СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Деньги - добро или зло?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа: "Деньги - добро или зло?"

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Деньги - добро или зло?"»

Классный час

«Деньги – добро или зло?»

Форма проведения: час общения.

Цель.

Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.

Задачи.

1) Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами;

2) Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;

3) Объяснить необходимость денег в обществе;

4) способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление: презентация, записи на доске, раздаточный материал, альбом нумизмата, CD с фрагментом мультфильма «Остров Сокровищ», ноутбук, экран.


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


Деление класса на три группы

Введение в тему

Учитель: Предлагаю посмотреть вам кадры из мультфильма “Остров Сокровищ” Песня о деньгах.(Слайд 1 песня ABBA Money, money)


У.: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

- О деньгах.

У.:С какими словами ассоциируются у вас деньги? (Работа в группах)

(Слайд 2)

жадность

 покой

 страх

 достаток

 зависимость

 возможности

 ненависть

 щедрость

У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?

Верно, зло и добро.

У.: Исходя из данного задания, какую тему классного часа вы бы предложили для сегодняшнего занятия? Какой будет тема нашего классного часа?

Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло?»(Слайд 3)




Информационный блок

Мини-лекция « Путешествие в историю денег.»

(Слайды 4 – 10)

У.: Сегодня мы поговорим о деньгах. Согласитесь, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи и благополучие государства. Но что такое деньги всегда ли они были и когда появились, над этим никто не задумывается. Сегодня мы поговорим о том, что несут деньги: добро или зло. Когда появились деньги, никому не известно. Ученые предполагают, что это произошло примерно 7 тысяч лет назад, в то время возникла необходимость обменятся излишками продуктами питания и предметами обихода. Люди начали обмениваться друг с другом и такой торг продолжался на протяжении многих столетий. Такая примитивная торговля называлась натуральным обменом. А знаете ли вы что использовали люди в качестве денег в давние времена? (Рыба, меха, жемчужины, ракушки, перья, куски меди, бруски соли, слоновые бивни, мешочки с бобами какао и т.д.). Некоторые не обычные деньги и сейчас применяются в разных странах. Кое-что об истории денег мы послушаем прямо сейчас.

Учитель 1.

Ученик. На острове Санта - Круз, лежащем в южной части Тихого океана и сейчас применяются деньги, которые изготавливают из птичьих перьев. За обычные деньги на этом острове можно купить продукты питания, различные вещи. Но выкуп за невесту может быть выплачен только «птичьей валютой». Деньги острова Санта-Круз представляют собой пояса длиной примерно по 10 метров, а шириной 6 сантиметров. Основа - темные перья голубя, а сверху пояс украшен ярко - красными перышками местной птички - медоноса. Этих птиц ловят на особый птичий клей, выщипывают несколько перьев, а затем отпускают. Для изготовления только одного пояса требуется ощипать около трёхсот медоносов. Для выкупа невесты требуется 15 поясов!

Учитель. Нелегко приходится и жителям острова Яп в Микронезии. Там ещё имеют хождение каменные деньги.

Ученик 2.

Островитяне называют свои каменные деньги - фэ. Такими деньгами они пользуются уже много веков. Фэ - это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. В центре каменного круга - дыра. Она нужна для переноски денег. На острове ходят и современные деньги, но наличие каменных денег служит символом достатка семьи. Сто лет назад на острове было более 13 тысяч таких каменных денег, сегодня их осталось в 2 раза меньше. Дело в том, что они перекочевали в коллекции нумизматов.

Учитель. Нумизматы - это люди, которые собирают деньги в коллекции. Сегодня вам предлагается образец коллекции нумизмата, учителя нашей школы Тысячного А.С., у которого нумизматика - это многолетнее хобби.

Ученик 3.

Знаменитый итальянский путешественник 12 века Марко Поло рассказал о том, как в Китае деньги делали из соли. «Для этого рассол кипятили в небольших котлах. Через час соль принимала вид теста, и из него делали нечто вроде пирожков. После того, как на «пирожки» накладывали клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим металлическим деньгам, их зажаривали на горячих черепицах».

Учитель. А когда Марко Поло рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему просто не поверили. В большинстве европейских стран бумажные деньги распространились только к 17 веку. А знаете ли вы, что в некоторых странах деньги делали и из шёлка?

Ученик 4.

