СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: «Что такое совесть?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  дать первое общее представление о понятии «совесть», а также уточнить значение таких нравственных категорий стыд, раскаяние.

Задачи:

- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

-научится строить рассуждение и устанавливать причинно- следственные связи.

Оборудование: презентация, доска, карточки.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Что такое совесть?»»

Классный час: «Что такое совесть?»



Цель:  дать первое общее представление о понятии «совесть», а также уточнить значение таких нравственных категорий стыд, раскаяние.

Задачи:

- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

-научится строить рассуждение и устанавливать причинно- следственные связи.

Оборудование: презентация, доска, карточки.



Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учеников. В начале каждого классного часа исполняется гимн Российской Федерации. Ученики поют гимн под минус.



II. Сообщение темы и цели классного часа.

Тема нашего занятия «Что такое совесть?» (слайд 1) Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными.

Жан Жак Руссо.

Как вы думаете, что значат эти слова? (ученики высказывают свое мнение)

III. Размышления над притчей.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем притчу. Каждому из вас были розданы листочки с ней.

Нашел совестливый человек чужой кошелек.

А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!

Обрадовался человек.

Но не деньгам.

А тому, что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.

Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.

Да еще б и на вечность хватило!



Вопросы:

  1. Чему обрадовался человек?

  2. Как вы думаете, почему он не оставил кошелек себе?

  3. А как бы поступили вы? (представьте ситуацию, что эти деньги были кому-то на операцию, либо кто-то нес их в детский дом)

  4. Как вы понимаете фразу «Да еще б и на вечность хватило!»?

  5. В чем смысл данной притчи?



IV. Информационный блок.

Понятие совести в толковом словаре Ожегова:

Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (слайд 2)

Понятие совести в большом энциклопедическом словаре:

Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. (слайд 3)

Учитель: Из истории слова «совесть».

В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. (слайд 4)

Порой совесть идет рядом с такими понятиями как стыд и раскаяние. Как вы понимаете значение этих слов?

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. (слайд 5)

Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. (слайд 6)

V. Вековая мудрость.

Часто вы слышали о таком понятии, как совесть?

На эту тему составлено много произведений, пословиц, народных мудростей. Сейчас мы с вами попробуем собрать из половинок цельные высказывания, и посмотреть, как глазами поколений выглядит совесть.
(ученикам раздаются карточки)

Задание: из имеющихся у вас половинок составить верный афоризм или пословицу:

«Как ни мудри,        от нее не уйдешь»

«Совесть без зубов,         когтистый зверь, скребущий сердце»

«Совесть не сосед это компас среди неведомого»  

«Совесть   а загрызет»

«Что такое совесть? а совесть не перемудришь»



(слайд 7) – правильные ответы.

«Как ни мудри,                                   а совесть не перемудришь»

«Совесть без зубов,                            а загрызет»

«Совесть не сосед   -                          от нее не уйдешь»

«Совесть   -                   когтистый зверь, скребущий сердце» А.С. Пушкин

«Что такое совесть?           Это компас среди неведомого»  Виктор Гюго



Как вы понимаете эти афоризмы, пословицы?

VI. Проблемная ситуация «Продолжи рассказ».

Наверняка вам иногда приходилось наблюдать, как некоторые ребята на перемене громко разговаривают, задирают друг друга, могут даже грубо обозвать друг друга. Казалось бы, что тут особенного? Послушайте такую историю.

Однажды Глеб увидел, как его друг Саша громко спорил с Ириной, которая не соглашалась с его мнением и не уступала ему. Тогда Саша обидно обозвал Ирину. Девочке заплакала. Она не стала ничего говорить учительнице – она испугалась, что все в классе станут называть ее ябедой или еще хуже – предателем. Прошло несколько дней и все давно забыли о случившемся. Саша по-прежнему задирал девчонок, и они, вы не поверите, даже были рады этому  - ведь Саша был лидером, и многие хотели с ним дружить. Ирина ходила грустная. Дни в школе бежали очень быстро, но у Глеба этот старый случай все никак не шел из головы. И вот однажды…

Ребята, продолжите дальше рассказ. (Звучат варианты детей).

Скажите, почему Глеб не сразу помог девочки ( заступился за девочку?)

А вы бы сразу это сделали или вам нужно было это сначала понять?

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие функции выполняет совесть? (дети предлагают свои варианты)

Перед вами два предложения. В каждом пропустили глагол. Подумайте и запишите подходящий глагол  в текст предложения: (ученикам раздаются карточки)

  1. Перед трудным выбором совесть  ……………….. , как должен поступить человек. Варианты: помогает, запрещает, подсказывает, разрешает.

  2. После ошибки совесть ………………. как сигнал тревоги: «Так нельзя! Исправься!» Варианты: кричит, молчит, срабатывает, запрещает срабатывать.            

Какие варианты у вас получились?

Давайте же ответим на самый главный вопрос. Что же такое совесть? (дети отвечают)

Бывали ли у вас ситуации. Когда вас мучила совесть?

У совести есть очень важная особенность: он все помнит. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Всем спасибо за урок, до свиданий!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!