Критерий | Определение |
Типы тестов |
По целям использования | |
Входное тестирование | Входной контроль очень важен в современных технологиях, где обучение индивидуализировано (например, модульные технологии). Здесь возникает задача выявления до начала обучения реального уровня знаний обучаемого, в соответствии с которым будут определяться содержание, объем, методы и формы обучения. Решение этой задачи может потребовать немало времени, но ее можно упростить, проведя входное тестирование. |
Текущее тестирование | Применяется для экспресс-диагностики, при которой точность измерения менее важна, чем быстрота и получения оперативной обратной связи о качестве усвоения учащимися учебного материала. |
Тематическое тестирование | Применяется для проверки правильности понимания и запоминания учащимися определений, правил, алгоритмов на определенном этапе обучения. После изучения отдельных тем, разделов учащиеся должны соотносить, классифицировать понятия, осуществлять тематическое обобщение. |
Итоговое тестирование | Включает вопросы для определения глубины усвоения теоретического материала и умения применить полученные знания в типовых и нетиповых ситуациях. |
По способу интерпретации | |
Нормативно-ориентированные тесты | Цель: установить порядок расположения испытуемых по уровню проявленных при тестировании знаний и на этой основе определить место (или рейтинг) каждого в заданном множестве тестируемых. |
Критериально-ориентированные тесты | Цель: выяснение, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены тем или иным испытуемым (тестирование на степень владения материалом). |
По степени однородности заданий | |
Гомогенные тесты | Данные тесты создаются с целью измерения подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. |
Гетерогенные тесты | Эти тесты создаются с целью измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам |
Интегративные тесты | Тесты, состоящие из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения |
По технологии тестирования | |
Бланочные | Испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке |
Компьютерные | Задания высвечиваются на мониторе компьютера |
По ведущей ориентации тестов | |
Тесты скорости | Время тестирования всегда ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задания в указанное время. В тест включены простые задания для проверки навыков выполнения каких-либо действий или решения задач. |
Тесты мощности | Тесты мощности проверяют умения учащихся действовать в типовых и нетиповых ситуациях; они могут быть как гомогенными, так и гетерогенными по содержанию |
Смешанные тесты | Представлены задания различного уровня сложности, - от самых простых до очень сложных. Оцениваются скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий) и правильность решения. |
По масштабам процедуры тестирования | |
Стандартизированные тесты | Цели такого рода тестирования могут быть различными – от аттестации образовательных учреждений до отбора учащихся и формирования групп. |
Неформальные тесты | Подобные тесты создают и используют сами преподаватели-предметники по своим дисциплинам. Но преподаватель (если он является разработчиком) должен соблюдать основные правила конструирования тестовых заданий и тестов целевого назначения. В противном случае мы будем иметь дело с некачественными тестами, с неточными результатами измерений, на основе которых некорректно выставляются оценки и, как следствие, с негативным отношением учащихся к тестам |
Виды тестов |
Тестовые задания открытой формы | В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания. |
Формы тестовых заданий открытого типа: |
Задания на дополнение | Краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др. |
Задания со свободно конструируемыми ответами | Ответ в свободной, развернутой форме: решение задачи с пояснениями, небольшое сочинение. Должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла |
Тестовые задания закрытой формы | Закрытые формы тестовых заданий отличаются наличием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный (правильные). Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла. Это позволяет создать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками. |
Формы тестовых заданий закрытого типа: |
Задания с выбором одного правильного ответа | Предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ – правильный |
Задания с выбором наиболее правильного ответа | Предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут быть и неправильные, и правильные, но в разной степени. От испытуемого требуется выбрать наиболее правильный ответ |
Задания с выбором всех правильных ответов | Предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы |