Кислород и озон. Аллотропия
Цель урока
Закрепление понятий металл и неметалл, простое и сложное вещество. Формирование понятий аллотропия, аллотропные модификации. Изучение озона (состав, получение, свойства, применение, значение озонового слоя). Сравнительная характеристика кислорода и озона.
Ожидаемый результат
Все учащиеся смогут: называть состав кислорода и озона.
Большинство учащихся будут уметь: сравнивать характерные свойства кислорода и озона, знать определение аллотропии.
Некоторые учащиеся смогут: рассказывать о значении озонового слоя в атмосфере.
Химическая игра «Вопрос-ответ»
1.Элемент – сильный окислитель
2.Физические свойства кислорода
3.Способы получения кислорода в лаборатории
4.В промышленности кислород получают
5.Катализатор – это
6.Реакция с выделением тепла называется
7.Быстрое окисление – это…
8.Оксиды – это…
9.Собирание кислорода возможно
10.Взаимодействие с кислородом –
2. Интеллектуальная игра «Узнай меня»
Из представленного перечня выбрать отдельно
формулы простых и сложных веществ:
Fe, H2O , CO2, H2, Al, CaC2, NaCl, N2,
MgO, Zn, SO2, H2 SO4 , O2, PH3.
Среди выписанных вами простых веществ определите металлы и неметаллы
Работа с таблицей 1
Особенность | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | твердые | твердые жидкие газообразные |
Отношение к воде | нерастворимые | растворимые, нерастворимые |
Тепло и электропроводность | проводят тепло и электрический ток | не проводят тепло и электрический ток |
Ковкость и пластичность | ковкие и пластичные | нековкие и непластичные |
Кислород, свойства которого мы сейчас изучаем, относится к неметаллам.
Таблица. Аллотропия
| Кислород | Озон |
Химический символ | О | О |
Относительная атомная масса | 16 | 16 |
Химическая формула | О2 | О3 |
Относительная молекулярная масса | 32 | 48 |
Свойства кислорода и озона |
кислород | озон |
Газ без цвета и запаха Плохо растворим в воде В жидком состоянии имеет голубой цвет В твердом - магнитные свойства В кислороде и на воздухе легко окисляются многие органические и неорганические вещества В атомарном состоянии кислород более активен, чем в молекулярном Его используют в медицине, металлургической промышленности, авиации, при подземных и подводных работах | Аллотропное видоизменение кислорода Молекула его состоит из трех атомов Имеет своеобразный приятный запах Образуется во время грозы или окисления смолы хвойных деревьев В 1,5 раза тяжелее кислорода; Лучше растворяется в воде, чем кислород В озоне некоторые вещества загораются, каучук становится хрупким, красители под воздействием озона обесцвечиваются Озон значительно активнее кислорода |
Деятельность | Учителя | Ученик |
Организационный момент | Проверка отсутствующих (Слайд 1) | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Актуализация знаний Диалоговое обучение. | Работа по карточкам знание терминов Игра «Вопрос - ответ» (Слайд 2) 1.Элемент – сильный окислитель 2.Физические свойства кислорода 3.Способы получения кислорода в лаборатории 4.В промышленности кислород получают 5.Катализатор – это 6.Реакция с выделением тепла называется 7.Быстрое окисление – это… 8.Оксиды – это… 9.Собирание кислорода возможно 10.Взаимодействие с кислородом – 11.Кислород легче или тяжелее воздуха | Самостоятельная работа Отвечают на вопросы исходя из домашнего задания Фронтальный опрос |
Целеполагание | Интеллектуальная игра «Узнай меня» Озвучивание темы. Определение целей урока (Слайд 3-4) | Групповая работа Совместная постановка целей. |
Изучение нового материала | Заполнение таблицы 1 «Металлы и неметаллы» (слайд 5) Заполнение таблицы «Аллотропия» Формулировка новых понятий и терминов «Аллотропия, аллотропные видоизменения» (слайд 7-10) Заполнение сравнительной таблицы «Свойства кислорода и озона» (слайд 11) Получение (Слайд 12) 1) Озон образуется под воздействием солнечного излучения. В ходе этой реакции поглощается та часть солнечного излучения, которая является губительной для всего живого на Земле. Ультрафиолетовые лучи (составляющее солнечного излучения), вторгаясь в стратосферу, разбивают молекулы кислорода (О2) на два атома (О), которые вступают в реакцию с молекулами кислорода (О2), образуя озон (О3). 2) Озон образуется также вследствие электрических разрядов (во время грозы). 3) Озон образуется также при окислении смолы хвойных деревьев или морских водорослей. Химические свойства (Слайд 13) 1) Молекула озона очень непрочная О3— О2 + О, 2О— О2, 2О3— 3О2 2) Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный, поэтому озон химически активнее кислорода. Действительно, он быстро разрушает резину, очень медленно изменяющуюся в среде воздуха; взаимодействует при комнатной температуре с серебром, образуя оксид серебра Ag + O3—AgO + O2 (а с кислородом серебро не реагирует). | Беседа с учащимися Работа с учебником Заполняют таблицу Обсуждение Работа с учебником Заполняют таблицу Запись в тетрадь Заполнение первой колонки (Кислород) Работа с учебником Заполнение второй колонки (Озон) Групповая работа Парная работа |
Закрепление | Дайте название оксидам: N2O5, CaO, SO2, Al2O3, BaO, Cl2O7, ZnO, V2O5, Cr2O3, CuO, SO3, MoO3 (Слайд 15) | Выполняют задание |
Рефлексия | Чемодан – знания, приобретенные на сегодняшнем уроке пригодятся мне в будущем, буду использовать; Корзинка – услышанное частично пригодится мне; Мусорная корзина – ничего полезного… (Слайд 16) | Прикрепите стикер с соответствующим пояснением на соответствующий рисунок |
Оценивание | Просит оценить работу на уроке, заполнить листы оценивания. | Самооценивание, взаимооценивание. |
Домашнее задание | § 26 упр 1-3стр 87 (Слайд 17) | Записывают в дневник. |