СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация методов обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

  • способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
  • формируют у учащихся потребность в новом знании;

Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения»

Классификация методов обучения


Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

  • способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;

  • формируют у учащихся потребность в новом знании;

  • направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

  • ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

  • обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;

  • содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

  • создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

Классификационные признаки группировки методов:

а) источники знаний;

б) характер познавательной деятельности ученика;

в) руководящая роль учителя;

г) степень активности ученика;

д) возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

е) условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы как способы учебной работы.

а) догматический - приобретение знаний в готовом виде;

б) эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

в) исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические;

аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

репродуктивные, проблемно-поисковые;

методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивации:

методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

Многообразие методов

Словесные методы:

объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научныезнания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

Типы беседы:

катехизическая - предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность;

эвристическая - предполагает продуктивную, творческую деятельность. Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения.

Ее основные признаки:

  • учащиеся осознают цель беседы;

  • в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение;

  • в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы;

  • после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный методучения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Уровни принятия решения о выборе методов обучения

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу примененияметодов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методовобучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.