СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация педагогических тестов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация педагогических тестов»

Классификация педагогических тестов

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме.

Краткое описание различных видов педагогических тестов представлено в таблице 1.


Таблица 1 – Классификация педагогических тестов

Вид

педагогического теста

Описание

по методологии интерпретации (В.С. Аванесов):

  1. нормативно-ориентированный







Нормативно-ориентированный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом.



Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

  1. критериально-ориентированный

Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания. Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Педагоги могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки учеников. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости учащихся, вовремя определять недостатки в подготовке.

по степени однородности задач:

  1. гомогенный








Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какого-либо одного предмета. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данного учебного предмета. Гомогенный тест может быть как нормативно- ориентированным, так и критериально - ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.

  1. гетерогенный

Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких учебных предметов. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких предметов. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов).

по форме предъявления:

  1. бумажные













Бумажные педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения бумажные тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

  1. компьютерные

Компьютерные педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. В развитых странах именно компьютерно-адаптивное тестирование, особенно с применение локальных и глобальных (Интернет) сетей, приобретает чрезвычайно важное значение. К сожалению, наше отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет использовать компьютерно-адаптивное тестирование в учебном процессе. Следует отметить, что с экономической точки зрения использование компьютеров для массового тестирования обходится в несколько раз дороже.

  1. предметные

Результативность выполнения предметных тестов зависит от скорости и правильности выполнения задания.

  1. аппаратурные

Тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

по направленности:

  1. тесты интеллекта



Тесты интеллекта выявляют особенности интеллектуальных способностей.

  1. личностные тесты


Личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.

по целям использования:

  1. предварительный определяющий


Предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний.

  1. формирующий

Формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел).

  1. диагностический


Диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках

  1. суммирующий

Суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

по назначению:

  1. базовый


Базовые тесты позволяют проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях.

  1. диагностический

Диагностический тест даёт возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучаемого.

  1. тематический

Тематический тест проводится в конце изучения темы, позволяет зафиксировать объём и уровень усвоения.

  1. итоговый

Итоговый тест проводится в конце полугодия, года, за курс с целью выявления объёма и уровня усвоения материала.