СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Классификация чрезвычайных ситуаций. Поведение человека в этих ситуациях».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков общепрофессионального учебного цикла по предмету «Охрана труда и ОБЖ» в учебных группах по профессии «Портной» по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации» в рамках  освоения основной программы профессионального обучения  по профессии «Портной» 3 разряд. Цель данного урока - позволить обучающимся проявить и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, для обобщения и систематизации использованного материала используется кейс-метод, который позволяет увидеть неоднозначность решения проблем  в реальной жизни.

Просмотр содержимого документа
««Классификация чрезвычайных ситуаций. Поведение человека в этих ситуациях».»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Дисциплина: Охрана труда и ОБЖ

Профессия: Портной


Разработал: Заведующий филиалом

ФКП образовательного

учреждения № 233

Ю. В. Воротникова

















Керчь

2018 г.

Рассмотрено и утверждено на заседании

методической комиссии

Протокол №___________

«___»__________ 20___г.

Председатель МК

___________________ Ю.В.Воротникова



Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков общепрофессионального учебного цикла по предмету «Охрана труда и ОБЖ» в учебных группах по профессии «Портной» по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации» в рамках освоения основной программы профессионального обучения по профессии «Портной» 3 разряд.

Любое усвоение знаний строится на усвоении обучающимся учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. 

В рамках изучения данной темы применяется одна из новых форм эффективных технологий обучения - проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. 

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. 

Цель данного урока - позволить обучающимся проявить и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Данная методическая разработка может быть использована в профессиональных образовательных учреждениях.



Автор – составитель: Ю.В.Воротникова











СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование раздела

стр.

1.

Основная часть

3

1.1.

Тематическое обоснование

3

1.2.

Планируемые образовательные результаты

3

1.3.

План – хронокарта занятия

4

1.4.

Ход урока

5


Список использованных источников

7


Приложение 1 Карточки с кейсами

8





































1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


1.1. Тематическое обоснование

Урок № 1 «Классификация чрезвычайных ситуаций. Поведение человека в этих ситуациях».

Тема № 1 «Опасные и чрезвычайные ситуации».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: урок смешанный.

Цель урока методическая: формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое вни­мание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мыш­ления, умению перерабатывать огромные массивы информации; адек­ватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эф­фективно действовать в условиях кризиса.

Цель урока образовательная:

- обучающаяизучение принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.

- развивающаяразвитие у обучающихся способностей быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с однокурсниками, анализировать суть чрезвычайных ситуаций, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, развитие информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности, развитие профессиональных умении.

- воспитательная - стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости.

Средства обучения: вербальные, печатные (конспект занятия, карточки с кейсами), аудиовизуальные (видеоролик).

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, аналитический.

Формы обучения: коллективная, групповая

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения занятия: учебный кабинет

Основные понятия и термины: чрезвычайная ситуация, природное явление, стихийное явление, чрезвычайная ситуация техногенного характера


1.2. Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: принципам обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

Определять основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципам снижения вероятности их реализации.

Получат возможность научиться: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий на рабочем месте при выполнении производственных задач;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.


Умеют: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами



1.3. План – хронокарта занятия


Этапы
занятия


Содержание занятия

Время

I

Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

1 минуты

II

Изучение нового материала

31 минут

III

Обобщение и систематизация изученного материала (решение кейсов).

10 минут

IV

Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

2 минуты

V

Сообщение домашнего задания

1 минуты
















1.4. Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный этап

проверка присутствующих, подготовка рабочего места

подготовка рабочих мест


Этап усвоения новых знаний

Сообщение новых знаний в соответствии с содержанием учебного видеоролика «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера».


Внимательное вдумчивое слушание, осознание, запоминание, тезисное конспектирование материала

На данном этапе используется иллюстративный метод обучения, основанный на визуальном и аудиальном восприятии информации

Этап обобщения и систематизации изученного материала

Делит обучающихся на малые группы по 3-4 человека. Каждой группе раздает карточки с кейсами. Каждая карточка содержит по три кейса.

Во время обсуждения кейсов в микрогруппах преподаватель обходит группы и дает некоторые пояснения, но избегает прямых консультаций.

Если обучающиеся не могут самостоятельно выбрать спикера, преподаватель назначает его в последний момент «волевым решением».

После презентации ответов микрогруппами организует этап общей дискуссии.

Учитывая ответы на вопросы, преподаватель должен про­гнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

Проводит голосование, чье решение было самым удачным.

Проводят анализ ситуаций. Каждый из участников микрогруппы представляет свой вариант решения, после обсуждения принимается общее решение кейса.

Уча­стники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выби­рают оптимальное решение, готовятся к презентации.

От каждой группы выступает представитель.

Обучающиеся выбирают спикера самостоятельно.

