СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Что такое совесть?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача классного часа состоит в формировании у учащихся понятий добра и зла, совести и раскаяния.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Что такое совесть?"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды









Классный час

Тема: «Что такое совесть?»



Выполнила

учитель начальных классов

Серебренникова Е. П.




















П. Пруды 2019 год

Задачи:



обучающая: формировать у школьников представления о добре и зле, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

развивающая: развивать умение слушать и вступать в диалог; умение аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

воспитывающая: воспитывать у обучающихся внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам.


Ход занятия:

Учитель:

- Дорогие ребята, я очень рада, что мы с вами снова собрались на наш классный час. Возьмитесь за руки, я посылаю вам искру радости.

(Приветствие по кругу)

- Я думаю, что на этой неделе вы испытали много радостных моментов, получая послания и сюрпризы от своих тайных друзей. Расскажите об этом.

(Подведение итогов игры «Тайный друг». Описание игры: Ребята вынимали из шляпы, свернутые листочки бумаги, на которых были написаны имена одноклассников. В течении недели ребенок был тайным другом того, чье имя ему досталось. Для друга он готовил сюрпризы, послания, сувениры, стараясь незаметно, «тайно» положить их в портфель, карман куртки, под учебник и т. п. Итоги игры подводятся еженедельно. Дети играют до тех пор, пока есть интерес.)

Учитель:

- Какие чувства вы испытывали, когда получали подарки?

- А когда дарили?

- А что испытывали, когда не обнаруживали никакого сюрприза?

- Да, ребята, радостно становится на душе, когда не только получаешь подарок, но и даришь сам, когда видишь, как радуется твой друг.

Душа может радоваться, ликовать.

- А что испытывала душа мальчика, героя стихотворения, которое вы сейчас послушаете?

Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

Друг списать мне не дал! Я смиряться не стал:

«Ты не друг мне», — сказал. Взял тетрадь и списал.

Но обиделся он. Был ли я огорчён?

Посмотрел я в окно и забыл про него.

Вот звонок прозвенел. Я во двор полетел.

Там ребята играли в футбол.

Я в команду к ним встал. Все мячи отбивал...

Но звонка не слыхал на урок.

С опозданием в класс, как ракета влетел.

«Дай дневник! И садись!» Спорить я захотел.

И дневник я не дал. «Позабыл», — я сказал.

И был послан за ним я домой.

День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…..

«Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

Учитель:

-Что испытала душа мальчика?

- Почему у него было неспокойно на душе?

-О каких качествах он задумался?

Учитель:

- Мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя и чему-то научиться.

- Как вы понимаете смысл слова “добро»?

- Во время подготовки к нашему классному часу вы выполняли в группах задания со словом “добро”: одна группа составляла словосочетания, другая вспоминала добрые поступки литературных героев, третья подбирала пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с заданиием.

Учитель:

- Какие словосочетания вы составили со словом “добро”?

- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать?

- Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?

- Назовите антоним слова “добро”.

- Какой смысл вы вкладываете в это слово?

- У слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой?

- Что такое грех?

Учитель обобщает высказывания детей:

- Грех – это:

недобрые чувства;

недобрые мысли;

недобрые дела.


Учитель:

- Ребята, сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.


1) Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2) Чувство, которое испытали прохожие и друг мальчика, героя стихотворения, которых он несправедливо огорчил.

3) Чувство сильного возмущения,

раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4) Недоброе чувство, мысль или дело.

5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7) Состояние полной, высшей радости.

Учитель:

- Какое ключевое слово мы разгадали?

- «СОВЕСТЬ».

Учитель:

-Так что же такое СОВЕСТЬ?

- А сейчас послушаем, что нам говорит словарь.

Словарь: СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словосочетания: с чистой совестью, со спокойной совестью

Родственные слова: совестность, совестливость, бессовестность. Фразеологизмы: без зазрения совести, не за страх, а за совесть, пора и совесть знать.

Пословицы и поговорки: Волосом сед, а совести нет. Платье черненько, да совесть беленька. За совесть да за честь - хоть голову снесть. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Учитель:

- Для чего нам совесть?

-Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

- В чём она нам помогает?

- Чаще прислушивайтесь, к чему призывает колокольчик вашей совести.

Учитель:

-Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика, героя стихотворения?

- Какие чувства противоречат голосу совести?

В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу

. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

- Ребята, что же делать, если нас мучает совесть?

- Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

- Что является лекарством, исцеляющим душу?

- Молодцы.

- Назовите дело, противоположное греху:

Украл. – Верни!

Солгал. – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал. – Подари!

Сказал злое слово. – Попроси прощения.

Спешите делать ДОБРО!

Проигрывание ситуации. (инсценировка)

Во дворе дома ребята играют в футбол.

- Лёха, пасуй мне! – кричит один.

- Пинай мяч сильнее! – советует другой.

(Мяч попадает в окно. Звук разбитого стекла)

- Лёха, вот это удар!!!

- Бежим, пока не увидели!

Беседуют те же мальчишки, удрав с «места преступления»

- Здорово, Лёха, ты окно долбанул.

- Я ещё не так могу!

- Удар получился классный!

- Месяц тренировался!

Диалог прерывается вопросом к обучающимся.

- Как оценивают горе - футболисты

это происшествие? Как чувствует себя «герой» удара по окну, Лёха?

Ребята в группах обсуждают вопрос. Высказывают своё мнение

(Слышны звуки серены скорой помощи. Машина подъезжает к подъезду, где играли ребята)

- О! Глядите, скорая подкатила.

- Это, наверное, у нашей соседки тёти Маши сердце опять прихватило.

- Надо пойти разведать.

(Один из футболистов уходит выяснить, что случилось. Через некоторое время возвращается)

- Ну, что там? Рассказывай!

- Врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым стеклом. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребёнку, который спал у окна…

- Останется ли прежний взгляд на ситуацию у Лёхи, после того, как он узнал о последствиях своего удара?

- Что с ним произойдёт, если у него проснётся совесть?

- Как можно было бы поступить на месте Лёхи, чтобы исправить зло, которое он причинил?

Учитель:

- Ребята, сейчас мы разделимся на 2 группы, и каждой группе предлагается выполнить свое задание. (Дети получают листочки с заданиями.)

I группа.

- Вспомните случаи в вашей жизни, когда вас обличала совесть.

II группа.

- Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть. Согласны ли вы с их точкой зрения?

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?

- Совесть, дочка, - это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт –

Никого не подведёт.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

Подведение итогов работы в группах. Ответы детей.

Учитель:

- Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши высказывания, и я благодарю вас за искренность и откровенность.

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн со словом совесть.

Совесть

Вечная, мудрая

Помогает, мучит, учит

Совесть – главный судья

Слушай её!

Учитель.

-Можно ли увидеть совесть?

-Можно ли услышать совесть другого человека?

-Можно ли иметь одну совесть на двоих?

- О чем вы задумались после нашего разговора? Какие выводы сделали?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Пожелание». Встанем в круг. Все вы знаете слова:

«Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток…»

Тот, кто хочет что – либо пожелать кому-то из ребят, говорит эти слова и своё пожелание.

А я желаю вам, ребята, не ссориться со своей совестью, жить с ней в дружбе. Тогда человек становится лучше и чище. Даже зная точно, что его не накажут, что не узнают о его поступке, не сделает другому человеку плохо. А если вы вдруг совершили плохой поступок, то сумейте раскаяться и попросить прощения.

Учитель:

- А завершить наш классный я хочу отрывком из стихотворения

Э. Асадова

«Именем совести»

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем сразу,

Нельзя, ребята, нам идти!


Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!