СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час :" Я- человек. Имею право..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час проведен в рамках недели по правовому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Классный час :" Я- человек. Имею право..."»

Классный час «Я – человек. Имею право…»

Цели: Воспитание гражданской ответственности; развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; формирование правового самосознания; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления, отстаивать свои; показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.


Листочки- эпиграфы:

  • Храни порядок и порядок сохранит тебя (латинское изречение).

  • Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин).

  • Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение).

  • Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости (Г. Лихтенберг).

  • Учись думать о себе и о других (китайская мудрость).



Ход мероприятия


Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш час общения будет посвящен рассмотрению правовых вопросов, а тема его связана со словами известного педагога Януша Корчака: «Право ребенка быть тем… кем он есть».

Нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Особенно это верно в отношении прав ребенка. Вспомним слова русского писателя Ф.М. Достоевского, который утверждал: «счастье всего человечества, мировая гармония не стоят даже одной слезинки невинного ребенка». Страдания детей в далеком прошлом можно было объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправдания несчастья малышей, в какой бы стране им не пришлось родиться, нет. Воспитывая детей, мы преследуем благородную цель: сделать их добрыми, умными, хорошими. А лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!!!

“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается

важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране.

Что такое «закон»? Давайте обратимся к словарю. (Работа по словарю Ожегова)

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Право – это условия для учёбы, работы, жизни, которые государство даёт человеку. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям.


Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются всеобщими. Давайте вспомним их.

         Какие вы знаете права? А для чего человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Современное государство стремится обеспечить выполнение прав и свобод человека для тех, кто живет на его территории. Многое в этом деле зависит так же и от общества, от самих людей.

Какие это права? Например, право на жизнь, на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на управление страной и т.д. Это – права взрослых людей. Они записаны во Всеобщей декларации прав человека и в Конституциях стран.

Дети такие же граждане страны, как и взрослые. Разница заключается лишь в том, что до определённого возраста закон не разрешает им заниматься тем, что не соответствует их возрасту. Например, до 18 лет детям запрещено совершать дорогостоящие сделки, принимать участие в выборах, организовывать политические партии. А что же можно детям до 18 лет? Многое.

В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Зачем детям нужно знать свои права? Чтобы быть максимально защищёнными от посягательств на свои интересы.

Чтобы быть разумно свободными в своих действиях. Чтобы знать пределы своей свободы. Те пределы, за которыми начинается свобода другого человека.

Права ребёнка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребёнка 1959 года и Конвенцию о правах ребёнка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому ещё не исполнилось 18 лет.

Сообщение учащегося. В Декларации прав ребёнка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной  и материальной обеспеченности…»

Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка. Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.

Сообщение учащегося. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребёнка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребёнка от экономической и др. эксплуатации.

В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст.6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни. 

Но так было и так думали  не всегда.

Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребёнка?          

Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеётся”. (Продажа детей с целью заработка.)

Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли?


Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.

Древняя  Спарта  славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый - пусть живёт. А если родился слабым, больным — бросали   его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по отношению к детям? Объясните свою точку зрения.

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребёнком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое обязанности(Работа со словарем).

Обязанности - это объективно необходимое, должное поведение человека. Обязанность – это требование к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».    

А какие  обязанности есть у детей? (Слайд 19, 20)

Итак, ученик обязан… (соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения)

Не бывает прав без обязанностей. Если ребёнок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать и считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу.

Страница 1. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

  1. Бесплатное образование (право)

  2. Активность в приобретении знаний (право)

  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей (обязанность)

  4. Удобное рабочее место (право)

  5. Посещать школу в предназначенное для этого время (обязанность)

  6. Защита личной собственности (право)

  7. Посещение школьных мероприятий (право)

  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины (обязанность)

  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках (обязанность)

  10. Деловое сотрудничество с учителем (право)

  11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности (обязанность)

  12. Беречь школьное имущество (обязанность)

Я предлагаю вам проанализировать ситуации, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка? Учимся отличать дозволенное от запрещённого (что можно, а что нельзя). Вспомните, что иногда случается на уроках.