Во время общей дискуссии обсуждают представленные решения по кейсам, отвечают на вопросы:

1.Почему ситуация выглядит как дилемма?

2.Кто принимал решения?

3.Какие варианты решения он имел?

4.Что ему надо было сделать?

Голосует, чье решение было самым удачным.

Данный этап осуществляется с использованием интерактивного метода обучения – кейс-метод. На обсуждение кейсов группам дается 3 минуты.

Презентация решения – по 0,5 минуты на каждую микрогруппу.

Этап общей дискуссии – 3,5 минуты.

Жесткое требование — укладываться в установленные сроки.

Обучающимся предоставляется возможность использовать любую литературу, учеб­ники, справочники

Этап подведения итогов занятия

Организация обсуждения «Имеет ли практическую пользу сегодняшнее занятие»; выставление комментированных оценок

Участие в обсуждении, высказывание своего мнения о практичности занятия

На данном этапе используется методика рефлексии «Что нового я узнал? Нужны ли мне в профессиональной деятельности полученные знания?»

Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности, учебник, 2015 г.

Параграф 3.1-3.2, конспект

Запись дом. Задания, уточняющие вопросы преподавателю






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2015 г.

  2. Приложение 1

  3. Карточка №1

  4. Кейс 1: Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т.п.).

  5. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  6. Кейс 2: Вы вошли в квартиру и обнаружили в ней посторонних.

  7. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  8. Кейс 3 : Вы приехали на отдых на горнолыжный курорт. Ваши действия по обеспечению личной безопасности.

  9. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  10. Карточка №2

  11. Кейс 1: Вас остановил преступник и, угрожая ножом, потребовал деньги.

  12. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  13. Кейс 2: Вам показалось, что вас преследуют.

  14. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  15. Кейс 3: вы отправились в турпоход вдоль горной реки. На ночь разбили палаточный лагерь. Вдруг ночью неожиданно пошел сильный дождь, началась гроза.

  16. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  17. Карточка №3

  18. Кейс 1: В экстремальной ситуации, связанной с возможным применением к вам насилия, вы приняли решение убежать. Как вы будете действовать?

  19. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  20. Кейс 2: Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транспорте. Что вы предпримите для обеспечения личной безопасности?

  21. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  22. Кейс 3: Вы находитесь на рабочем месте и вдруг почувствовали, что здание шатается, мебель качается, мелкие предметы падают.

  23. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  24. Карточка №4

  25. Кейс 1: У вас зазвонил телефон. Спрашиваете: «Кто говорит?» Молчание. И так неоднократно. Хорошо, если звонят днем, а если ночью? Эти звонки любого человека выведут из равновесия. Можно, конечно, отключить телефон на какое-то время, но не все имеют такую возможность. Беспокоящие вас звонки часто продолжаются неделями и даже месяцами, а в телефонной трубке часто слышится брань, оскорбления, клевета. Так что же делать?

  26. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  27. Кейс 2: Вы находитесь в лесу на пикнике. До вас доносится запах гари, который усиливается.

  28. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  29. Кейс 3: Вы возвращаетесь поздно домой. На пути встречается группа молодых людей, которые осыпают вас бранью, насмешками, грубостями. Ваши действия

  30. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  31. Карточка №5

  32. Кейс 1: Вы находитесь, дома и слышите, что дверь вашей квартиры открывают ключом или взламывают.

  33. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  34. Кейс 2: Вы собираетесь в гости за город на викенд. Включили телевизор, транслируют прогноз погоды. Вдруг по вашему региону передают ухудшение погодных условий, усиление ветра до 20-25 м/с.

  35. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  36. Кейс 3: Вы едите по горной трассе. Перед вам указатель «Возможен камнепад».

  37. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  38. Карточка №6

  39. Кейс 1: Раздается звонок в квартиру, в глазок ничего не видно, телефон не работает.

  40. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  41. Кейс 2: Вам выпал отпуск в июле. Но на улице стоит аномальная жара. Какие вы предпримите действия для обеспечения собственной безопасности.

  42. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  43. Кейс 3: Вы заметили, что напротив вашего дома: а) происходят хулиганские действия: б) неизвестные влезают в окно или на балкон соседнего дома и т.п. действия.

  44. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  45. Карточка №7

  46. Кейс 1: На улице к вам подъехала автомашина. Ее водитель ведет себя агрессивно (например, пытается затащить в машину). Что вы будете делать?

  47. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  48. Кейс 2: Вы большой любитель купания в открытых водоемах. Приехав на берег моря, вы наблюдаете усиление ветра и увеличение волнения моря. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.

  49. Кейс 3: Молодой, на вид интеллигентный человек подходит к ребенку и говорит, что он является хорошим знакомым его родителей. Человек просит впустить его квартиру («Там я подожду папу и маму. Вот будет сюрприз!»). Как надо поступить:

  50. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.