СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к теме мероприятия. Каждый человек с самого своего рождения живет среди людей, поэтому каждое свое действие он должен осуществлять обдуманно, учитывая мнение всех окружающих. Для того, чтобы еще раз напомнить об этом обучающимся в 5-м «Б» классе прошло мероприятие «Что значит быть ответственным?».  В  мероприятия каждый из учащихся сделал вывод для себя, что каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Разработка включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В конце классного часа каждому пятикласснику была вручена памятка школьника:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину.

3. Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник.

5. Школа – твой второй дом. Береги всё, что в нем находится.

6. Бережно относись к чужому имуществу.

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»»

КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»


Аннотация к разработке урока.


Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к теме мероприятия. Каждый человек с самого своего рождения живет среди людей, поэтому каждое свое действие он должен осуществлять обдуманно, учитывая мнение всех окружающих. Для того, чтобы еще раз напомнить об этом обучающимся в 5-м «Б» классе прошло мероприятие «Что значит быть ответственным?». В мероприятия каждый из учащихся сделал вывод для себя, что каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Разработка включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В конце классного часа каждому пятикласснику была вручена памятка школьника:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину.

3. Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник.

5. Школа – твой второй дом. Береги всё, что в нем находится.

6. Бережно относись к чужому имуществу.


Пояснительная записка.


Проблема формирования российской гражданственности, ответственности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Почему же подростки совершают преступления? Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось, каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.       

  Воспитание чувства ответственности за свои поступки – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний школьников об ответственности, формирования у них нравственных качеств являются занятия и внеклассные мероприятия, которое помогают раскрыть основной смысл слова «Ответственность». В связи с этим очевидна основная задача воспитание ответственного поведения в работе с ребятами школьного возраста.

Вид: “ Урок открытых мыслей ”.

Тип: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.

Технология: игровая технология, технология индивидуальной и групповой деятельности, развивающая технология, здоровьесберегающая.

Цели:

Обучающие (дидактические): воспитание у обучающихся ответственности за свои поступки, как основы нравственного поведения.

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки; доброжелательное отношение друг другу.


Задачи:

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся «Мой хороший поступок», распечатки текста. Анкета «Самооценивание».

Подготовительная работа к уроку:

Учитель должен:

  • Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока;

  • Подобрать интересный, содержательный материал к уроку по изучаемой теме;

  • Продумать оформление доски;

  • Подготовить наглядный материал; подобрать и распечатать тексты для учащихся;

  • Подготовить записи музыки и песен;

Учащиеся должны:

  • Иметь первичное представление об ответственности, подобрать дополнительный материал (пословицы об ответственности ), выполнять практические задания, уметь работать в группе и индивидуально, подготовить выставку рисунков «Мои хорошие поступки».

Планируемые результаты:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Оформление доски: на доске расположены базовые понятия урока, рисунки учащихся.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов начального звена и основного звена (5-6 класс), а также могут быть полезны воспитателям детских садов, с целью оказания методической помощи при проведении классных часов и мероприятий.


Лучшая методическая разработка мероприятия по формированию ответственного поведения.

«Что значит быть ответственным».

5 класс , 10-11 лет





Мы в ответе за тех, кого приручили.

Антуан де Сент-Экзюпери


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.


1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.


2.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. (Образуем команды. Ребята стоят у доски)

2.1.Разминка.  

Игра «Паровозик»  Условия проведения:

Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи  впередистоящего соседа.

Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик  по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.

- Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.

Обсуждение игры:

- Как вы чувствовали себя в этих ролях?

- Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре?

- Почему вы так считаете? Докажите.


2.2. Беседа с классом. Обсуждение слов:

Учитель: Ваш выбор – выбор,  который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

- как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?

- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.


2.3. Работа с  толковыми  словарями – практическая работа в группах.

Тема: «Что значит быть ответственным» 

           - Что значит быть ответственным?

- Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)

Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.        

 Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.


Коллективное обсуждение ситуаций

Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.



3.РАБОТА НАД ТЕМОЙ. (Обсуждаем задания и советуемся в группах)


Учитель: Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

1 ситуация

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно?

- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

Ответы ребят.


2 ситуация

          Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит        уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

       Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?

- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

- Кого из них можно назвать самостоятельным?

- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

 Ответы ребят.


Беседа с классом:

Учитель: Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно… (рассказы детей)

- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

Примерные ответы -  проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.


4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ. Минута отдыха. (Дети становятся в круг или около парт.)

Учитель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру.

Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.

- Наводить порядок дома или в школе (+)

- Свалить вину на других за свой поступок (-)

- Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

- Сначала думаете, а потом делаете. (+)

-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

-Быть внимательным, активным на уроке (+)



-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.


5.ВИДЫ ОТВЕТСВЕННОСТИ.

Учитель: Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

- Личная, ответственность перед собой (Я);

- Ответственность перед другими (Другие);

- Ответственность к делу (Школа).

Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.

     Просмотр мультфильма  «Антошка»

  Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности (Беседа с классом).

- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.

     Вывод: Примерные пословицы, которые могут назвать ребята.

– Делай всё как можно лучше. Каждый день.

 – Думай, прежде чем сказать.   

-  Думай, прежде чем решать.

  -  Кончил дело, гуляй смело.

 -  Любишь кататься, люби и саночки возить.

-   Не лежи на печи, если  хочешь  есть калачи.


6. ОТВЕТСТВННОСТЬ В ШКОЛЕ.

а)  Работа в группах

Учитель:  Теперь,  когда вы разобрались  с тем,  что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.

          У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете « Что значит быть ответственным в школе?»

(Выслушиваются ответы детей)


б) Самооценка и взаимооценка  (работа в парах)

Учитель: Сейчас вы будете работать индивидуально  и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)

-------- Ответственно.

-------- Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)

------- Безответственно.

- А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте  галочкой на шкале.

- А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.



7. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ» (Ребятам заранее было данное задание выучить слова и отрепетировать сценку «Доверие»).

Учитель: А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку, после просмотра сценки, вам необходимо будет ответить на вопросы.


АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.


МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.


АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?


МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).


АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.


СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?


СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?


СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?


СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?


АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!


Вопросы после просмотра сценки:

- Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

- Что для этого надо ей делать?

-Когда это может произойти?


Вывод ребят:

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми


Учитель: - Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.



8. АНКЕТА «САМООЦЕНКА». (индивидуальная работа)  

Учитель: Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.


1 ситуация – Тебе  поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе


Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же  и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.


9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.  

Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)       


Учитель: Посмотрите на экран. На экране указаны слова.  

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый


- Что они обозначают? (цвета)

-  Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски? (цвета радуги)


А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки.  Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску(дети рисуют радугу).


Беседа с классом:

-  Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу? (ответственность)

- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?( Личная ответственность перед собой (Я); Ответственность перед другими (Другие); Ответственность к делу (Школа)

- Что случилось бы, если бы,  один из учеников  отказался рисовать свою полоску?                         (Радуга бы не получилась)

 - Как поступил бы ученик? (Безответственно)

- По отношению к кому он поступил бы  безответственно? (к себе, другим, классу)




10. РЕФЛЕКСИЯ.  

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

- Чем вам было полезно это занятие?

- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?



Сядьте удобней, расслабьтесь.

Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:

Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”



Учитель: Ребята, получите памятки и еще раз подумайте – «Что значит быть ответственным?»

Памятка:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину.

3. Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник.

5. Школа – твой второй дом. Береги всё, что в нем находится.

6. Бережно относись к чужому имуществу.



Спасибо за внимание!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!