СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения помогают научиться правильно задавать вопросы, формулировать ответы, анализировать материал и доказывать свою точку зрения

Просмотр содержимого документа
«Классификация упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета "Окружающий мир"»



Классификация упражнений

по формированию исследовательских умений и навыков

в рамках предмета "Окружающий мир"





    

Упражнения на умение задавать вопросы


Упражнения «Уточняющие»


Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей предлагаются следующие задания.

1. (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?

«Восполняющие»

(или неопределённые, непрямые «к»-вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса

Упражнения, содержащие вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы»

Читаем детям:

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьёт себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загадочное слово».

Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».


Упражнения «Найди причину события».


Ученикам, например, предлагаются ситуации: «У вас в квартире запахло дымом. Как вы думаете, почему?»; «Зимой по лесу бродит медведь. Как вы думаете, почему?»

«Света приготовила домашнее задание, но когда учительница спросила ее, она не могла ничего ответить. Как выдумаете, почему?». Ответы проговариваются детьми вслух (1-2 класс) или записываются в тетрадях (3-4 класс).



Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение "Многознайка"


Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее

Учитель начинает предложение с таких слов " А я могу рассказать вам много интересного о…", каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).

Упражнение "Угадай – ка"


Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

Упражнение

"Где я? Кто я?"

Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.

Упражнение

"По следам идем

и ответ найдем"


Цель: развитие логического и аналитического мышления

Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

Упражнения на развитие умения видеть проблемы

Упражнение "Представь себе!"


Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.

Упражнение "Словесная картина"


Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся "картин", выделятся главная идея рассказа и тема урока.


Упражнение

"Я не я"



Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.

Упражнение

"Кто я? Что я?"


Цель: развитие умение видеть проблемы

На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации.)

Упражнение"Зачем нам нужен…"


Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Упражнение

"Я вижу…"


Цель: развитие умения выявлять проблему

Учащимся предлагается рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.


Упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы

Упражнение

"А может быть…"


Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например:Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: "А может быть…".

Упражнение "Полезный – бесполезный"


Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: "При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?"

Упражнение "Почемучка"


Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели)

Упражнения на развитие умения классифицировать

Упражнение

"Кто лишний?"


Цель: развитие умений классифицировать

Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

Упражнение

"Я начну, я ты продолжи"

Цель: развитие умений классифицировать

Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.

Упражнение "Ошибочка вышла"


Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.

Упражнение

" Кто куда"


Цель: развитие умений классифицировать

Распредели растения на три группы, подпиши названия этих групп.

Упражнение

" Кто куда»

" Цель: развитие умений классифицировать

Распредели растения на три группы, подпиши названия этих групп.


Упражнение

" Все по группам"


Цель: развитие умений классифицировать

Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:

- корова 

- бабочка 

- насекомые 

- комар

- животные

- собака

- млекопитающие



Упражнения на развитие умения анализировать



Упражнение

"Я такой!"


Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Называется предмет. Например: стол. Задача учащихся – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предмета. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

Упражнение "Продолжай – ка"


Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

Упражнение

"Что тут не так"


Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.