1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, т.к. считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.

А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твоё право? Право, которое защищают все законы и документы! Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твоё право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно себя вести на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И ещё, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

2. Вы разговариваете с товарищем на уроке, т.к. считаете, что имеете право на свободу слова. (Право – на свободу слова. Обязанность – уважать учителя, не мешать проведению урока)

3. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, т.к. считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. (Право - на пользование культурными достижениями. Обязанность - выполнять распоряжения учителя на уроке)

Мы все с рождения, знаем о своих правах, но часто забываем  том, что  такие, же права есть и у других людей, а вместе с правами, у нас есть ещё и обязанности.

Давайте посмотрим сценки, приготовленные ребятами.

Сценки из школьной жизни

Староста: Вася, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:  Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к учителю): Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: Он подставил мне подножку.

Серёжа: А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Правильно ли ребята поняли свои права и обязанности? (объяснение детей)

СЦЕНКА

Серёжа. В школе пробыл я полдня

                 И теперь вот у меня

                 Просто буря в животе-

                 Мысли только о еде.

Мама.    Кто с порога – и за ложку?

                Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.  Нет, ты, мама не права,

                 Я свои узнал права.

                 Меня мыться заставляешь?

                 Мою личность притесняешь!

Бабушка.  Ой, с давлением беда.

                    Ты, покушаешь когда,

                     То в аптеку, внук, сходи,

                     Мне таблеточек купи.

Серёжа.    Что ты, бабушка, детей

                    Эксплуатировать нельзя.

                     Одевайся потеплей

                     И иди скорей сама.

Мама.       Ну, тогда помой посуду,

                   Можешь это или нет?

Серёжа.     Что ты, мама, нет, не буду:

                    Ведь на детский труд запрет.

                     Право есть на отдых, кстати,

                     Поваляюсь на кровати.

Мама.     Прав у мам, как будто, нет!

                 Завтра сам готовь обед!

                 И задачу номер пять

                 Будешь, сын, ты сам решать

Бабушка.   Да и брюки завтра к школе

                    Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.       Твои права мы уважать,

                   Конечно же, должны.

Бабушка.    Но только должен ты узнать-

                     Права у всех равны.  (Стихотворение Резник Ф.Э.)


Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок? О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются? Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

Страница 2. «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

1. Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Гарри Поттер. Мой дядя Джон и тётя Эльза не пускают меня в школу в Хадвардс. Я очень хочу учиться и стать настоящим волшебником. Скажите, какие мои права нарушаются?

2. Здравствуйте, ребята. Пишет вам Маугли. Я рос в лесу и совсем не общался с людьми. Меня поймали злые люди и посадили в клетку. Кормят объедками и совсем не дают воды. Если вы срочно назовёте все мои нарушенные права, то меня освободят.

Страница 3. «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Алёнушки в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг) (Слайд 22)

  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети) (Слайд 23)

  7. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции) (Слайд 24)

  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)

  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)

  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решётку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

Страница 4. «ДЕТЕКТИВ»

(по описанию назвать героя сказки)

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок)

  2. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её жизнь была в опасности. (Лиса)

  3. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

  4. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц)

  5. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на её жизнь было совершенно покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная Шапочка)


(по описанию правонарушения назвать сказку)

  1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная Шапочка»)

  2. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят»)

  3. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сын царя и сжигают его. («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»)

  4. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за непомерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  5. В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

Страница 5. «ПЕСЕННАЯ»

(прослушайте несколько песен; необходимо определить, о каком праве поётся в песне).

  1. «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

  2. «Чему учат в школе» (Право на образование.)

  3. «Песенка мамонтенка» (Право на то, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.)

  4. «Чунга-Чанга» (Право на отдых. Право пользоваться благами.)

  5. «В каждом маленьком ребёнке» (Право на всестороннее развитие.)

Вывод:

У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.

Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)?

Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей. Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.

Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?


Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав:

  • Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

  • Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

  • Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.


Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики:

«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.»

9