Деньги на шелковой основе изготавливали во Франции. Подделать их было невозможно, т.к. ткань изготовляли на специальных станках. Местонахождение фабрики денежных знаков держалось в строгом секрете. Выпускались деньги из шёлка и в Китае. Известно, что в Японии поэтам в награду за стихи вместо денег выдавали шёлковую ткань. Шёлковые деньги похожие на миниатюрные красочные ковры изготовляли в Средней Азии в городе Хорезме. После того как здесь ввели бумажные деньги шелковым деньгам нашли новое применение. Из них стали шить лоскутные одеяльца, тюбетейки. Не пропадать же добру!

Учитель. Когда-то даже чай был не только чаем, но и ... деньгами.

Ученик 5.

В Китае, Монголии, Тибете и Сибири эти деньги делались так. Листья чая мелко рубили, смешивали с бычьей кровью и водой, а затем прессовали в равные по размеру и весу брикеты. В странах, граничащих с Индией эта «монета» равнялась стоимости одной рупии. Напиток из этих денег считался лекарством от многих болезней.


Ученик 6.

Учитель. Какими были деньги прежде в нашей стране?

Ученик.У наших предков - славян первоначально роль денег выполняли шкурки куницы и белки. Славяне были прекрасными знатоками пушнины. Мехами собирали дань, их приносили в жертву богам и преподносили в качестве подарков иностранным государям. Меха были признаком богатства. Позже денежной единицей стала гривна - серебряный слиток определен¬ного веса. Гривна имела хождение по Руси с 10 по 16 век. Гривну было удобно рубить на части, отсюда и название - рубль. В итоге рубль вытеснил гривну.В годы правления Дмитрия Донского чеканили серебряную монету, которую называли «денга». Позже вместо деньги в обращении появилась копейка. Название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100:1.

У.: В наши дни денежные единицы России - это рубль и копейка. Бумажные деньги называются банкнотами, а металлические копейками, лицевая сторона монеты называется аверс(решка), оборотная – реверс(орёл).

У.: Сейчас я предлагаю вам провести небольшое состязание, литературную викторину.


Викторина(Слайд 11)


1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «...на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекc», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.

«Все скорлупки золотые.

...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!»

(Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).


За каждое правильно выполненое задание команда получает монеты.


У.: Теперь можете представить что деньги не такая уж простая вещь, хотя вполне обычная в нашей жизни. Существует много пословиц и поговорок, давайте поиграем в игру:


Игра «Собери пословицу»


Я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком.

1. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

2. Без нужды тот живет, кто деньги бережет.

3. Денежку наживай, а честь не продавай.

4. Здоров буду и денег добуду.

5. Наша денежка дома не сидит, в чужие люди летит.

Теперь, когда пословицы собраны, объясните, как вы их понимаете.

За каждое правильно выполненное задание команда получает монеты.


Воспитывающие ситуации по теме

У.: Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

(Работа в группах.)

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилет­ний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок допол­нительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказа­лись, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репе­титора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репе­титора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма пре­успевающий предприниматель. Но...

У.: Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

  • В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвест­но, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные те­лефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

  • Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут бра­ту денег. Так что дохода проект не принесет.

  • В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал – навер­ное, у них это были далеко не лишние деньги.

У.: Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.

Ролевая игра « Бизнес тинэйджеров» (Работа в группах)

Предположим, что я банкир, а вы тинэйджеры (подростки), которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.

Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, и только то, за что заплатят.

На партах лежат фломастеры и бумага. В течение 3 минут каждая группа должна придумать не менее пяти занятий, которыми школьники могли бы заработать деньги.

  1. мытьё машин;

  2. почта;

  3. торговля комнатными цветами.

  4. временное трудоустройство на летний период;

  5. вскапывание огорода;

  6. складывание сена;

  7. картофель копать;

  8. разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок;

  9. присмотр за соседским ребенком;

  10. уборка территории;

  11. расклеивание объявлений;

  12. мытьё машин;

  13. почта;

  14. торговля комнатными цветами.;

  15. мытьё машин;

  16. почта;

  17. торговля комнатными цветами.

  18. временное трудоустройство на летний период;

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги»

У.: Есть такие вещи на земле, ко­торые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

  1. За деньги можно купить часы... (но не время).

  2. За деньги можно купить еду... (но не аппетит).

  3. За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).

  4. За деньги можно купить икону... (но не веру).

  5. За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).

  6. За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).

  7. За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).

  8. За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).

  9. За деньги можно купить дом... (но не семью).

