СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация сложных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация сложных предложений»

    Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.

Классификация сложных предложений.

Средства связи между частями сложного предложения.

Готовимся к ОГЭ. Задание 4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая. ПРЕДЛОЖЕНИЯ После него остались две карты русских открытий в Америке, судовые журналы и отчёт об экспедиции. Штурман Фёдор Минин - новый начальник второго отряда. Летом он снова — в Обской губе, из которой на сей раз удалось выйти в море. Поставил Малыгин на северной оконечности Ямала маяк и, на судне «Обь» обогнув полуостров, вошёл в Обскую губу. 16 июля, в Ильин день, моряки увидели гигантскую вершину, покрытую ледниками.

Готовимся к ОГЭ. Задание 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

  • Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  • Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  • Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • После него остались две карты русских открытий в Америке, судовые журналы и отчёт об экспедиции.
  • Штурман Фёдор Минин - новый начальник второго отряда.
  • Летом он снова — в Обской губе, из которой на сей раз удалось выйти в море.
  • Поставил Малыгин на северной оконечности Ямала маяк и, на судне «Обь» обогнув полуостров, вошёл в Обскую губу.
  • 16 июля, в Ильин день, моряки увидели гигантскую вершину, покрытую ледниками.
Готовимся к ОГЭ. Задание 7 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква  Е . Вода хл.. (1) стала из в.. (2) досточных труб без п.. (3) р.. (4) рыва по нескольку суток. Шум этой воды был для Батума настолько пр.. (5) вычным, что его уже п.. (6) р.. (7) стали зам.. (8) чать.

Готовимся к ОГЭ. Задание 7

  • Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква  Е .
  • Вода хл.. (1) стала из в.. (2) досточных труб без п.. (3) р.. (4) рыва по нескольку суток. Шум этой воды был для Батума настолько пр.. (5) вычным, что его уже п.. (6) р.. (7) стали зам.. (8) чать.
Готовимся к ОГЭ. Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово  «промокнуть»  в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Я забыл зонт, поэтому (промокнуть) под дождём.

Готовимся к ОГЭ. Задание 8.

  • Раскройте скобки и запишите слово  «промокнуть»  в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
  • Я забыл зонт, поэтому (промокнуть) под дождём.
Повторяем теорию Какие предложения называются сложными? На какие два вида делятся все сложные предложения? Назовите типы союзных предложений. Чем они отличаются?

Повторяем теорию

  • Какие предложения называются сложными?
  • На какие два вида делятся все сложные предложения?
  • Назовите типы союзных предложений.
  • Чем они отличаются?
 Сложное предложение- это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. ( А.С.Пушкин)     , НО    .

Сложное предложение- это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

( А.С.Пушкин)

, НО .

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире: Змея лежала под колодой И злилася на целый свет; У ней другого чувства нет, Как злиться: создана уж так она природой. ( И. Крылов)    ;    :    .

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире:

Змея лежала под колодой

И злилася на целый свет;

У ней другого чувства нет,

Как злиться: создана уж так она природой.

( И. Крылов)

; : .

 Сложное предложение Простые предложения соединяются в сложные  Интонации (без союзов и союзных слов) Интонации и союзов (союзных слов) 1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.  союз    , И    . 2.Мне вздумалось завернуть под навес, где  стояли наши. лошади. союзное слово – относительное наречие    , (ГДЕ ).  3. Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.  союз    , (ЧТО ). 1.Покраснела рябина, посинела вода.    ,    . 2.Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.     :    . 3. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.     ;    .

Сложное предложение

Простые предложения соединяются в сложные

Интонации

(без союзов и союзных слов)

Интонации

и союзов (союзных слов)

1.Улицы курились дымкой,

и скрипел сбитый снег.

союз , И .

2.Мне вздумалось завернуть

под навес, где стояли наши.

лошади. союзное слово – относительное наречие , (ГДЕ ).

3. Проснувшись поздно, я увидел,

что буря утихла.

союз , (ЧТО ).

1.Покраснела рябина,

посинела вода.

, .

2.Луны не было на небе:

она в ту пору поздно всходила.

: .

3. Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес.

; .

