ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 233)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Дисциплина: Охрана труда и ОБЖ
Профессия: Портной
Разработал: Заведующий филиалом
ФКП образовательного
учреждения № 233
Ю. В. Воротникова
Керчь
2018 г.
Рассмотрено и утверждено на заседании
методической комиссии
Протокол №___________
«___»__________ 20___г.
Председатель МК
___________________ Ю.В.Воротникова
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков общепрофессионального учебного цикла по предмету «Охрана труда и ОБЖ» в учебных группах по профессии «Портной» по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации» в рамках освоения основной программы профессионального обучения по профессии «Портной» 3 разряд.
Любое усвоение знаний строится на усвоении обучающимся учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
В рамках изучения данной темы применяется одна из новых форм эффективных технологий обучения - проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Цель данного урока - позволить обучающимся проявить и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Данная методическая разработка может быть использована в профессиональных образовательных учреждениях.
Автор – составитель: Ю.В.Воротникова
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | стр. |
1. | Основная часть | 3 |
1.1. | Тематическое обоснование | 3 |
1.2. | Планируемые образовательные результаты | 3 |
1.3. | План – хронокарта занятия | 4 |
1.4. | Ход урока | 5 |
| Список использованных источников | 7 |
| Приложение 1 Карточки с кейсами | 8 |
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.1. Тематическое обоснование
Урок № 1 «Классификация чрезвычайных ситуаций. Поведение человека в этих ситуациях».
Тема № 1 «Опасные и чрезвычайные ситуации».
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Вид урока: урок смешанный.
Цель урока методическая: формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
Цель урока образовательная:
- обучающая – изучение принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.
- развивающая – развитие у обучающихся способностей быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с однокурсниками, анализировать суть чрезвычайных ситуаций, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, развитие информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности, развитие профессиональных умении.
- воспитательная - стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости.
Средства обучения: вербальные, печатные (конспект занятия, карточки с кейсами), аудиовизуальные (видеоролик).
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, аналитический.
Формы обучения: коллективная, групповая
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: учебный кабинет
Основные понятия и термины: чрезвычайная ситуация, природное явление, стихийное явление, чрезвычайная ситуация техногенного характера
1.2. Планируемые образовательные результаты
Планируемые образовательные результаты |
Объём освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность |
Научатся: принципам обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; Определять основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципам снижения вероятности их реализации. Получат возможность научиться: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий на рабочем месте при выполнении производственных задач; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. | Умеют: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
1.3. План – хронокарта занятия
Этапы занятия
| Содержание занятия | Время |
I | Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) | 1 минуты |
II | Изучение нового материала | 31 минут |
III | Обобщение и систематизация изученного материала (решение кейсов). | 10 минут |
IV | Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок) | 2 минуты |
V | Сообщение домашнего задания | 1 минуты |
1.4. Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный этап | проверка присутствующих, подготовка рабочего места | подготовка рабочих мест | |
Этап усвоения новых знаний | Сообщение новых знаний в соответствии с содержанием учебного видеоролика «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». | Внимательное вдумчивое слушание, осознание, запоминание, тезисное конспектирование материала | На данном этапе используется иллюстративный метод обучения, основанный на визуальном и аудиальном восприятии информации |
Этап обобщения и систематизации изученного материала | Делит обучающихся на малые группы по 3-4 человека. Каждой группе раздает карточки с кейсами. Каждая карточка содержит по три кейса. Во время обсуждения кейсов в микрогруппах преподаватель обходит группы и дает некоторые пояснения, но избегает прямых консультаций. Если обучающиеся не могут самостоятельно выбрать спикера, преподаватель назначает его в последний момент «волевым решением». После презентации ответов микрогруппами организует этап общей дискуссии. Учитывая ответы на вопросы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. Проводит голосование, чье решение было самым удачным. | Проводят анализ ситуаций. Каждый из участников микрогруппы представляет свой вариант решения, после обсуждения принимается общее решение кейса. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. От каждой группы выступает представитель. Обучающиеся выбирают спикера самостоятельно. Во время общей дискуссии обсуждают представленные решения по кейсам, отвечают на вопросы: 1.Почему ситуация выглядит как дилемма? 2.Кто принимал решения? 3.Какие варианты решения он имел? 4.Что ему надо было сделать? Голосует, чье решение было самым удачным. | Данный этап осуществляется с использованием интерактивного метода обучения – кейс-метод. На обсуждение кейсов группам дается 3 минуты. Презентация решения – по 0,5 минуты на каждую микрогруппу. Этап общей дискуссии – 3,5 минуты. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Обучающимся предоставляется возможность использовать любую литературу, учебники, справочники |
Этап подведения итогов занятия | Организация обсуждения «Имеет ли практическую пользу сегодняшнее занятие»; выставление комментированных оценок | Участие в обсуждении, высказывание своего мнения о практичности занятия | На данном этапе используется методика рефлексии «Что нового я узнал? Нужны ли мне в профессиональной деятельности полученные знания?» |
Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности, учебник, 2015 г. Параграф 3.1-3.2, конспект | Запись дом. Задания, уточняющие вопросы преподавателю | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2015 г.
