«В наших детях наша сила, Внеземных миров огни. Лишь бы будущее было Столь же светлым , как они!»
ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБЕЩАНИЕ БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБИТЬ
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить!»
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Эта угроза обычно не осуществляется, а дети прекрасно чувствуют фальшь.
Единожды обманув, вы можете надолго, если не навсегда потерять доверие ребенка.
ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ:
«Я тебя все равно люблю, но твоего поведения не одобряю»
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
«Раз ты такой, делай что хочешь, мне все равно!»
Мнение родителей.
Ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.
Мнение психологов:
Никогда не надо показывать ребенку, что вам все- равно, чем он занимается. Ребенок вам не поверит и начнет проверять, насколько вам все- равно, п проверка
будет заключаться в совершении нии поступков
изначально плохих поступков.
Лучше вместо показного безразличия
постараться наладить с ребенком
дружеские отношения,
Даже если его поведение вас
совершенно не устраивает.
«Знаешь, я в этом вопросе
с тобой совершенно не согласен,
но я хочу тебе помочь, потому что люблю тебя
В любой момент, если понадобится,
ты можешь спросить у меня совета.»
СЛИШКОМ МНОГО СТРОГОСТИ
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная!»
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Детям нельзя давать поблажек, иначе они сядут тебе на шею.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Дети обязательно должны понимать, что и зачем они делают. Слишком строгое воспитание напоминает дрессировку. Ребенок будет делать все, когда вы рядом и плевать на все, когда вас нет.
Убеждение лучше строгости.
В случае необходимости лучше сказать: «Ты сейчас сделай так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим- почему и зачем.»
ДЕТЕЙ НАДО БАЛОВАТЬ.
«Пожалуй, я сделаю это сама, мне это не трудно, а он (она ) еще не справится -маленький»
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Детство такая короткая пора, поэтому она должна быть прекрасна. Нравоучения, трудности, неудовлетворенность- в наших силах избавить мое любимое чадо от этого. Так приятно угадывать его желания и видеть довольную мордашку.»
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать любимое чадо под «колпаком». Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с пути своего ребенка, он не чувствует счастья. Скорее наоборот- чувствует себя беспомощным и одиноким.
«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится. Я тебе охотно помогу!»- один из вариантов мудрого отношения к ребенку.
НАВЯЗАННАЯ РОЛЬ
«Мой ребенок- мой лучший друг.»,
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Ребенок у меня такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает меня, прямо как настоящий взрослый.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА:
Дети готовы ( до определенного возраста) сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Они готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того, чтобы проводить время и обсуждать интересующие их проблемы со сверстниками. Но при этом возникают проблемы в общении с другими детьми. Кроме того, дети , в силу своего возраста и жизненного опыта, часто не правильно понимают отношение взрослых к тем или иным обсуждаемым вопросам, это приведет к нарушению процесса развития личности »
«БОЛЬШЕ ДЕНЕГ- ЛУЧШЕ ВОСПИТАНИЕ»
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Мы слишком стиснены в средствах, поэтому не можем себе позволить побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать. Он донашивает старые вещи и т.п.. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Любовь не купишь за деньги- это банально, но факт.
Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком родители делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался . Если ребенок не ценит этой заботы родителей, привыкает, что его интересы и потребности превыше всего- вы растите бездушного эгоиста.
Любовь, ласка, совместные игры и проведенное вместе время для ребенка намного важнее, чем все вещи вместе взятые. Совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый важный. Сопереживание , единство и дружба в семье, взаимная забота и радость друг за друга- вот что нужно давать ребенку в неограниченных количествах.
Карманные же деньги должны быть ограничены в количестве, а их расход всегда под контролем у родителей.
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью…), я не позволю упустить свой шанс».
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
«Я в детстве мечтал заниматься балетом, но у меня не было такой возможности. Теперь моя задача- дать моему ребенку лучшее образование. Неважно, если он не хочет, пройдет время и он оценит мои старания»
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
К сожалению дети не всегда оценивают усилия взрослых. Часто все усилия родителей разбиваются о полное нежелание ребенка заниматься ненавистным делом. Пока маленький, еще слушается, а затем начинает выражать протест доступными ему способами- это может быть и прием наркотиков и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому , заполняя день ребенка нужными, с вашей точки зрения, делами, оставьте время и для его личных дел.
СЛИШКОМ МАЛО ЛАСКИ.
