Игровая конкурсная программа «Как подарить другому радость»для 3-4кл.
Кл.руководитель: Черных М.В.
Цели: воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
Задачи:
- показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;
- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Планируемые результаты:
Ученик получит возможность сформировать:
1. Личностные УУД:
– положительное отношение к сверстникам;
- стремление жить в гармонии с одноклассниками;
- представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные УУД:
– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- учиться высказывать предположение (версию);
- уметь договариваться и разрешать конфликты;
- уметь работать в группах.
4. Познавательные УУД
– осуществлять поиск необходимой информации;
- строить речевое высказывание;
- синтез объекта с выделением существенных признаков;
5.Оборудование и оформление
ПК, проектор
Электронная презентация (приложения)
Шкатулка со словами (Доброта,забота,любовь,внимание,чуткость,теплота,ласка,нежность)
Клубок с нитками
Бумажные руки
Участники: ученики 3-4 класса, классный руководитель.
Ход мероприятия.
I.Психологический настрой:
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, и радостное настроение. Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем кто рядом удачи и радости. Дети стоят вокруг нарисованного солнышка и держаться за руки. Присаживайтесь на свои места.
II. Введение в тему:
1.Прослушивание песни «Если добрый ты»
-Ребята, какая веселая песенка, о чем же она?Слайд1.-солнышко-читаю)
2.ЗагадкаСлайд
Она у каждого бывает
Кто про невзгоды забывает,
Ты хочешь петь и веселиться,
Ей можно с другом поделиться,
Она любимая, как сладость,
Она отрада наша… (радость)
3.А тему нашего занятия вы узнаете, прочитав слова наоборот.
ИРАДОП ЬТСОДАР УМОГУРД
III.Основная часть:
На доске появляется иллюстрация грустного мальчика.СЛАЙД1.
-К нам в гости пришел мальчик. Это такой же ребенок, как и вы, но почему он грустный? Нам нужно подарить ему радость.
- Что необходимо ему для радости? (На доске появляются дом, солнце, семья, друзья)СЛАЙД2,3,4,5
- К сожалению, наша окружение не всегда делает нашу жизнь счастливой. Не всегда мы готовы прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больнее своим родителям, учителям, друзьям, одноклассникам.
2. Прослушивание рассказа.
На тротуаре сидел старичок в потертом пальто. Рядом с ним стояла картонная коробка с надписью: «Подарите мне радость». К старику подошёл ребёнок. В его кулачке была зажата монета. Он хотел подать милостыню, но, приблизившись, изумлённо остановился. В коробке не было денег. Там лежали конфеты, самодельные игрушки, детские книги и много всякой всячины. — Доброго дня, — улыбнулся старичок. — Здравствуйте, — смутился мальчик. — А у меня только деньги. — Так бывает, — сочувственно кивнул старичок. — Ты любишь сладости? — Нет, мне нельзя. — А читать? — Я пока не умею. — Тогда, может быть, тебе нравится надувать шарики? Мальчик кивнул — вот это он действительно любил! Тогда старичок достал из коробки горсть разноцветных воздушных шаров и протянул ему. — Что я за это вам должен? — недоверчиво спросил ребёнок. — Эй, это я твой должник! — возразил старичок. — Ведь ты подарил мне радость. Сделать кому-то приятное — чудесная возможность. И её, знаешь ли, никогда не стоит упускать!
3.Так что же такое радость? И чем мы можем радовать других?
РАБОТА В ГРУППАХ
СОСТАВЬТЕ кластер со словом радость,доброта,вежливостьСЛАЙД6,7,8)
Радость – это… ( восторг, ликование, жизнерадостность, забава, развлечение, удовольствие, праздник, торжество).
-Чему мы можем радоваться?
Можно радоваться успехам друзей, хорошей погоде, отличным оценкам, любым мелочам, которые заставляют просто улыбнуться.
4. Я предлагаю поиграть в игру «Паутинка»СЛАЙД9
-У меня в руках клубочек плохих поступков (клубок ниток).Каждый из вас назовет плохой поступок, и мы распутывая этот клубочек, будем отрывать все плохое, что мы когда-то может не осознанно совершали по отношению к окружающим или были свидетелями плохих поступков. (Ребята называют плохие поступки, отрывая часть нити и выбрасывая ее). Посмотрите наш человечек до сих пор не улыбается, хотя мы выбросили все плохое, а ведь когда люди улыбаются, значит у них все хорошо).
