СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Этические нормы коллектива».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Этические нормы коллектива».»

Классный час «Этические нормы коллектива».

Цели и задачи: определить меру ответственности каждого члена коллектива, включая учителя; разработать этические правила поведения в коллективе.

Предварительное задание: составить рассказ «Моя жизнь в одиночестве или на необитаемом острове».

Рекомендации к проведению.

Попросите нескольких учеников прочесть вслух составленные ими рассказы (но желанию).

Вы можете всем классом подробно обсудить основные положения совместного сосуществования в коллективе, рассмотрев ситуации по рассказам.

Вопросы для обсуждения:

- Какие основные характеристики отличают или объединяют эти рассказы?

- Кто-нибудь определил основные правила проживания и выживания?

(Дискуссия о содержании составленных рассказов.)

Далее предлагается разобрать понятия: этические нормы, правила сосуществования.

Для начала попросите учащихся предложить свои определения понятий (цель, область применения и т. п.). Объясните, что положения кодекса должны касаться всех членов коллектива и что он должен вводиться демократическим путем.

Проведите 4-5 разделительных линий на доске и попросите желающих выйти и записать по 6 пунктов правил, которые, как они считают, необходимы для коллективного сосуществования.

Например:

1-й ученик

Свобода слова

Не красть

Не лгать

Нет дискриминации

2-й ученик

Право иметь собственное мнение

Право на личную жизнь

Презумпция невиновности

Свобода выбора религии

3-й ученик

Диспуты

Свобода

Не красть

Не сваливать вину на других

Для обсуждения преимуществ или важности того или иного утверждения можно разбить учащихся на группы по нескольку человек и попробовать разработать этические правила сосуществования в коллективе (группе ).

Далее дискуссия по вопросам:

- Чьи правила учитывают исторический опыт людей?

- Какие проблемы отражают?

- Что не может быть принято? Почему?

После обсуждения звездочками отмечается определенное количество основных пунктов.

Завершение дискуссии.

Подвести итоги, собрав воедино все пункты, которые наиболее часто упоминались учащимися, и нарисовать плакат (можно изобразить на доске) с утвержденными правилами и нормами, причем дать возможность каждому желающему проиллюстрировать их после окончания занятия прямо тут же, рядом с записями (впоследствии это можно оставить вывешенным в классе).

Можно также обсудить, что предполагает каждая утвержденная норма. Например, если вас просят выслушать других или позволить им высказать свое мнение о том, что означает это правило. {Уважение.) Просмотрите все пункты и уточните их смысл.

Примеры утвержденных норм.

1. Работать сообща.

2. Слушать, когда говорят другие.

3. Помогать другим.

4. Уметь высказать свое мнение с достоинством.

5. Не оставлять человека в беде.

6. Морально поддерживать друг друга.

7. Не издеваться друг над другом.

Далее можно продолжить беседу на тему: «Человек среди людей».

«Тот, кто думает, что сможет обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие смогут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко).



Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?

Идет обсуждение.

Многие эмигранты, вернувшиеся в Россию, главной причиной возвращения называли отсутствие нормального человеческого общения!

Далеко не каждый человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой страны как свой родной. Если не знаешь языка, общение полноценным быть не может.

Но и знание языка не решает всех проблем. Ведь человеку надо приспособиться к другим нравам, обычаям, нормам, принятым в том обществе.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.

Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть па горизонте парус корабля, который вернет его в общество, потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми.

Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же у них было много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям. Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.

Вопрос:

- Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей? Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы? Почему некоторые люди уходят в монастырь?

Проходит обсуждение поставленных вопросов.

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении - это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что представляет первоочередную важность для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Российский психолог А. И. Кочетов выделяет следующие правила общения (желательно, чтобы они были записаны на доске или на плакате):

1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.

3. Умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.

5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Вопрос:

- Со всем ли вы согласны?

Обсуждение.

Далее куратором могут быть проведены на выбор следующие методики или тесты, позволяющие продолжить начатый разговор.





Автор: Сапожникова Л.И.