«Поцелуи и прочие нежности не так уж важны для ребенка».
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Многие взрослые считают, что ласка в детском возрасте может привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев- есть более нужные и серьезные вещи.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки, в большинстве случаев ,исходить от самого ребенка.
Не навязывайте детям свою любовь слишком активно- так можно оттолкнуть их.
ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ
«Можно или нет? Это зависит от настроения»
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить ребенку давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Родители должны показывать, что их расстраивают плохие поступки ребенка и радуют хорошие. Это создает у детей непоколебимость жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, у ребенка нарушается представление о том, что хорошо, что плохо.
Однако, если вы чувствуете , что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком:
«Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь, а если у меня плохое настроение- постарайся быть ко мне снисходительным.»
СЛИШКОМ МАЛО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
«К сожалению, у меня совсем нет времени на воспитание ребенка».
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Я очень загружен на работе, но каждую свою свободную минуту стараюсь проводить с детьми: я отвожу их в сад и в школу, готовлю для них, стираю, покупаю все, что нужно. Дети должны сами понимать, что у меня нет времени поиграть и почитать с ними.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ:
Взрослые часто забывают простую истину- если уж родили ребенка, надо и время для него найти.
Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Часто он оказывается в совершенно неподходяшей компании. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса
( в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребенком, расскажите сказку или историю,обменяйтесь впечатлениями за день, почитайте книгу. Ребенку это необходимо!
З а д а н и е р о д и т е л я м:
“ Работая в парах, обсудите предложенные “ошибки воспитания”.
К чему это может привести?
- 1. Излишняя помощь, контроль и опека ребенка.
- 2. Любить ребенка – значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и страданий.
- 3. Мы не поддерживаем со своим ребенком постоянный психологический контакт (стабильное проявление родительской любви – доброжелательный взгляд, спокойный голос, мягкий физический контакт).
- 4. Подавление ребенка – непринятие права ребенка на свободное самовыражение чувств, мыслей, отношений и интересов.
- 5. В общении с детьми мы не контролируем свои эмоции.
«Я не хочу, чтобы мой ребенок был наркоманом…»)
Как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что подросток подвержен наркотикам?
- Если вы цените человеческое достоинство подростка и дорожите духовной близостью с ним, то никогда не будете оскорблять его недоверием и излишней подозрительностью. Однако если вы знаете, что ребенок проводит время в компании, поведение членов которой можно охарактеризовать как асоциальное, не впадайте в панику.
- – Продолжайте внимательно наблюдать, но не демонстрируйте чрезмерного волнения. Соберите как можно больше информации о противодействии алкоголю и наркотикам.
- – Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе. Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках – первая ступень помощи детям. Использование информации поможет вам в разговоре с ребенком.
- – Помните , что нет возраста, когда ребенок не нуждался бы в объективных сведениях о наркотиках и последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении доверительных отношений.
- – Прежде чем начать серьезный разговор с ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок трезв, не находится под влиянием наркотиков и вы спокойны и контролируете себя.
- Постарайтесь сдержать эмоции, помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудной ситуации.
- – Постарайтесь, прежде всего, понять причины и степень зависимости от наркотических веществ.
- – Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте – может сразу возникнуть барьер между вами. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном.
- – Подчеркните , что вы не приемлете ни самого ребенка, а лишь наркотики, так как они ведут к смерти. Именно любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причиной вашей твердости.
- – Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка. Приготовьтесь выслушать типичные заявления, будьте готовы к тому, что он попытается сыграть на ваших чувствах. Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы вы были едины и последовательны в подходе.
- – Действуйте совместно . Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления, поведения, связанного с их употреблением.
Как предотвратить надвигающуюся беду?
- Учитесь слушать и понимать ребенка.
- Ребенок должен знать, что вам интересны его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он пытается решить в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти их решение. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему. Обсудите с ним те случаи, которые дают вам право поступить вопреки его желанию (например, очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информация о готовящемся преступлении и др.).
- Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите свою безусловную любовь к нему, веру в его силы.
Подумайте о своем примере.
- Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками. Не забудьте, что даже такие «невинные» пороки требуют объяснения ребенку. Помните, что одной из причин употребления наркотиков служат невнимательное и равнодушное отношений родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье. Постарайтесь проанализировать, не ваше ли поведение способствовало началу этого пагубного процесса. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что нет в мире более любящих его людей, чем родители. Что именно они ближе всех принимают к сердцу его проблемы, именно они стремятся его защитить от возможных опасностей. Своей любовью и объяснением установленной вами твердой позиции непреклонно дайте понять, что вы не позволите ребенку употреблять наркотики и будете всячески противостоять малейшим желаниям в этом направлении.
Давайте советы, но не давите советами.
- Почаще задавайте детям вопросы: «Что ты думаешь об этом? А об этом? А как бы поступил твой приятель? А как бы сделал ты?». Спросите себя, часто ли интересуетесь мнением дочери, сына о том или ином случае, событии, человеке? Многие должны будут признать: очень редко.
- Не поступайтесь твердостью требований, старайтесь сохранить открытость в общении с ребенком. Ваша задача – всегда «держать дверь открытой».
- Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.
Научить ребенка говорить «спасибо, нет».
- Как закалить ребенка настолько, чтобы он смог сказать «нет» соблазну? Ответ ищут взрослые во всем мире. Именно эту цель ставит и развивающееся в десятках стран движение: «Спасибо, нет!», в которое включилась и Россия. Его участники ставят перед собой, по крайней мере, две задачи.
- Первая – сформировать в ребенке отношение к соблазну, умение дать ему точную оценку и сказать себе: «Да, в мире есть много вещей, приносящих удовольствие. Некоторые из них опасны, и я сумею построить свой мир без них».
- Вторая – создать условия для объединения детей и подростков вокруг позитивных целей.
поощрения и наказания детей в пословицах и поговорках всех стран.
- Не всякому строгое взыскание идет на пользу.
- От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).
- Но потакать капризам и проступкам детей нельзя.
- Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
- Потворствуй малому, вырастет – будет тебя в старости бить (украинская).
- Дай ребенку волю – сам пойдешь в неволю (литовская).
- Все же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.
- Сперва вытащи ребенка из речки, а потом уж карай, – говорят в некоторых странах африканского континента.
- В зад нахлещешь, а в голову не вобьешь (русская).
- Хорошего ребенка не нужно бить, а плохого и битьем не исправишь (карельская).
- Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
- Немой упрек тяжелее сказанного (русская).
- За крупный проступок можно сделать суровый выговор, даже иной раз словесную взбучку дать:
- Неладны те ребятки, коих не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
- Эти упреки и выговоры, хотя и целебны, но не унижают ребенка, не задевают его человеческое достоинство. Например,
- Мать ругает – что подушкой бьет (удмуртская).
- Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
- Гнев матери, что снег – выпадает много, но быстро тает (чеченская).
Как распознать, принимает ли ваш ребенок наркотики?
- 1) Он (она) стал часто исчезать из дома. Причем не может внятно объяснить мотивы этих отлучек. Отвечает вам зло и раздражительно.
- 2) Он (она) начал очень часто врать: и по поводу своего отсутствия, и по поводу своих дел в школе.
- 3) За короткий промежуток времени у вашего сына (дочери) практически п
- полностью поменялся круг друзей.
- 4) Сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы.
- 5) У сына (дочери) стало внезапно резко меняться настроение.
- 6) Он (она) потерял свои прежние интересы, не читает книг, не смотрит фильмы, часто просто тупо сидит с учебником, даже не пытаясь делать уроки.
- 7) У него (у нее) изменился режим сна: он или спит целыми днями не просыпаясь, или всю ночь ходит по свой комнате, спотыкаясь о предметы.
- 8) В доме стали пропадать деньги и вещи. Сначала крайне редко, а потом – все чаще.
- 9) Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. У него нарушена координация движений, отсутствующий взгляд, он прячет глаза и убегает в свою комнату, хотя спиртным от него не пахнет.
Если у вас возникли подозрения, то обратите внимание на внешний вид ребенка, его физическое состояние, проверьте содержимое его личных вещей и комнаты.
- Предметы, связанные с употреблением наркотиков: шприцы, иглы, упаковки, пустые папиросные гильзы, фольга, закопченные столовые ложки.
- Внешние признаки: следы уколов на теле, бледная кожа, узкие зрачки, замедленный пульс, тошнота, рвота, судороги, сухость во рту, сладковатый запах от одежды.
- Эмоциональные признаки: излишняя общительность, частая смена настроения, рассеянность, вспыльчивость, агрессия, поиск причины уйти из дому.