Приложение 1
Карточка №1
Кейс 1: Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т.п.).
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вы вошли в квартиру и обнаружили в ней посторонних.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3 : Вы приехали на отдых на горнолыжный курорт. Ваши действия по обеспечению личной безопасности.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №2
Кейс 1: Вас остановил преступник и, угрожая ножом, потребовал деньги.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вам показалось, что вас преследуют.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: вы отправились в турпоход вдоль горной реки. На ночь разбили палаточный лагерь. Вдруг ночью неожиданно пошел сильный дождь, началась гроза.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №3
Кейс 1: В экстремальной ситуации, связанной с возможным применением к вам насилия, вы приняли решение убежать. Как вы будете действовать?
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транспорте. Что вы предпримите для обеспечения личной безопасности?
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: Вы находитесь на рабочем месте и вдруг почувствовали, что здание шатается, мебель качается, мелкие предметы падают.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №4
Кейс 1: У вас зазвонил телефон. Спрашиваете: «Кто говорит?» Молчание. И так неоднократно. Хорошо, если звонят днем, а если ночью? Эти звонки любого человека выведут из равновесия. Можно, конечно, отключить телефон на какое-то время, но не все имеют такую возможность. Беспокоящие вас звонки часто продолжаются неделями и даже месяцами, а в телефонной трубке часто слышится брань, оскорбления, клевета. Так что же делать?
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вы находитесь в лесу на пикнике. До вас доносится запах гари, который усиливается.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: Вы возвращаетесь поздно домой. На пути встречается группа молодых людей, которые осыпают вас бранью, насмешками, грубостями. Ваши действия
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №5
Кейс 1: Вы находитесь, дома и слышите, что дверь вашей квартиры открывают ключом или взламывают.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вы собираетесь в гости за город на викенд. Включили телевизор, транслируют прогноз погоды. Вдруг по вашему региону передают ухудшение погодных условий, усиление ветра до 20-25 м/с.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: Вы едите по горной трассе. Перед вам указатель «Возможен камнепад».
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №6
Кейс 1: Раздается звонок в квартиру, в глазок ничего не видно, телефон не работает.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вам выпал отпуск в июле. Но на улице стоит аномальная жара. Какие вы предпримите действия для обеспечения собственной безопасности.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: Вы заметили, что напротив вашего дома: а) происходят хулиганские действия: б) неизвестные влезают в окно или на балкон соседнего дома и т.п. действия.
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Карточка №7
Кейс 1: На улице к вам подъехала автомашина. Ее водитель ведет себя агрессивно (например, пытается затащить в машину). Что вы будете делать?
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 2: Вы большой любитель купания в открытых водоемах. Приехав на берег моря, вы наблюдаете усиление ветра и увеличение волнения моря. Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.
Кейс 3: Молодой, на вид интеллигентный человек подходит к ребенку и говорит, что он является хорошим знакомым его родителей. Человек просит впустить его квартиру («Там я подожду папу и маму. Вот будет сюрприз!»). Как надо поступить:
Задание: Ваши действия. Обоснуйте ваши действия.