II Республиканский конкурс методических материалов педагогов на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента
Гражданское и патриотическое воспитание.
Я - гражданин России.
Шевченко Каринэ Шагеновна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №5» имени Л.В.Усыниной
2023 год
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Внеклассное мероприятие "Я - гражданин России" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско - патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников.
Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание это - воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории культуры.
2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка классного часа « Я - гражданин России»
имеет важное значение в системе работы классного руководителя. Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности учащегося, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху
3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка мероприятия направлена на 7-10 летних, 1-4классы
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о правах и обязанностях гражданина РФ и умений узнавать государственную символику.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с основным законом нашей страны – Конституцией РФ, с символами России;
2. Развивать кругозор, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу.
5.Планируемые результаты:
Приобретение учащимися определенных качеств личности, таких как:
гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретают необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
развитие у учащихся чувства любви к Родине
коммуникабельность умение работать сообща;
формирование у учащихся готовности к защите Родины
6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – классный час. Это одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру
7. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов применялись такие технологии как:
диалог
интеллектуальная игра
дискуссия
инсценирование.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
В данной разработке воспитательного мероприятия использовались следующие методы:
Словесный метод
Наглядный
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1. Подготовка воспитательного мероприятия
2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию
Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы
3. Ход воспитательного мероприятия
Учитель принимает участие в обсуждении темы, стимулирует деятельность учащихся
Учащиеся, обсуждают, дискутируют, высказывают своё мнение.
4. Рефлексия
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
При проведении воспитательного мероприятия необходим доска, ноутбук, колонки.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике дает возможность на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
Классный час на тему: « Я – гражданин России»
Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о правах и обязанностях гражданина РФ и умений узнавать государственную символику.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с основным законом нашей страны – Конституцией РФ, с символами России;
2. Развивать кругозор, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу.
Оборудование: солнышко, конституция РФ, ноутбук, презентация.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы вновь собрались с вами на классный час по теме: «Я - гражданин России» (Слайд 1)
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, стране, гражданами которой мы являемся. Вы узнаете, какие государственные символы имеет наша страна, познакомитесь с основным документом нашего государства Конституцией РФ, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, узнаете свои права и обязанности.
-А кто знает, как называется наша огромная страна? (Россия)
1 ученик:
Россия…
Как из песни слово
Берёзок юная листва
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей
За голос звонкий, как ручей
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
Учитель: Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц .А вы знаете пословицы о родине? ( Оформление на плакате)
« Одна у человека мать, одна и Родина»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
« Человек без Родины – что соловей без песни»
-Замечательный русский поэт Н. Рубцов говорил: « Я – часть своей страны. Россия, Русь!
Храни себя, храни!»
- Каждый из нас ребята, является частичкой нашей огромной страны, нашей родины - России.
-Ребята, что для вас является малой Родиной? (ответы детей)
- Мы живём в Республике Бурятия. (Прослушать гимн Бурятии)
Наша Бурятия одно из самых удивительных мест в России.
В ваших руках будущее нашей республики. И это зависит от того насколько вы будете любить свою малую родину. А для того, чтобы ее любить вы должны знать историю, культуру, природу своей республики.
Ребята, кто из вас знает, сколько городов в составе республики Бурятии?
( шесть)
А столица нашей Бурятии, какой город? (Слайд 2)
Правильно, Улан - Удэ. А как вы думаете, какой город занимает второе место, по численности населения Бурятии. ( Если знают, подтвердить)
А хотите узнать?
Чтобы узнать какой город занимает второе место по численности населения, вы должны разгадать шараду. Это сложное слово, оно состоит из двух частей. Первая часть обозначает сторону горизонта, вторая - самое глубокое озеро в мире. (Северобайкальск). Это ваш родной город. Это ваша малая родина.
Исторический экскурс.
Весной 1974 года на северном берегу озера Байкал на мысе Курлы высадился первый десант строителей будущего Байкальского тоннеля.
А буквально через несколько месяцев появились первые палатки, вагончики.
Так на карте Бурятии появился новый посёлок – Северобайкальск. (Сначала он назывался Новогодний) (Слайд 3)
5 ноября 1980 года решением Верховного Совета Бурятской АССР ему присваивается статус города республиканского значения.
Ребята, визитной карточкой города Северобайкальска является вокзал
(Слайд 4) , который напоминает белокрылый парусник, стремительно скользящий по глади байкальской воды и озеро Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире.
- Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт:
«Что мы Родиной зовём?»
2 ученик: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём
И рубиновые звёзды-
Звёзды мира над Кремлём
Учитель: - Как называется столица нашего государства? ( Москва)
- У нашей страны есть государственные символы: герб, гимн, флаг. (Слайд 5)
Белый цвет флага означает мир и чистоту совести.
Синий – небо, верность и правду.
Красный – огонь и отвагу.
Герб - государственный символ нашего государства, красный фон – цвет жизни.
Золотой двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
В лапах у орла скипетр – жезл, держава – золотой шар с крестом. Над головами короны.
В давние времена скипетр, держава и корона являлись символами власти.
Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость от других государств. На белом коне мы видим Святого Георгия Победоносца, который серебряным копьём побеждает змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем.
У каждого государства есть свой гимн, мелодия, которая звучит в особо торжественных случаях. При исполнении гимна люди встают, так проявляют уважение к стране, чей гимн звучит.
Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы или правила поведения людей и взаимоотношений. Эти правила каждый гражданин должен знать и выполнять. (Слайд 6)
Наш классный час называется: «Я – гражданин России»
- А что значит быть гражданином?
Это значит ощущать свою связь, с каким – то определённым государством: признавать это государство своим, пользоваться его защитой, использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности.
Наше государство – Россия, поэтому мы являемся её гражданами, и нам необходимо знать и помнить основной закон – Конституцию РФ
День принятия Конституции - является государственным праздником. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
- Законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или чести.
Познакомиться с некоторыми правами и обязанностями нам помогут сказочные герои. Мы отправимся в страну «Правознайку» и узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев.
Наш путь будет освещать солнышко, и это не случайно. (Оформление на стенде)
- Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (жизнь)
Солнце даёт жизнь всему живому. На первом лучике это слово и написано.
- Это самое важное, что человек должен ценить и беречь, и никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.
- В Конституции так и записано: Человек имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. (Слайд 7)
(выходит Красная шапочка)
Красная шапочка. Здравствуйте, ребята! Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик к бабушке и проглотил мою старенькую бабушку и меня. Он нарушил наши права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Я сейчас с вами только потому, что за нарушение этих прав Волк поплатился. Дровосеки убили злого Волка. Пусть не нарушает права человека
Учитель: В какой сказке «Хлебобулочный герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?»
(колобок)
- Не менее важным, подсказывает нам 2 лучик солнышка, является ЗДОРОВЬЕ. (Слайды 8)
Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
- А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Отгадав ребус, вы узнаете, без чего человек не может быть счастлив. (7 я)
-Да, действительно, человек не может быть счастлив без семьи. На 3 луче так и написано СЕМЬЯ.
- Каждый человек имеет право иметь семью, жить в семье, имеет право на неприкосновенность жилья. (Слайд 9) ( Показ фрагмента из сказки «Три поросёнка.»
- Какие сказочные герои могут пожаловаться на то, что у них было нарушено право на неприкосновенность жилища?
(«Три медведя», « Лиса и Заяц», «Теремок»)
- Четвёртый лучик нам показывает, что
Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. (Слайд10) Жить на Родине, и ещё обязан защищать Родину, беречь и охранять природу.
3 ученик: Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: « Здравствуй, улица, моя!»
Я пою, и в тишине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути: « Ты, скорей, дружок расти!»
Отвечаю травам я, отвечаю солнцу я: « Здравствуй, Родина, моя!»
( песня «Край родной» в исполнении ребят)
Учитель: - Ребята, а что человека кормит? (ТРУД) (Слайд 11)
-Каждый человек имеет право на труд и отдых.
Это написано на 5 лучике.
-Какие пословицы о труде вы знаете?
Кто не работает, тот и не ест.
Дело мастера боится.
Кто в понедельник – бездельник, тот и во вторник не работник.
Отгадайте профессии.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. ( маляр)
Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,
А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? (космонавт)
Ночью, в полночь, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (пограничник).
Кто в дни болезни всех полезней?
И лечит вас от всех болезней? (доктор)
-Много есть разных профессий и все они нужны и важны.
Труд – главный источник материальных благ. По отношению к труду мы судим о человеке..
- Ребята, а как вы думаете, какое право имеет каждый ученик? (Слайд 12)
Право на образование. И каждый ученик обязан выполнять правила поведения в школе .
- Это и записано на 6 лучике солнышка.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Красна птица пером, а человек умом.
