СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классическая музыка России XIX века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой презентации Вы найдете интересные сведения о русских композиторах XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Классическая музыка России XIX века»

Классическая Музыка России 19 века

Классическая Музыка России 19 века

Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культуры   Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО). Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г. Рубинштейн

Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культуры

  • Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).
  • Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.
  • В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал
  • А.Г. Рубинштейн

Композиторы Творчество М.И.Глинки обозначило новый, а именно –  классический этап  развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут: Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет, с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм. с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского). М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере: —  героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»); — эпическая опера («Руслан и Людмила»).  М. И. Глинка (1804 – 1857)

Композиторы

Творчество М.И.Глинки обозначило новый, а именно –  классический этап  развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут: Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.

с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского). М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

—  героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

М. И. Глинка

(1804 – 1857)

  • Он продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна.
  • Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер. Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы. Эта задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передать психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.
  • Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”, “Торжество Вакха”, “Русалка”, “Каменный гость”. Около 100 романсов и песен. Создает новые жанры: сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга: “Червяк”, “Титулярный советник”. Создал комедийные сценки, тип лирического монолога (самые яркие на стихи Лермонтова.) Написал 3 одночастные увертюры: “Баба яга”, “Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.

А. С. Даргомыжский

(1813 – 1869)

  • Музыка Чайковского охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству. Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).
  • Симфоническое наследие П.И.Чайковского  составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к  симфонии как жанру лирическому , что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.

П. И. Чайковский ( 1840-1893)

Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер. Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и в литература было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.
  • Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер. Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов.
  • Во всех областях искусства и в литература было создано множество замечательных произведений.
  • Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.
Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.   Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка» сочувствовали передовым идеям века;  сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;  в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;  широко общались с публикой  сочувствовали передовым идеям века;  сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;  в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;  широко общались с публикой Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х годов, стал Милий Алексеевич Балакирев.

Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

  • Лучшие музыкальные традиции
  • М.И. Глинки
  • были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка» сочувствовали передовым идеям века;
  • сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
  • в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
  • широко общались с публикой
  • сочувствовали передовым идеям века;
  • сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
  • в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
  • широко общались с публикой
  • Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х годов, стал
  • Милий Алексеевич Балакирев.
М.А. Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечили ему незыблемый. Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», Увертюра на темы трех русских песен».
  • М.А. Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечили ему незыблемый. Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», Увертюра на темы трех русских песен».
Цезарь Антонович Кюи Ц. Кюи — русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие
  • Цезарь Антонович Кюи
  • Ц. Кюи — русский композитор,
  • член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал.
  • Он прожил долгую и насыщенную жизнь.
  • Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной
  • культуры и военной науки.
  • Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие
Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции. Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок и др. Стоит отметить, что для вокального исполнения им было создано около 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.
  • Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции. Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе.
  • В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок и др. Стоит отметить, что для вокального исполнения им было создано около
  • 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.
Спасибо За внимание!

Спасибо За внимание!