Основные виды сложных предложений  союзные бессоюзные 1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.   союз 2.Мне вздумалось завернуть под навес,  где  стояли наши лошади. союзное слово – относительное наречие  3. Проснувшись поздно, я увидел, что  буря утихла.  союз 1.Покраснела рябина, посинела вода. 2.Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. 3. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

Основные виды сложных предложений

союзные

бессоюзные

1.Улицы курились дымкой,

и скрипел сбитый снег.

союз

2.Мне вздумалось завернуть

под навес, где стояли наши

лошади. союзное слово – относительное наречие

3. Проснувшись поздно, я увидел,

что буря утихла.

союз

1.Покраснела рябина,

посинела вода.

2.Луны не было на небе:

она в ту пору поздно всходила.

3. Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес.

СОЮЗНЫЕ Сложноподчинённые ( с подчинительными союзами) Что, чтобы, когда, где, кто, который, так как и др. Заметно похолодало, так как наступил октябрь. Сложносочинённые ( с сочинительными союзами) и, а, но, да, или, либо, то-то, не только- но и и др. Наступил октябрь, и заметно похолодало.

СОЮЗНЫЕ

Сложноподчинённые

( с подчинительными союзами)

Что, чтобы, когда, где, кто, который, так как и др.

Заметно похолодало, так как наступил октябрь.

Сложносочинённые

( с сочинительными союзами)

и, а, но, да, или, либо, то-то, не только- но и и др.

Наступил октябрь,

и заметно похолодало.

?  Сложносочинённые предложения  Предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами Противительные А, НО, ДА (в значении НО),  ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Соединительные И, ДА (в значении И), НИ – НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ Разделительные ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО,  НЕ ТО – НЕ ТО,  ТО ЛИ – ТО ЛИ

?

Сложносочинённые предложения

Предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами

Противительные

А, НО, ДА (в значении НО),

ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Соединительные

И, ДА (в значении И),

НИ – НИ, ТОЖЕ,

ТАКЖЕ

Разделительные

ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,

ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ

* Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. ( А.С.Пушкин)     , и    , и    . Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Ф.И.Тютчев)     , а    .

* Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

( А.С.Пушкин)

, и , и .

  • Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

( Ф.И.Тютчев)

, а .

Сложноподчинённое предложение  ? Предложение, в котором одно предложение по смыслу подчинено другому  (от одного предложения к другому можно поставить вопрос) и связано  подчинительным союзом или союзным словом 1 . Не является членом предложения; 1. Является членом предложения; можно поставить вопрос. Мы не знали, что произошло. нельзя поставить вопрос. Я сказал, что люблю осенний лес . 2. Союзное слово опустить нельзя. 2. Союз может быть опущен. Мы не знали … произошло. Я сказал: «Люблю осенний лес». 3. Можно заменить другим значащим словом. 3. Можно заменить другим союзом. Мы не знали, какое событие произошло. Я сказал, будто люблю осенний лес.

Сложноподчинённое предложение

?

Предложение, в котором одно предложение по смыслу подчинено другому

(от одного предложения к другому можно поставить вопрос) и связано

подчинительным союзом или союзным словом

1 . Не является членом предложения;

1. Является членом предложения; можно поставить вопрос.

Мы не знали, что произошло.

нельзя поставить вопрос.

Я сказал, что люблю осенний лес .

2. Союзное слово опустить нельзя.

2. Союз может быть опущен.

Мы не знали … произошло.

Я сказал: «Люблю осенний лес».

3. Можно заменить другим значащим словом.

3. Можно заменить другим союзом.

Мы не знали, какое событие произошло.

Я сказал, будто люблю осенний лес.

Сложноподчиненное предложение * Я вернусь, когда раскинет ветви по- весеннему наш белый сад. (С.А. Есенин)  когда?      , ( когда ). * Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.  ( К.Симонов)  каким образом?   так  , (как ).

Сложноподчиненное предложение

* Я вернусь, когда раскинет ветви по- весеннему наш белый сад. (С.А. Есенин)

когда?

, ( когда ).

* Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

( К.Симонов)

каким образом?

 так  , (как ).

