Цель: формировать способность конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной групп по достижению общей цели.
Задачи:
сформировать представление о зависимости результата от общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения;
сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений;
воспитывать привычку добросовестно выполнять обязанности члена коллектива.
Оборудование: карточки со словами «Группа», «Коллектив», «Компания»; микрофон; слайды.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
1) приветствие;
2) сообщение темы, задач занятия (Слайд 1).
II. Беседа о разновидностях объединений людей:
Упражнение «Дружеский микрофон»: учащиеся по очереди сообщают: «Сегодня я хочу пожелать всем…».
Учитель: Существует множество объединений людей: коллектив, группа, компания в зависимости от целей этого объединения (Слайд 2). Группой, коллективом или компанией, на ваш взгляд, были:
семеро козлят в борьбе против волка?
куклы Карабаса-Барабаса, помогающие Буратино?
разбойники Снежной Королевы?
Обратите внимание, цели и способы взаимодействия в каждом объединении разные.
III. Формирование представлений о правилах конструктивного взаимодействия с членами объединения:
Игра «3 дела одновременно» (Приложение 1).
Вывод: при разумном распределении ролей в команде результат общего дела будет значительно лучше, чем при попытках выполнить задание по отдельности самостоятельно.
IV. Отработка личной стратегии поведения в группе:
Упражнение «Волшебный телефон» (Приложение 2).
Учитель: Что помогало вам в совместной деятельности с другими людьми?
Разбор ситуации: этюд «Добрый мальчик» (Приложение 3).
Упражнение «Пожалуйста» (Приложение 4).
Продолжение высказывания: «Если бы наш класс оказался на необитаемом острове, то я бы распределил обязанности так…, потому что…».
V. Подведение итогов:
- Что нового вы для себя узнали?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что было сложнее всего?
- А что далось легко?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Приложение 1
Игра «3 дела одновременно»
Помощник учителя подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение, подсчитывая количество колебаний. В это время учитель показывает за маятником одну за другой 3 картинки и читает 2 коротких предложения.
Учащиеся распределяются на 3 команды. По одному человеку от команды выходят к доске и выполняют задания: подсчитать количество колебаний, пересказать предложения и описать картинки. Учитель подводит итог и приглашает по 3 участника от команд повторить задание (репродукции и предложения меняются). Обращается внимание, что упражнение легче выполнить при распределении обязанностей.
Приложение 2
Упражнение «Волшебный телефон»
Учащимся предлагается позвонить по «волшебному» телефону в далекую страну или сказочному герою и рассказать им о своей группе. В итоге обсуждается, что мешало установить позитивные отношения.
Приложение 3
Этюд «Добрый мальчик»
Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку, у нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик и надел на ее руку свою рукавицу.
- Почему мальчик сделал это? Потому что на него смотрела мама? Или он не мог поступить иначе, видя слезы маленькой девочки,
Приложение 4
Упражнение «Пожалуйста»
Учащиеся повторяют за ведущим все движения при условии, что он при этом произносит слово «пожалуйста».