КЛАССНЫЙ ЧАС в 8Б классе
«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
Цель:
формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».
Задачи:
Уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».
Соотнесение идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни и выявление на этой базе противоречий и проблем.
Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.
Форма: комбинированная.
Ход классного часа
Классный руководитель: Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким-то непривычным, а для некоторых - банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилому человеку, придет на помощь слабому, а тем более -пожертвует своими интересами ради кого-то. Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать: «Кто я? И зачем пришел в этот мир?»
Однажды я стала свидетелем (а потом и участницей) необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж - и равнодушно отводили взгляд. Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил: «Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто-то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи.
Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается.
Итак, тема нашей сегодняшней встречи - «Что значит быть порядочным человеком?» Мы проведем ее в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.
Ученик 1: В толковом словаре В.И. Даля милосердие определяется так: «Сердолюбие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях. Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась, например, повсеместной традицией просить в Прощенное воскресенье прощения у всех, кого обидели.
Ученик 2: А вот суждения некоторых наших учащихся, переданные нам нашим учителем литературы: «Милосердие - это когда я могу чувствовать чужую боль, как свою собственную, делать добро, не раздумывая и не рассчитывая получить что-то взамен».
«Мне кажется, милосердие начинается с трепетного отношения к близким, родным людям. Я с подозрением отношусь к сверстникам, которые редко ходят к своим бабушкам и не помогают им. Мне кажется, подвиги совершать легче, чем каждодневно «давить» в себе лентяя».
В одном из журналов мне встретилось интересное размышление вашей сверстницы о милосердии к ближнему, которое является ярким доказательством порядочности. «Я живу в большом доме. Однажды вечером мне послышался какой-то шорох за дверью. Решив посмотреть, что там, я открыла двери. На площадке стоял мальчик лет пяти, наш сосед. Промокший и озябший, он тихо плакал. Я спросила его: «Тебя не пускают?» Он кивнул и заплакал еще больше. Я пригласила его к себе, но он не пошел: так и остался стоять у своей двери. Малыша не пускали домой собственные родители! Такое наказание они придумали для сына, если тот приходил с прогулки позже назначенного времени. Я решилась позвонить в его квартиру. Дверь открыл его отец. Я в растерянности спросила: «У вас сердце за сына не болит?» На что он мне спокойно ответил: «А у него?» После чего захлопнул дверь с такой силой, что посыпалась штукатурка.
Немилосердие начинается именно с атаки на родного человека. Он нагрубил - и я нагрублю. Он опоздал - и я опоздаю. Мы часто говорим: «Все стали жестокие, равнодушные, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это - мы! Так давайте начнем с себя - будем милосердны по отношению ко всем, всегда и везде».
Мы часто употребляем слово «совесть», порой глубоко не вникая в смысл этого понятия, являющегося составляющим компонентом порядочности. Со-весть. Приставка со- употребляется в случаях, указывающих на общность или сопричастность. Мы встречаем ее в таких словах, как со-чувствие, со-трудничество, со-болезнование и т.д., то есть в тех словах, которые говорят нам о единстве связанных между собой людей. За приставкой со- идет корень весть, то есть ведать, знать. Он указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, совершенного нами по отношению к другим людям, потому что мы - общность, мы живем все вместе.
https://youtu.be/ovxUmBoROUc
https://ok.ru/video/91280443927
Спасибо всем за участие. Я надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении. Именно об этом - прекрасные стихи Ю. Друниной:
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня,
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
https://youtu.be/7I92KlaSlpo