Мир освещается солнцем, а человек знаниями.
(выбегает Буратино)
Буратино: Стойте! Стойте! Я всё понял. Ох, какой же я был глупый. У меня было право на образование. Папа Карло подарил мне азбуку, сшил курточку и штанишки, чтобы я как хороший мальчик стал умным и грамотным. А я? Что я натворил! Продал азбуку и не пошёл в школу. Вот из – за этого и приключились все мои несчастья. Но я ребята, твёрдо решил: «Пойду учиться в школу!» Воспользуюсь своим правом на образование.
Учёба – очень интересный труд,
Мне свет и радость знанья принесут!
Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся, 2 – нагнулся,
На носочки он привстал
И на месте зашагал.
Наклонился вправо, влево
затем присел и тут же встал,
И руками замахал,
А потом он тихо сел, ведь учиться захотел.
Учитель: солнышко продолжает светить, 7 лучик нам показывает:
Каждый человек имеет право на защиту чести и достоинства (Слайд 13)
Достоинство – это все хорошие качества, которые есть у человека, за что его уважают.
Честь – это хорошее мнение о человеке, незапятнанное доброе имя.
- Сегодня к нам пришла Василиса Прекрасная. Она просит нас разобраться с Кащеем Бессмертным.
Василиса: Ребята, что же происходит? Меня Кощей похитил из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться. А я его не люблю.
БАБА ЯГА: Замолчи, Василиса. Подумаешь, похитил. Да я мечтаю, чтобы меня похитили и златом осыпали. Ишь, какая прынцесса нашлась, жениха ей не надо и злата не надо! Не виноват Кащей, и точка.
ВАСИЛИСА: Нет, виноват! Не знаешь ты, баба Яга, законов, дремучая ты и неграмотная, вот и говоришь, что Кащей не виноват. А он нарушил мои права, он вмешался в мою личную жизнь и посягнул на честь и достоинство.
БАБА ЯГА: Ладно, ладно, хватит. Может, я и не знаю законов, но ты тоже хороша, чуть что не так - сразу смертельный приговор. Пожалей, Кащеюшку, он ведь просто влюбился.
ВАСИЛИСА: Я согласна, только впредь, пусть Кащей Бессмертный внимательно читает законы и не нарушает их.
Последний 8 лучик самый яркий, он нам говорит о том, что все люди, независимо от цвета кожи, волос, характера, роста, национальности обладают равными правами жить в мире и быть счастливыми. (Слайд 14)
Война может лишить человека всего, включая его жизнь.
Поэтому все люди на земле заботятся о сохранении мира на Земле. После окончания великой отечественной войны 24 октября 1945 года была создана организация объединённых наций. Её главной целью является сохранение мира во всём мире, развивать дружеские отношения между народами. В неё входят уже более 185 государств мира.
Центр ООН находится в США, в городе Вашингтоне. Сюда каждый год съезжаются представители всех стран мира, чтобы принять участие в общем собрании генеральной ассамблее организации объединённых наций.
Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла международный правовой документ - всеобщую декларацию прав человека. (слайд 15)
В ней были определены важнейшие права и свободы, которыми должны быть наделены люди во всём мире.
В 1959 году генеральная ассамблея ООН приняла декларацию прав ребёнка, в которой призвала все страны мира проявлять особую заботу о детях и защищать их права. Обеспечить счастливое детство.
В ноябре 1989 года ООН приняла конвенцию о правах ребёнка, в которой обратили внимание на детей, оказавшихся в тяжёлых жизненных ситуациях – детей сирот, инвалидов, беженцев.
Видите, ребята, не только в нашей стране, но и государства всего мира признают и обеспечивают права своим гражданам.
Давайте вспомним эти права:
Каждый человек имеет право на жизнь и её охрану, на охрану здоровья, чести и достоинства, право на труд и отдых, на личную неприкосновенность, право жить в мире, среди своих близких людей, в своей родной стране и учиться в школе.
- А хорошо ли, дружно ли, по - доброму вы будете жить, это зависит только от каждого из вас, просто:
4 Ученик: « права ребёнка нужно знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Учитель:
-Итак, ребята, в каком основном документе записаны права и обязанности граждан России?
- Зачем нужна конституция?
(чтобы все люди соблюдали порядок и жили по правилам)
Всем спасибо за внимание!
Литература:
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 134 с.
Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 –х классах (Серия «Сердце отдаю детям») Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.
В презентации использованы рисунки из различных Интернет источников.