СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Город, в котором я живу" Использованы современные образовательные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна классным руководителям начальной школы по формированию патриотического воспитания у младших школьников. В данной разработе использованы современные образовательные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Город, в котором я живу" Использованы современные образовательные технологии.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 2» г. Воркуты




Город, в котором я живу.


Классный час в 4А классе

Технология критического мышления

Информационно – коммуникативная технология













Филиппова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов













2017 год


Цель:

Создать условия для развития навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с памятниками истории и культуры Воркуты.


Образовательные задачи:

  • Познакомить с отдельными памятниками Воркуты

  • Продолжить формирование навыков чтения текстов научной направленности

  • Актуализировать знания

  • Расширить словарный запас за счет введения новых понятий

Развивающие задачи:

  • Развивать навыки «осмысленной» работы с полученной информацией

  • Содействовать развитию познавательной активности и связной речи

  • Развивать художественно-образное мышление через познание памятников истории и культуры Воркуты


Воспитательные задачи:

  • Содействовать осознанию себя воркутинцем

  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу

  • Создать условия для сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения


Средства урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал: тексты о памятниках, индивидуальные рабочие листы, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»; ручка с зеленой пастой для выделения текста цветом, блокнот для записи слов; карта-план.



Ход урока

Слайды

1. Организационный момент

2. Мотивация к деятельности

1. Назовите цель нашей прогулки.

(звучит песня Владимир Герун «Дорогая моя Воркута!»)

Поистине чудесен раскинувшийся на бескрайних просторах тундры северный город. Каждый возвращающийся в свой город, даже после недолгой разлуки видит в нем что-то новое, необычное. В чем причина необычности, неузнаваемости так хорошо знакомого города? Наверно, в том, что город этот стал поистине дорог и любим многим воркутинцам. Недаром русская пословица звучит «Как бы хорошо не было в гостях, а дома лучше»



2.Цепочка слов.

Полярный круг – Ледовитый океан – 67 параллель

-Какая связь между данными словами?

Город Воркута находится на краю Земли, за Полярным кругом в Республики Коми, в 160 километров от Северного Ледовитого океана. В солнечные дни можно любоваться на величественные вершины гор Полярного Урала, которые и летом искрятся белоснежным покрывалом, снег на них, никогда не тает. Город расположен на берегах реки Воркуты, на 67 параллели.

3. Стадия вызова. (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к новой информации.)


Прием « театрализация»:

Инсценировка. «Чудесный уголёк»


Ведущий. А сейчас, дети, мы отправимся в путешествие в далекое прошлое, в те времена, когда возникла Воркута. Представьте, что мы находимся в далекие годы. Так вот, поздней осенью пожилой охотник дядя Миша отправился на рыбалку, на реку Воркута. С собой он взял помощника своего маленького внучка Ванюшку. На берегу реки они разожгли костер.

Дед Миша и внучок Ванюшка идут по «берегу реки», останавливаются, «разводят костер».

Дед Миша. Внучок, я пойду за хворостом, а ты посмотри за костром.

Ведущий. Ванюшка сидел и смотрел на пламя, ему стало скучно, и он решил поиграть камушками, которых было много на берегу реки. Сначала он рассматривал их: они были черные и красиво блестели. Потом Ванюшка стал подбрасывать камушки вверх и ловить. Один камушек соскользнул с руки и упал в костер, огонь вспыхнул ярким пламенем и горел долго и жарко.

Дедушка Миша. Что ты сделал? Почему огонь так сильно вспыхнул?

Ванюшка. Я подбрасывал камушки вверх и один из них нечаянно упал в костер.

Дедушка. А где ты нашел эти камешки? Их нужно обязательно отвезти в Москву на экспертизу; если они горят, значит, они могут принести пользу людям.

Ведущий. Это был каменный уголь. И в Москве решили, что на том месте надо строить город и начать добычу угля.


Была заброшенная тундра

Среди холмов, среди замерших рек.

Здесь было все безмолвно и пустынно,

Но строить начал город человек.

Приём «ключевые слова»

Прочитайте на доске ключевые слова и определите тему нашего урока.

Ключевые слова: памятник, экскурсовод, история, площади.

Ответы детей ( экскурсия к памятникам истории)

Правильно ребята, сегодня наша прогулка посвящена памятникам и мемориальным доскам Воркуты. Но это будет необычная прогулка, а виртуальная.

Готовы? (Да) Тогда на прогулку по любимому нашему городу.

Первая наша остановка будет на площади Привокзальной. Вы были уже на этой площади? Какой памятник находится здесь?