  10. За деньги можно купить положение в обществе... (но не уваже­ние людей).

  11. За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).

  12. За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).

  13. За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

У.: Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам французского писателя Жана де Лабрюйера, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, сове­стью. Это слишком дорого!».

Дебаты.

У.: Вот вы, ребята, сумели заработать деньги и легко их потратить. Так значит ли, что деньги – это всегда благо или всё-таки нет. Для этого мы с вами продолжим нашу работу в группах и проведём мини – дебаты.

Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло?»

(Учащиеся высказываются)

И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны.

Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках - добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования.


Задание группе

Вы заработали деньги перед вами четыре конверта, посоветуйтесь и распределите ваш заработок на следующие нужды:

1. На личные нужды и развлечения;

2. На членов своей семьи и друзей;

3. На здоровье, образование расширение кругозора;

4. На спонсорство и благотворительность; (Слайд 13) после (Слайд 14)


Беседа


- Ребята, у кого из вас сегодня есть деньги? Поднимите руки.

-Для чего вам нужны деньги? На что вы их хотите потратить? (ответы) Деньги на мелкие расходы называются карманными деньгами.

- Откуда у вас карманные деньги? (ответы)

- Откуда взялись деньги у ваших родителей? (ответы) Деньги - это результат труда людей.

- Как вы думаете, легко ли родителям зарабатывать деньги? (ответы)

- Видели ли вы своих родителей усталыми после работы? У кого-то родители работают в другом городе, работают сутками, трудятся в ночную смену. Труд родителей надо ценить. Нужно помнить, что кроме работы у родителей есть дела и заботы по дому. Согласитесь, деньги можно потратить по-разному. Всегда ли мы их тратим с пользой? У каждого есть выбор, на что потратить карманные деньги. Скажем можно купить только одно яблоко или несколько жвачек.

- Какая покупка будет сделана с пользой?

- В чем польза? Почему вы так считаете? (ответы)

А теперь поднимите руки те, кто хоть раз тратил деньги на игровые автоматы.

- Как вы считаете, почему люди тратят деньги на игровые автоматы? (ответы).Они надеются легко получить деньги в азартной игре. Но разве можно всегда выигрывать? Надеются на то, что деньги можно получить таким легким путем? Нет. Надежда на выигрыш, желание получить лёгкие деньги приводят к тому, что люди берут деньги в долг и даже крадут деньги у родных и незнакомых людей. Зависимость людей от игровых вы автоматов называют игроманией. Итак, прежде чем вы решитесь опустить очередную монету в игровой автомат, вспомните мудрый совет наших предков « Копейка рубль бережёт». А теперь представьте, что в вашем распоряжении находится большая сумма денег.

-Как вы распорядитесь этими деньгами? (ответы) Я думаю, во-первых, нужно посоветоваться с родителями. Ведь те люди, которые зарабатывают деньги, умеют ими правильно распорядиться. Во-вторых, нужно убедиться в необходимости той вещи, которую вы хотите приобрести.

Наш классный час подходит к концу. Что было вам сегодня интересно, запомнилось, понравилось? О чем услышали впервые? О чем задумались? Какой урок извлекли из нашей беседы?

Я думаю, ребята, что сегодняшний классный час будет вам полезен, ведь сегодня вы узнали историю происхождения денег и кладов. Возможно, сегодня некоторые впервые задумались над тем, как трудно зарабатывают деньги ваши родители и о том, как нужно тратить деньги. Надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то будете разумно и честно зарабатывать свои деньги. А если у вас возникнет желание, мы продолжим этот разговор попозже, когда вы повзрослеете.

У.: Мне кажется, что со словами Марка Твена перекликается фраза(Слайд 12) «Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»

У: Многие богатые люди говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способно­стей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жерт­вуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жад­ность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.

Рефлексия

У: Возможно, вы сегодня впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.

Анализ высказываний. Мудрые советы (Слайд 15)

Учитель.

  • Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор

  • Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков

  • Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь. Башир Зугумов

  • Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй"

  • Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе... Бенджамин Франклин

  • За деньги можно все купить, Любовь же надо заслужить. Гарун Агацарский

У.: Изменилось ли ваше отноше­ние к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?

Примерные ответы детей:

  • Не изменилось. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!

  • Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.

  • Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.

  • Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека не­счастливым.

У.: Большое спасибо вам, ребята, за интересный разговор, за поддержку.

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!