмов следует особо выделить т. н. экспедиционные фильмы, например, студии ВВС («Плесень», «Вода»). Такие фильмы имеют большое образовательное значение, очень интересны и поучительны.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
Автор: учитель биологии высшей категории
ХАБИБОВА Нина Борисовна.
ГБОУ РШИСП №5. г. Уфа, РБ .