Ответы детей (Паровоз)

Возьмите таблицу «Знаю-Хочу узнать-Узнал(а)» и в графе «Знаю» запишите все, что знаете об этом памятнике.

( Дети составляют список того, что они знают или думают, что знают по этому вопросу. Через эту деятельность ученик определяет уровень собственных знаний. После этого обсуждают эти сведения в паре.

Далее общее обсуждение всем классом первой графы таблицы: дети предлагают идеи, я пишу на доске в первой графе «Знаю».

Предлагаю записать любые вопросы, на которые хотят получить ответ, во вторую часть таблицы «Хочу узнать» 2 графы таблицы. Затем следует обсуждение в классе.

Это пробуждение интереса к новой информации.

(Я кратко записываю в таблицу на доске)


4. Стадия осмысления.

4.1. 28 декабря 1941 года, уже в условиях начавшейся войны, открылось движение на всём протяжении Северо-Печорской железной дороги. Воркутинский уголь получил прямой выход на заводы, фабрики, электростанции Москвы, Череповца, Архангельска, Мурманска, Вологды, Кирова и других городов страны.

В эти суровые годы Великой Отечественной войны воркутинцы работали не покладая рук, отказывались от выходных дней, трудились сверхурочно. Шло строительство шахт, на - гора выдавался уголь. Угольная промышленность Коми АССР снабжала Ленинград и Северо-Запад сырьём для металлургической промышленности.

В Воркуте объявлялись фронтовые месячники, когда учителя, врачи, школьники старших классов спускались в шахту, чтобы добывать уголь для Ленинграда. Добытый сверх плана уголь горняки Воркуты за свой счет отправляли в подарок городу на Неве. В начале 1944 года из Заполярья ушел первый такой эшелон. Он еще находился в пути, но уже был распределен между предприятиями, школами, больницами и детскими учреждениями города. В июне 1944 года горняки работали под лозунгом: «Дадим Ленинграду десять эшелонов сверхпланового угля!» Воркутинцы добыли и купили на личные средства эти десять эшелонов топлива. И 28 июня эшелоны были отправлены в Ленинград.

«Ленинградская правда» писала 9 декабря 1944 года: «Мы, ленинградцы, помним в ряду многих суровых блокадных дней радостный день, когда через Ладогу, сквозь окружавшее город вражье кольцо, к нам прибыли первые угольные эшелоны. Это горняки Воркуты посылали нам дань своего восхищения. Этот уголь был вдвойне дорог: и как топливо, и как знак любви».

Воркутинцам было особо приятно получить в те дни телеграмму от командующего Ленинградским фронтом Маршала Советского Союза Л.А. Говорова: "От имени генералов, офицеров, сержантов и красноармейцев Ленинградского фронта горячо приветствую горняков заполярного угольного бассейна, проявляющих настоящую заботу о воинах героического Ленинграда. Прошу передать красноармейское спасибо шахтёрам Воркуты за их героический труд, за подарки Ленинграду".


Работа в группах

Приём инсерт – чтение с пометками.

Дети читают текст, выделяя зеленым цветом новую для себя информацию.

Затем обсуждают ответы на вопрос в группах.


1 группа:

- Как называется площадь, на которой находится памятник?

2 группа:

- В каком году Воркутинский уголь получил прямой выход на заводы, фабрики, электростанции Москвы, Череповца, Архангельска и других городов нашей страны?

3 группа:

- Под каким лозунгом работали горняки в июне 1944 года?

После обсуждения ученики записывают в третью часть таблицы (З-Х-У) то, что узнали из текста об историческом памятнике.


4.2. Стадия промежуточной рефлексии.


Размышление, обсуждение, сопоставление 2 и 3 графы таблицы.

Выявление вопросов, на которые ещё нет ответов в тексте.

Где можно узнать ответы на вопросы?

Дети называют источники информации


II. Следующая остановка будет на площади Аэровокзальной, здесь на здании аэропорта находится мемориальная доска, посвященная летчику Великой Отечественной войны.

Дончук Василий Иванович

5. Стадия осмысления

Родился Дончук Василий Иванович 10.12.1910 в Киеве в семье рабочего. Рано потерял родителей. Воспитывался в детдоме. С 1931 г. жил в Хабаровске. Окончил аэроклуб и лётное училище (Гражданский воздушный флот). Лётчик гражданской авиации, летал на трассах Дальнего Востока, в Заполярье. В Советской Армии с 1937 г. Участвовал в боях на оз. Хасан в 1938 г. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 г. Командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи. Майор Дончук к октябрю 1944 г. совершил 270 боевых вылетов на дальнюю разведку объектов противника. Погиб 21.10.1944 при выполнении боевого задания в Северной Норвегии. Звание Героя Советского Союза присвоено 2.11.44.

