КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»
Аннотация к разработке урока.
Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к теме мероприятия. Каждый человек с самого своего рождения живет среди людей, поэтому каждое свое действие он должен осуществлять обдуманно, учитывая мнение всех окружающих. Для того, чтобы еще раз напомнить об этом обучающимся в 5-м «Б» классе прошло мероприятие «Что значит быть ответственным?». В мероприятия каждый из учащихся сделал вывод для себя, что каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Разработка включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В конце классного часа каждому пятикласснику была вручена памятка школьника:
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину.
3. Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник.
5. Школа – твой второй дом. Береги всё, что в нем находится.
6. Бережно относись к чужому имуществу.
Пояснительная записка.
Проблема формирования российской гражданственности, ответственности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Почему же подростки совершают преступления? Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось, каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Воспитание чувства ответственности за свои поступки – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний школьников об ответственности, формирования у них нравственных качеств являются занятия и внеклассные мероприятия, которое помогают раскрыть основной смысл слова «Ответственность». В связи с этим очевидна основная задача воспитание ответственного поведения в работе с ребятами школьного возраста.
Вид: “ Урок открытых мыслей ”.
Тип: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.
Технология: игровая технология, технология индивидуальной и групповой деятельности, развивающая технология, здоровьесберегающая.
Цели:
Обучающие (дидактические): воспитание у обучающихся ответственности за свои поступки, как основы нравственного поведения.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки; доброжелательное отношение друг другу.
Задачи:
1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:
3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся «Мой хороший поступок», распечатки текста. Анкета «Самооценивание».
Подготовительная работа к уроку:
Учитель должен:
-
Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока;
-
Подобрать интересный, содержательный материал к уроку по изучаемой теме;
-
Продумать оформление доски;
-
Подготовить наглядный материал; подобрать и распечатать тексты для учащихся;
-
Подготовить записи музыки и песен;
Учащиеся должны:
-
Иметь первичное представление об ответственности, подобрать дополнительный материал (пословицы об ответственности ), выполнять практические задания, уметь работать в группе и индивидуально, подготовить выставку рисунков «Мои хорошие поступки».
Планируемые результаты:
-
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Оформление доски: на доске расположены базовые понятия урока, рисунки учащихся.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов начального звена и основного звена (5-6 класс), а также могут быть полезны воспитателям детских садов, с целью оказания методической помощи при проведении классных часов и мероприятий.
Лучшая методическая разработка мероприятия по формированию ответственного поведения.
«Что значит быть ответственным».
5 класс , 10-11 лет
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Антуан де Сент-Экзюпери
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Начинаем классный час.
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
2.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. (Образуем команды. Ребята стоят у доски)
2.1.Разминка.
Игра «Паровозик» Условия проведения:
Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа.
Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.
- Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.
Обсуждение игры:
- Как вы чувствовали себя в этих ролях?
- Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре?
- Почему вы так считаете? Докажите.
2.2. Беседа с классом. Обсуждение слов:
Учитель: Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
- как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.
2.3. Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.
Тема: «Что значит быть ответственным»
- Что значит быть ответственным?
- Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?
(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.
Коллективное обсуждение ситуаций
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
3.РАБОТА НАД ТЕМОЙ. (Обсуждаем задания и советуемся в группах)
Учитель: Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
1 ситуация
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
- Кто поступает ответственно?
- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
Ответы ребят.
2 ситуация
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?
- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
Ответы ребят.
Беседа с классом:
Учитель: Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно… (рассказы детей)
- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
Вывод:
Примерные ответы - проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ. Минута отдыха. (Дети становятся в круг или около парт.)
Учитель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру.
Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.
- Наводить порядок дома или в школе (+)
- Свалить вину на других за свой поступок (-)
- Вначале закончить работу, а потом играть. (+)
- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)
- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)
- Сначала думаете, а потом делаете. (+)
-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)
-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)
-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)
-Быть внимательным, активным на уроке (+)
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.
5.ВИДЫ ОТВЕТСВЕННОСТИ.
Учитель: Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:
- Личная, ответственность перед собой (Я);
- Ответственность перед другими (Другие);
- Ответственность к делу (Школа).
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности (Беседа с классом).
- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
Вывод: Примерные пословицы, которые могут назвать ребята.
– Делай всё как можно лучше. Каждый день.
– Думай, прежде чем сказать.
- Думай, прежде чем решать.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
6. ОТВЕТСТВННОСТЬ В ШКОЛЕ.
а) Работа в группах
Учитель: Теперь, когда вы разобрались с тем, что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.
У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете « Что значит быть ответственным в школе?»
(Выслушиваются ответы детей)
б) Самооценка и взаимооценка (работа в парах)
Учитель: Сейчас вы будете работать индивидуально и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)
-------- Ответственно.
-------- Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)
------- Безответственно.
- А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте галочкой на шкале.
- А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.
7. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ» (Ребятам заранее было данное задание выучить слова и отрепетировать сценку «Доверие»).
Учитель: А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку, после просмотра сценки, вам необходимо будет ответить на вопросы.
АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.
МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.
АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?
МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).
АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!
Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.
Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?
АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!
Вопросы после просмотра сценки:
- Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?
- Что для этого надо ей делать?
-Когда это может произойти?
Вывод ребят:
Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми
Учитель: - Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.
8. АНКЕТА «САМООЦЕНКА». (индивидуальная работа)
Учитель: Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)
Учитель: Посмотрите на экран. На экране указаны слова.
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
- Что они обозначают? (цвета)
- Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски? (цвета радуги)
А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску(дети рисуют радугу).
Беседа с классом:
- Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу? (ответственность)
- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?( Личная ответственность перед собой (Я); Ответственность перед другими (Другие); Ответственность к делу (Школа)
- Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску? (Радуга бы не получилась)
- Как поступил бы ученик? (Безответственно)
- По отношению к кому он поступил бы безответственно? (к себе, другим, классу)
10. РЕФЛЕКСИЯ.
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
- Чем вам было полезно это занятие?
- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?
Сядьте удобней, расслабьтесь.
Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:
“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”
Учитель: Ребята, получите памятки и еще раз подумайте – «Что значит быть ответственным?»
Памятка:
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину.
3. Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник.
5. Школа – твой второй дом. Береги всё, что в нем находится.
6. Бережно относись к чужому имуществу.
Спасибо за внимание!