КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»
Цель: Воспитание ответственного поведения
Задачи:
1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:
3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент.
2.Эмоциональный настрой.
(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)
Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.
3.Работа над темой.
Побеседуем
Общество людей делится на детей и взрослых.
-Скажите, чем отличаются взрослые от детей?
(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).
-А ваше детство вы считаете счастливым?
(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.
- "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).
а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.
Ответ - отвечаю - ответственность.
- Сегодня мы поговорим об ответственности., выясним, что значит быть ответственным? Всё чаще от взрослых вы слышите «БУДЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ!» Проявляя ответственность, вы определённо вырабатываете характер.
- Что такое вообще ответственность?
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
На доске выставка рисунков «Мой хороший поступок»
Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.
Какие чувства вы испытывали?
Соотнесите это чувство с цветом.
(предположите то же самое только с противоположной ситуации)
- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
Вывод:
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
Вывод:
-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.
4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)
Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.
- Наводить порядок дома или в школе (+)
- Свалить вину на других за свой поступок (-)
- Вначале закончить работу, а потом играть. (+)
- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)
- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)
- Сначала думаете, а потом делаете. (+)
-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)
-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)
-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)
-Быть внимательным, активным на уроке (+)
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.
5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ
Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.
Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:
1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;
2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.
Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.
Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.
Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.
“Хочу и могу”. (доскажи словечко)
1)хочу "отлично" учиться – … выучу;
2)хочу помочь маме - …. уберу комнату;
3)хочу много знать – …. буду читать книги;
4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;
5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;
6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;
7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках
"Не хочу, но надо" – выступление от лица родителей.
Папа Димы – шофер.
Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?
Мама Алёны – врач.
Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?
Подведение итога.
-Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.
6. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ»
А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку
АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.
МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.
АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?
МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).
АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!
Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.
Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?
АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!
Вопросы:
- Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?
- Что для этого надо ей делать?
-Когда это может произойти?
Вывод:
Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми
-Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.
7. Работа с картинками «Как избежать неприятностей» №1,2,3(дидактическая игра)
Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.
- Какой вывод можно сделать?
«Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения».
Вывод:
Отвечай за свои поступки перед самим собой
8. Таблица возрастающей ответственности
С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет
Ответственность перед собой
Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством
9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)
Глущенко В 1.Бумажку бросил- убирай, Школьный двор не засоряй! 2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках! | Кузнецов Д 1.Сделал дело- потом играй Маме по дому всегда помогай! 2. Бросил бумажку- убирай, Другим пример показывай! |
Харланова Л 1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай! 2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай! 3.Не бросай свою работу, Коли начал ты её! 4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди! | Склярова Л. 1.Сам ошибки исправляй и других не совершай! 2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай. 3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело 4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай! |
Деревянченко Я. 1.Помогай с большой охотой, Не бросай свою работу! | Лозовая А. 1.Если мама заболела, Всё вокруг тебя верх дном, Принимайся-ка за дело, Без тебя не может дом. |
Сидоркина К. 1.Сам ошибки исправляй Допиши и дочитай. 2.За собой порядок наводи Убирай и вымывай. | |
10. Счастье - град
14 человек вывешивают части радуги на доске ( или рисуют) с правилами
Составление кластера. Звучит песня «Дорога добра»
Р (красный) Не подводить никого.
А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.
Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.
У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.
Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.
А (синий) Выполнять обещанное.
(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.
- Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.
(Радуга бы не получилась)
- Как поступил бы ученик?
(Безответственно)
Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.
-Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?
(читаем правила ответственности)
Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):
1.Применять в своей жизни опыт других.
2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.
3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.
-Посмотрите на нашу доску.
Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.
НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ
Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.
И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
Круг «От сердца к сердцу» (показывают движениями «тебе»- на соседа, «мне»-на себя рукой, «везде»-вокруг себя)
Мир, мир, мир везде,
Мир в тебе, мир во мне!
Свет, свет, свет везде.
Свет в тебе, свет во мне!
Любовь, любовь, любовь везде,
Любовь в тебе, любовь во мне!
(сердца ответственности раздать)
-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?
11.Итог занятия. ( 2 ученика читают стихотворение)
Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.
Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.
12.Рефлексия.
Сядьте удобней, расслабьтесь.
Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:
“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”