Именем Героя названы улицы в Киеве, Хабаровске, Воркуте. Его имя присвоено средней школе в Хабаровске. В Ленинграде, Архангельске, Воркуте установлены мемориальные доски.


5.1 Работа в группах

Приём инсерт – чтение с пометками.

Дети читают текст, выделяя зеленым цветом новую для себя информацию.

Затем обсуждают ответы на вопрос в группах.

1 группа:

- Как называется площадь, на которой находится мемориальная доска?

2 группа:

-Сколько боевых вылетов совершил майор Дончук?

3 группа:

- В каком году Лётчику было присвоено Звание Героя Советского Союза?

После обсуждения ученики записывают в третью часть таблицы (З-Х-У) то, что узнали из текста об историческом памятнике.




5.2 Стадия промежуточной рефлексии.


Размышление, обсуждение, сопоставление 2 и 3 графы таблицы.

Выявление вопросов, на которые ещё нет ответов в тексте.

Где можно узнать ответы на вопросы?

Дети называют источники информации


6. Физкультминутка

- А сейчас мы с вами совершим полет над Воркутой. «Расправим крылышки» и затем под музыку и видеосюжет «летим» над любимым городом.

(Дети делают упражнения для рук и плечевого пояса)


7. Стадия осмысления (продолжение)


III. Следующая остановка у памятника Александра Чернова.

Памятник Александру Чернову, первооткрывателю Печорского угольного бассейна установлен в Воркуте в 1982 году. В 1921 г. на Печору была послана экспедиция под руководством Александра Александровича Чернова, который впоследствии посвятил свою жизнь изучению и освоению Севера.

Приём «Круги по воде»

(у каждого ученика на листе написано слово «Чернов»)

Задание:

- К каждой букве слова «Чернов» подобрать и записать слова различных частей речи по теме урока.

(затем дети отвечают, а учитель пишет на доске)



Ч - человек

Е - единственный

Р - руководитель

Н – начало, наука

О - отважные

В – важный, величественный

Составьте рассказ, используя предложенные слова.

Вывод: Годом открытия Печорского угольного бассейна считается 1924 г., когда руководитель экспедиции А.А. Чернов официально заявил об его существовании. Интересным научным фактом является то, что преобладающий состав Северной научной экспедиции составляли девушки, отважные ученицы А.А. Чернова, выпускницы высших женских геологических курсов, организованных Александром Александровичем.


6. Стадия промежуточной рефлексии.


- Что особенно запомнилось?

Дополните 3 графу таблицы «З-Х-У».

- Все ли ключевые слова мы встретили на прогулке? (нет, площади)

Площади города - тема следующей прогулки.


Задание:

- Составить цепочку слов о площадях города, над которыми, мы будем работать в следующий раз, выбрав лучший вариант.


Пример из ответов детей:

Музей военной техники, Просвещение, Спартакиада, Центральная.

7. Стадия рефлексии

- Как и в чем выражена душа нашего города?

Ведь каждый воспринимает наш город по - своему. Мы с вами не в первый раз говорим об этом. Чтобы понять это, нам надо хорошо знать и любить свой прекрасный город.

Город – не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью. Сами того не замечая, вы в своих работах раскрываете свое виденье души города. Это и ваши рисунки, ваши стихи.

Выступления детей.


8. Выразим свои чувства, составим синквейн.

Дели предлагают варианты слов. Я записываю на доске.

Читаем общим синквейн:

Любимый город

северый красивый

тянется интересует радует

Я люблю свой город.

Гордость

Домашнее задание по выбору

  1. Устно составить рассказ «Каким мы видим наш город через 10 лет»

  2. Подумать над связью слов своей составленной цепочки.

Благодарю всех за урок!


Слайд №1 «Прогулка по любимому городу»













Слайд №2







Слайд №3
























Работа с картой


Слайд №4

Слайд №5







Слайд №6


Слайд №7

Слайд №8







Работа с таблицей «Знаю-хочу узнать-Узнал(а)»

(на доске)





(на доске)





Слайд №5



















Слайд №6

Слайд № 7



Даты на доску.






Слайд №8









Даты на доску






Слайд №8


Работа с таблицей «З-Х-У»



Слайд №9












Слайд №10





Слайд №11












Слайд №12























Видеосюжет из учебного фильма «Я люблю этот город прекрасный»




Слайд №12















Слайд №13






Слайд №13
















Слайд №14











Выставка рисунков



(методика составления синквейна)