Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 9 классы разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- оказание первой медицинской помощи;
- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. Так как в учебном плане предусмотрен резерв свободного учебного времени на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в объеме 5 учебных часов для реализации авторских подходов, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. То на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 5- 9 классах выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результат изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
По итогам освоения программы обучающиеся 9 класса должны
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.
уметь:
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерными и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 9 Класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 9 классы разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
оказание первой медицинской помощи;
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. Так как в учебном плане предусмотрен резерв свободного учебного времени на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в объеме 5 учебных часов для реализации авторских подходов, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. То на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 5- 9 классах выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинно-следственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результат изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
По итогам освоения программы обучающиеся 9 класса должны
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.
уметь:
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерными и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Календарно - тематический план 9 класс по основам безопасности жизнедеятельности |
| № урока | Наименование урока | Планируемая дата | Фактическая дата | |
Правила дорожного движения | |
| 1 | Государственная политика в области обеспечения безопасности. Основные возможности создания безопасности дорожного движения. | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 2 | Назначение, правил дорожного движения, история их возникновения и развития. | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 3 | Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 4 | Водитель. Требования, предъявляемые к водителю. Первая, доврачебная медицинская помощь при ДТП. | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 5 | Обобщающие уроки по безопасности дорожного движения | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
2. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека |
| 6 | Экологическая безопасность России | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
7 | Окружающая среда и эколо- гическая без- опасность | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д | |
| |
| 8 | Химические загрязнения и отравления | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
9 | Ксенобиотики в твоей квартире | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
10 | Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 11 | Безопасное питание. Твой рацион
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 12 | Биоритмы — организаторы нашей жизни | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 13
| Как избежать переутомления
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 14 | В движении —жизнь
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
Дата | № урока | Наименование урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
| 15 | Защититесь от стрессов | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 16 | Как выплыть в море информации и .завоевать друзей | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| | | |
9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
17 | Синдром приобретенного иммунодефицита и меры его профилактики | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 18 | Экологиче- ская безопас- ность и при- родные усло- вия | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 19 | Сколько лет жить человеку | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 20 | Безопасное пользование компьютером | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 21 | Организация рабочего места у компьютера | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 22 | Правила безопасного поведения на уроках физики и химии | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 23 | Правила безопасного поведения на уроках ОБЖ и физической культуры | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 24 | Правила безопасности на уроках технологии и в быту | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
| 25 | История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | |
4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | |
| 26 | Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 27 | Гуманитарные акции МЧС России
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 28 | Обобщающий урок по теме «Система предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций» | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
5. Всероссийское движение «Школа безопасности» — составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях | |
| 29 | Ориентирование на местности | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 30 | Движение по азимуту
| 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 31 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 32 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
| 33 | Действия в чрезвычайных ситуаци- ях техногенного характера | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
34 | Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |
35 | Оказание первой доврачебной помощи. Терминальные состояния | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – | 9 а – 9 б – 9 в – 9 г – 9 д – |