Гармонизация детско - родительских отношений
Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.
Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей являются детско - родительские отношения. В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком является плохое общение. Это все равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй - на китайском. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.
Занятие «Мы вместе».
Цель: создание условий для гармонизации детско - родительских отношений.
Задачи:
обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
учить ребенка выражать свою любовь;
вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Ожидаемые результаты:
развитие коммуникативных навыков;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
улучшение детско-родительских отношений;
закрепление положительных поведенческих реакций
позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.
Упражнение «Цвет моего настроения».
По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение перед занятием (предпочтение цвета из 8 предложенных). Выбор участников фиксируется на специальном бланке.
Упражнение «Найди своей ладошке пару» (родители и дети)
Каждый пальчик несет свою информацию, жизненную энергию, прикасаясь к пальчику своей пары произнесите: ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, УДАЧИ ВО ВСЕМ И ВСЕГДА! Хлопок. И хлопок можно повторить несколько раз.
А теперь представьте, что ваши пальчики поссорились и не хотят работать вместе. Дети и родители должны попробовать с помощь одного пальчика:
• Застегнуть пуговицу;
• Завязать бантик;
• Нарисовать карандашом кружок;
• Соединить две части конструктора;
• Сложить портфель;
• Очистить яблоко;
• Одеть куклу и т. д.
Затем дети и родители повторяют эти действия с помощью двух, трёх пальцев.
Когда было легче выполнять задание? Почему?
Беседа
Вспомни случай из своей жизни, когда какое-либо дело у тебя получилось лучше, потому что ты делал его вместе с другом, братом, сестрой, родителями. С какими делами человеку трудно справиться в одиночку?
Сказка «Лепесток и цветок»
Расцвел цветок георгина. Летали над ним пчелы, брали нектар. В цветке 42 лепестка. И вот один лепесток возгордился:
— Я самый красивый! Без меня и цветок и не цветок!
Поднатужился, вылез из цветка, сел в травке. Смотрит – что будет цветок делать. А цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнцу. Встретил муравья.
-Ты кто?- спрашивает муравей.
-Я лепесток, я самый красивый.
-Лепесток? Я знаю лепестки в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, не знаю.
-Ходил лепесток, до вечера засох. А Цветок цветет.
Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, …… кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше»
Почему лепесток засох? Смог ли цветок обойтись без лепестка? Почему?
В каких словах заключается главная мысль сказки? Чему учит эта сказка?
Собери пословицу
ОБЩИМИ СИЛАМИ СКАЛЫ ВОРОЧАЮТ .
Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. Представьте, что вам необходимо посадить сад на пустыре, и обсудите, какие цветы вы посадили бы в этом саду. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.
- Что вы решили посадить на пустыре?
- Кто был инициатором идеи?
- Интересно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства вы испытывали?
На доске размещается коллективная работа .
Упражнение «Цвет моего настроения».
По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение после занятия. Выбор участников фиксируется на специальном бланке.
Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Спасибо за работу!