Тема:
«Будь вежливым»
Цель:
расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и применении вежливых слов в этих ситуациях
Задачи:
1. Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
2. Прививать этические нормы поведения
Ребята! Давайте сегодня поговорим о вежливости.
Что значит быть вежливым? (высказывания детей)
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. И, конечно же, он не забывает о волшебных словах.
Что же это за волшебные слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь произносить по - волшебному: глядя прямо в глаза тому, кому их говоришь, тихим, ласковым тоном.
Вежливые люди знают много вежливых слов. А вы знаете вежливые слова?
Доскажи словечко:
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите …(До свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
Молодцы! Вы знаете много вежливых слов? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданьем. Нужно решить задачи, исправить ошибки.
Задача №1.
Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько часов?"
(Надо не кричать, а вежливо спросить: "который час".
Надо употребить слова "пожалуйста", "спасибо".)
Задача №2.
Девочка возмущённо жаловалась маме:
-Во дворе мальчишка такой невежа - зовёт меня Валькой.
( нужно обращаться друг к другу по именам).
Вставь вежливые слова
А сейчас я буду читать вам рассказ, а вы, где необходимо вставляйте вежливые слова.
(хором).
" Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову : ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ...(извините, пожалуйста).
Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще.
А сейчас послушайте стихотворение "Вежливый индюк" и подумайте можно ли назвать его вежливым или нельзя, и почему.
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: "Эй вы, невежи!
Заходите что ли в гости,
Поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал индюк, -
Доктор вежливых наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер,
Даже когда спит она -
Видно, что воспитана!
Не ломайся ты, осёл,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба,
Говори: "Приду, спасибо!"
Заходи и ты, свинья,
Ждёт тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло".
Как ни бился он, однако
Так никто и не пришёл -
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осёл.
Посинел индюк от злости,
"Не идут болваны в гости!
Зря пропали все труды…
Все они балды, балды!"
И добавил с высоты
Своего величия:
"Не усвоили они,
Правила приличия!"
Был ли индюк вежливым? Почему?
Вежливый человек никогда не будет кричать о том, что он вежливый, а другие нет.
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.
Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.
Грубость, неуважительное отношение к людям - этот не признак взрослости, а признак плохого воспитания.
Игра "Пожалуйста". (Физ.минутка)
Я буду просить вас выполнить какое-нибудь движение. Если я скажу пожалуйста, вы его выполняете, а если нет - тогда не выполняете.
Итог занятия:
Какие волшебные слова запомнили?
Задание: записать волшебные слова в список «Волшебные слова» и приклеить на картон.
