I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | 2 | Создаёт условия для возникновения у обучающихся, внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Приветствует учеников. Повторяют правила и алгоритм работы. Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди. Оцениваем ответ, а не человека. Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно выстроить план занятия. |
II. Актуализация знаний | 5 | Организует диалог с учащимися по вопросам и слайдам презентации. Слайд №1 В чем смысл высказывания А.Экзюпири? Ваше отношение. На доске вместо темы- слова: разговор, беседа, диалог. Что общее объединяет эти слова? Постановка цели нашего занятия. Ваша цель для каждого? Что вы ожидаете от урока? Составление плана уч.занятия, слайд №2 1. Понятие общения. 2. Способы общения. 3. Правила общения. 4. Роль общения в жизни людей Стр 67 учебника-проблемный вопрос(раздел вспомним) Слайд №3 – Может ли человек прожить без общения? – Что помогает людям общаться? – Только ли речь можно использовать для общения?Почему говорят «молчание-золото»? Слайд №4 А теперь давайте обратимся к страницам учебника 73, картина Перова (работа по разделу «Картинная галерея») А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? | Отвечают на вопросы Ставят цели, формируют (уточняют) тему занятия. Определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Ученики отвечают на вопросы проблемного характера. |
III. Первичное усвоение новых знаний | 15 | Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Ваше задание: найти это понятие в орфографическом словаре, учебнике и внимательно прочитать. Показывает и поясняет слайды презентации (слайд №5), организует обсуждение новой информации А теперь попробуем пообщаться друг с другом. Игра «Живые руки». Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать, и выражать эмоции ладонями». Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Слайд №6 А как вам удобнее общаться? Почему? А как вы думаете, есть в наше время люди, ограниченные в вербальном общении? С помощью чего они общаются? Что мы используемся при общении? Ваши версии? Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- учебнику, стр 69-70 (найдите в тексте параграфа) средства общения, что помогает человеку поддерживать разговор? Какие средства? Слайд №7 Давайте попробуем произнести с разными средствами общения: интонацией, жестикуляцией, мимикой. 1-я гр «здравствуйте гости» 2-я гр «спасибо, что приехали» 3-я гр «молодцы ребята» Где в своей жизни, личном опыте, вы применяли, наблюдали средства общения? | Работа с разными словарями и текстом учебника на стр 67 Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям. Записывают определение понятия «общения» в тетрадь. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают собственное мнение, обсуждают мнения своих товарищей. |
IV. Первичное осмысление(проверка понимания) и закрепление. | 13 | Чтобы лучше понять способы общения, поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Работа в группах. Контролирует выполнение работы учащихся в группах. Давайте посмотрим, как это работает на практике. Задания по группам: 1-я группа. Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворения 2-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать и выполнить инсценировку. 3-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке (как родители дома сына воспитывают) Почему первый опыт общения мы получаем в семье? Чему учит вас семья? А вы семью? Слайд №8 Какой способ общения вам больше нравится? Оцените работу групп, смайликом. Какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Слайд №9 Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видеофизминутка для глаз) С помощью какого способа общения мы проводили физминутку? (вербального и невербального) | стихотворение на выбор, сценка по ролям. |
V. Итоги занятия. Рефлексия | 7 | Организует деятельность по применению новых знаний. Работа в парах: Упражнение «Человечек хочет общаться»( слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку. Упражнение «Парный рисунок». 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево. Чему нас учит это упражнение? Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения) Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. «Попробуйте не наступать, а … Не захватить, а … Не кулак показать, а….. Не спрятать, а …. Не орать, а ….. Не разорвать, а….». Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что? Любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: Ребята все вместе дополняют- «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Скажите, мы достигли цели урока? Слайд №2 Что вы узнали нового из нашего занятия? Какое настроение у вас было? Я попрошу вас выразить речевыми и неречевыми средствами общения своё отношение к занятию. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Анализируют свою деятельность по достижению цели. Самая главная цель общения состоит в том, чтобы….. |