-Подумайте, что мы должны сделать, чтоб у мальчика появилась улыбка и поднялось настроение? Сказать очень добрые слова, комплименты и улыбнуться).
5. Игра «Комплименты»Слайд10
- А давайте мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, говорить добрые слова, потому что доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
- Скажите, приятнее делать комплименты и дарить улыбку или совершать плохие поступки? (Ответы детей).
-Ученики рассказывают стихотворение.(Соня,Лена)
Мне сказали злое слово,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже.
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовь
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась
Не взлетела высоко,
Я взяла и улыбнусь.
Стало вдруг легко, легко…
- Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ»СЛАЙД11
Внимательно слушайте, и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите их очень бережно, чтобы оно не упало. ( подойти к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей положить в ладони невидимое зернышко.) а теперь, очень осторожно, чтобы не обронить это зернышко, посадите его вовнутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого добра в свое сердечко. Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе согревающее душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте подумаем и зададим себе вопросы:
- кому может быть нужна наша помощь?
- кому не хватает нашей доброты и участия?
-чем мы можем помочь другим людям?
-что вы сделаете доброго в первую очередь, когда приедете домой? (ответы детей)
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ(Объясни пословицы)
.Игра «Волшебная шкатулка»СЛАЙД12
Ход игры:
-Ребята, а что у меня в руках? (шкатулка).Это не просто шкатулка, а «волшебная шкатулка». В ней не золото не бриллианты. В ней человеческие качества, которых у вас не хватает (достают из шкатулки слова качества и прикрепляют их на шаблоны рук).
-Ребята, скажите, а может мы теперь можем сделать нашего мальчика радостным? А как? (Дети отвечают). У нас появились добрые ручки с положительными качествами, мы подарим эти качества мальчику, и он станет радостным.(Доброта,забота,любовь,внимание,чуткость,теплота,ласка,нежность)
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо».
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет – грустное.
Поздороваться при встрече …
Толкнуть, не извиниться …
Помочь поднять упавшую вещь …
Не уступить место пожилому …
Уходя, попрощаться …
Перебивать говорящего …
Кричать в помещении …
Поблагодарить за помощь …
Отнять игрушку у малыша …
Пропускать старшего в дверях
- Ребята, а сейчас проверим вашу смекалку. Некоторые дети приготовили вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
- Можно ли бить друзей? А как нужно защищать своих друзей?
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
- Как нужно поступить в данной ситуации?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
- А как нужно вести себя с девочками?
- А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Ситуация 1.
По улице шёл человек. У него в руках было 4 предмета: 1 портфель, 2 книги и 1 пакет. Одна из книг упала.
- У вас упала книжка!
- Разве?
- Конечно. У Вас же было 2 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет – итого 4 вещи, а теперь осталось 3.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ещё не знаешь.
- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?
Ситуация 2.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.
- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
- Да, ты стала хуже…
- Я? Но ведь «три» получила не я!
- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
Ситуация 3.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
- Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
-На доске появляется картинка веселого мальчика.
IV. Рефлексия.СЛАЙД13
Хорош не тот, кто ищет в людях слабость.
Да и не тот, кто ищет красоту
Хорош лишь тот, кто дарит людям радость,
Собою излучая доброту.
-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что из нашей беседы вы взяли для себя? Поможет ли это вам в дальнейшем?
- Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг друга делают чудеса. Мы теперь с вами можем дарить радость окружающим. Ребята, большое вам спасибо за честность, хорошее настроение, за подаренную друг другу радость. Песня «Дорога добра».
- Всему живому на земле нужно тепло. Его нам даёт солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Давайте поделимся частичкой нашей доброты с гостями и подарим им подсолнушки. Такое название ему дано неслучайно. Огромные соцветия подсолнуха, окаймлённые яркими лучистыми лепестками, напоминают солнце. Кроме того, это растение обладает уникальной способностью поворачивать голову вслед за солнцем.
Песня «Дорога добра».
V.Итог занятия.
НАГРАЖДЕНИЕ.