Сложное предложение с разными видами связи Грохот и треск нёсся с окружных гор ; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек . ( Л.Н. Толстой)     ;    , и    , ( как ).  В данном предложении бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.

Сложное предложение с разными видами связи

  • Грохот и треск нёсся с окружных гор ; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек . ( Л.Н. Толстой)

; , и , ( как ).

  • В данном предложении бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.
Работа с текстом. Спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы, определите тип предложения.  В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру. Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду. ( Н.Сладков)

Работа с текстом. Спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы, определите тип предложения.

  • В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру. Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду.
  • ( Н.Сладков)
В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру.     , а    :    . В предложении три части: говорится о том, что: 1.Урчали лягушки; 2.Плескались щуки; 3. Щуки метали икру. Первая и вторая части противопоставлены одна другой с помощью союза А. Третья часть предложения тесно связана со второй: она поясняет причину, по которой плескались щуки, и эта причинная зависимость оформлена бессоюзной связью, а на письме обозначена двоеточием.
  • В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру.

, а : .

В предложении три части: говорится о том, что:

1.Урчали лягушки;

2.Плескались щуки;

3. Щуки метали икру.

Первая и вторая части противопоставлены одна другой с помощью союза А.

Третья часть предложения тесно связана со второй: она поясняет причину,

по которой плескались щуки, и эта причинная зависимость оформлена бессоюзной

связью, а на письме обозначена двоеточием.

Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду. В данном предложении две части: 1. Ёжик тащит в норку яблоки; 2. Эти яблоки ежик нашел в чьем-то саду. Связь между частями предложения подчинительная: вторая часть зависит от первой, и эта зависимость передаётся с помощью союзного слова который, являющегося относительным местоимением.     , ( которые ).
  • Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду.

В данном предложении две части:

  • 1. Ёжик тащит в норку яблоки;
  • 2. Эти яблоки ежик нашел в чьем-то саду.

Связь между частями предложения подчинительная: вторая часть зависит от первой,

и эта зависимость передаётся с помощью союзного слова который, являющегося

относительным местоимением.

, ( которые ).

 Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей. Солнца еще не было но дождь перестал. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему.

  • Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.
  • После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.
  • Солнца еще не было но дождь перестал.
  • Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.
  • Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.
1. На какие две группы делятся сложные предложения? 2. Какие бывают союзные предложения? 3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении? 4. Назовите виды сложносочиненных союзов. Соединительные: Разделительные: Противительные: 5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении? 6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений? 7.Чем отличаются союзы от союзных слов? 8.В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
  • 1. На какие две группы делятся сложные предложения?
  • 2. Какие бывают союзные предложения?
  • 3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении?
  • 4. Назовите виды сложносочиненных союзов.
  • Соединительные:
  • Разделительные:
  • Противительные:
  • 5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении?
  • 6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений?
  • 7.Чем отличаются союзы от союзных слов?
  • 8.В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
Все в твоих руках….

Все в твоих руках….

Итоги урока  Научились: Повторили теоретические сведение о сложном предложении;   Изучили типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений;  Научились отличать типы сложных предложений ;   Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;   Составлять схемы сложных предложений ( сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных); Соблюдать правильную интонацию при прочтении сложных предложений.

Итоги урока Научились:

  • Повторили теоретические сведение о сложном предложении;
  • Изучили типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений;

  • Научились отличать типы сложных предложений ;
  • Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
  • Составлять схемы сложных предложений

( сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных);

  • Соблюдать правильную интонацию при прочтении сложных предложений.

 Домашнее задание: Выступление ученика с мини исследованием «Роль сложносочиненных//сложноподчиненных // бессоюзных предложений в речи». (по вариантам) Работа с притчей «Все в твоих руках…» , написание мини сочинения;  3. Для всех: теоретические сведения о классификации сложных предложений (стр.60).Упр.№1 32.

Домашнее задание:

  • Выступление ученика с мини исследованием «Роль сложносочиненных//сложноподчиненных // бессоюзных предложений в речи». (по вариантам)
  • Работа с притчей «Все в твоих руках…» , написание мини сочинения;

3. Для всех: теоретические сведения о классификации сложных предложений (стр.60).Упр.№1 32.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!