СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислород (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кислород (9 класс)»

Тема урока «Кислород» Повторить положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева;  Познакомиться с историей открытия кислорода;  Изучить свойства кислорода как химического элемента и простого вещества.  Рассмотреть способы получения кислорода и биологическое значение кислорода.  Узнать, что такое «катализатор» Изучить области применения кислорода

Тема урока «Кислород»

  • Повторить положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева;
  • Познакомиться с историей открытия кислорода;
  • Изучить свойства кислорода как химического элемента и простого вещества.
  • Рассмотреть способы получения кислорода и биологическое значение кислорода.
  • Узнать, что такое «катализатор»
  • Изучить области применения кислорода

Положение  кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева Порядковый номер Массовое число Номер периода Номер группы Порядковый номер Массовое число Номер периода Номер группы Схема строения атома кислорода   Элементы, которые входят в VI А группу.
  • Положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  • Порядковый номер Массовое число Номер периода Номер группы
  • Порядковый номер
  • Массовое число
  • Номер периода
  • Номер группы
  • Схема строения атома кислорода
  • Элементы, которые входят в VI А группу.
16 8 О – кислород 32 16 S - сера 79 34 Se - селен 128 52 Te - теллур [ 210 ] 84 Po - полоний
  • 16 8 О – кислород
  • 32 16 S - сера
  • 79 34 Se - селен
  • 128 52 Te - теллур
  • [ 210 ] 84 Po - полоний
а) Красный железняк (гематит) – Fe 2 O 3  б) Бурый железняк (лимонит) - 2 Fe 2 O 3 ∙ 3 Н 2 О в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe 3 O 4   а) Железный колчедан (пирит) – FeS 2 б) Медный колчедан- CuFeS 3 в) Цинковая обманка – Zn S г) Свинцовый блеск - PbS
  • а) Красный железняк (гематит) – Fe 2 O 3
  • б) Бурый железняк (лимонит) - 2 Fe 2 O 3 ∙ 3 Н 2 О
  • в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe 3 O 4
  • а) Железный колчедан (пирит) – FeS 2
  • б) Медный колчедан- CuFeS 3
  • в) Цинковая обманка – Zn S
  • г) Свинцовый блеск - PbS
Швед Карл Шееле – получил кислород, нагревая селитру, 1772 год Англичанин Джозеф Пристли – получил кислород, нагревая оксид ртути ( II) , 1774 год  Француз Антуан Лавуазье – дал название oxygenium - т.е.«рождающий кислоты», или «кислород», 1778год.
  • Швед Карл Шееле – получил кислород, нагревая селитру, 1772 год
  • Англичанин Джозеф Пристли – получил кислород, нагревая оксид ртути ( II) , 1774 год
  • Француз Антуан Лавуазье – дал название oxygenium - т.е.«рождающий кислоты», или «кислород», 1778год.
Из атомов мир создавала Природа, Два атома легких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода-  И получилась частичка воды, Море воды, океаны и льды… Стал кислород Чуть не всюду начинкой С кремнием он обернулся  песчинкой. В воздух попал кислород. Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на земле появились растения , Жизнь появилась: Дыхание, горение… Первые птицы и первые звери, первые люди , что жили  в пещере… Огонь добывали при помощи трения, Хоть и не знали причины горения. Роль кислорода на нашей Земле Понял великий Лавуазье .
  • Из атомов мир создавала Природа,
  • Два атома легких взяла водорода,
  • Прибавила атом один кислорода-
  • И получилась частичка воды,
  • Море воды, океаны и льды…
  • Стал кислород
  • Чуть не всюду начинкой
  • С кремнием он обернулся
  • песчинкой.
  • В воздух попал кислород.
  • Как ни странно,
  • Из голубой глубины океана.
  • И на земле появились растения ,
  • Жизнь появилась:
  • Дыхание, горение…
  • Первые птицы и первые звери, первые люди , что жили
  • в пещере…
  • Огонь добывали при помощи трения,
  • Хоть и не знали причины горения.
  • Роль кислорода на нашей Земле
  • Понял великий Лавуазье .
 В составе воды - 88,9%,  В состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры). В состав атмосферы - 21 % по объему. Образует два аллотропных вещества О 2 – кислород О 3 - озон
  • В составе воды - 88,9%,
  • В состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры).
  • В состав атмосферы - 21 % по объему.
  • Образует два аллотропных вещества
  • О 2 – кислород
  • О 3 - озон
Опыт № 1. Разложение пероксида водорода  Mn О2 2Н 2 О 2 = 2Н 2 О + О 2 ↑ Mn О 2 – катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции Опыт № 2. Разложение перманганата калия 2К Mn О 4 = К 2 Mn О 4 + Mn О 4 + О 2 ↑ Агрегатное состояние кислорода… Цвет… Запах Растворимость в воде… 32 Плотность по отношению к воздуху… ( D возд . (О 2 ) = − )  29 Способы собирания кислорода …
  • Опыт № 1. Разложение пероксида водорода
  • Mn О2
  • 2 О 2 = 2Н 2 О + О 2
  • Mn О 2 катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции
  • Опыт № 2. Разложение перманганата калия
  • Mn О 4 = К 2 Mn О 4 + Mn О 4 + О 2
  • Агрегатное состояние кислорода…
  • Цвет…
  • Запах
  • Растворимость в воде… 32
  • Плотность по отношению к воздуху… ( D возд . (О 2 ) = − )
  • 29
  • Способы собирания кислорода
Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха. Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха  (М r (возд) = 29)  r (О 2 ) = 32)
  • Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха.
  • Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха
  • r (возд) = 29) r 2 ) = 32)
Химические свойства кислорода Значение кислорода 1. С простыми веществами С 0 + О 2 0 = C +4 О 2 -2 + Q S 0 + О 2 0 = S +4 О 2 -2 + Q 3 Fe 0 + 2О 2 0 = Fe 3 +2,+3 О 4 -2 + Q 4 Al 0 + 3О 2 0 = 2 Al 2 +3 О 3 -2 + Q 2. Со сложными веществами C -4 H 4 +1 + 2О 2 0 = C +4 О 2 -2 + 2Н 2 +1 О -2 + Q 2 H 2 +1 S -2 +3О 2 0 = 2 S +4 О 2 -2 + 2Н 2 +1 О -2 + Q Реакции горения  – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света. Реакции окисления  - это такие реакции, которые протекают с участием кислорода Горение Медленное окисление- переваривание пищи Дыхание- газообмен в легких и тканях Фотосинтез

Химические свойства

кислорода

Значение кислорода

1. С простыми веществами

С 0 + О 2 0 = C +4 О 2 -2 + Q

S 0 + О 2 0 = S +4 О 2 -2 + Q

3 Fe 0 + 2О 2 0 = Fe 3 +2,+3 О 4 -2 + Q

4 Al 0 + 3О 2 0 = 2 Al 2 +3 О 3 -2 + Q

2. Со сложными веществами

C -4 H 4 +1 + 2О 2 0 = C +4 О 2 -2 + 2Н 2 +1 О -2 + Q

2 H 2 +1 S -2 +3О 2 0 = 2 S +4 О 2 -2 + 2Н 2 +1 О -2 + Q

  • Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света.
  • Реакции окисления - это такие реакции, которые протекают с участием кислорода
  • Горение
  • Медленное окисление- переваривание пищи
  • Дыхание- газообмен в легких и тканях
  • Фотосинтез
 Применение кислорода  В металлургии – для выплавки металлов  В медицине – для дыхания больным  При взрывных работах – как жидкий окислитель  Для резки и сварки металлов  В авиации как окислитель ракетного топлива.

Применение кислорода

  • В металлургии – для выплавки металлов
  • В медицине – для дыхания больным
  • При взрывных работах – как жидкий окислитель
  • Для резки и сварки металлов
  • В авиации как окислитель ракетного топлива.
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2.В чем испытывали затруднения? 3.Что понравилось на уроке?

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.В чем испытывали затруднения?

3.Что понравилось на уроке?

 По горизонтали: 1.Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород. 2. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути ( II ). 3.Орган растения, где образуется кислород. 4.Вещество, ускоряющее химическую реакцию. 5.Процесс образования кислорода на свету. 6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света. 7. Вещество. в состав которого входит элемент кислород. 8.Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород.  Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле .   

По горизонтали:

1.Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.

2. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути ( II ).

3.Орган растения, где образуется кислород.

4.Вещество, ускоряющее химическую реакцию.

5.Процесс образования кислорода на свету.

6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света.

7. Вещество. в состав которого входит элемент кислород.

8.Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород.

Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле .

 

1 2 3 4 П К 5 О 6 А Л К Р Т И Ф С И 7 8 И А С С О Л Г Т Т Т П Д О Е Л И О Ы И В З Р С С О О И Е А Н Т Д Н К И Т О А Е Р Е З

1

2

3

4

П

К

5

О

6

А

Л

К

Р

Т

И

Ф

С

И

7

8

И

А

С

С

О

Л

Г

Т

Т

Т

П

Д

О

Е

Л

И

О

Ы

И

В

З

Р

С

С

О

О

И

Е

А

Н

Т

Д

Н

К

И

Т

О

А

Е

Р

Е

З

§ 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся) Кислород и озон Фотосинтез Круговорот кислорода в природе
  • § 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся)
  • Кислород и озон
  • Фотосинтез
  • Круговорот кислорода в природе