СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "История нашего поселка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках истории, краеведения, окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Классный час "История нашего поселка"»

Урок России


МОЯ МАЛАЯ РОДИНА


«История нашего поселка»


Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного поселка.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.



Для России наш посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.


Ход мероприятия:


  1. Организационный момент.


Лето пролетело одним ярким мгновением, сегодня уже сентябрь, впереди – осень, зима, весна, школа… Хочу пожелать, чтобы весь предстоящий учебный год стал не скучным перечнем страниц из дневника, а рассыпался навстречу каждому из вас тысячей ярких мгновений: звонков, уроков, переменок, школьных мероприятий, интересного общения… Пусть с Дня знаний начнется наш общий путь к знаниям в этом году. И будет он интересным, увлекательным, немножко загадочным, в чем-то – чуточку сложным, ведь через преодоление сложностей мы готовимся к жизни. А, как известно, жизнь ошибок не прощает. Но зато школа – помогает их предупредить!

Здоровья и громаднейшего терпения учителям и родителям!
С 1 сентября! Давайте научимся учиться без ошибок!


  1. Вступительное слово о малой Родине.


«Человек счастлив, пока у него есть Родина», - так писал писатель В.Беляев.

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться … Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становиться дороже всего на свете …


Послушайте притчу.


Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
         Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
         Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… 
         Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
         Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
         Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
         Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
        - «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
         Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
         Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
         А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
        Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
         И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.
        Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!


Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.

А что такое малая родина?

- Что значит моя?

- Что значит малая?

- Что значит родина?


МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!


Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.


На одном из живописных холмов Клинско-Дмитровской гряды с давних времен располагался поселок Ермолка, названный так по округлому холму в виде шапочки-ермолки. После 1917 года поселок этот, как и другие близлежащие селения, переименовали, дав ему «огненное» название: Красное Пламя.

В середине 19-го века Георгий Гордеевич Добровольский, потомственный стекольщик, приехал в расположенное недалеко от Ермолки село Успенское (Тирибровской волости Владимирской губернии) работать на стекольном заводе, принадлежавшем старинному дворянскому роду Мухановых. Стекольным делом занимались и другие члены большой семьи Добровольских: племянник Георгия Гордеевича, Николай Алексеевич, основал стекольный завод в Калашникове, близ Вышнего Волочка, а его братья Степан и Василий организовали стекольные производства на Дону в станице Аксайской − единственные в то время на юге России.


Мухановский стекольный завод, управлявшийся перед этим сестрами Мухановыми, наследницами основателя завода Ипата Муханова, был остановлен ввиду больших долгов и сдан в аренду, а потом продан Г.Г.Добровольскому. Человек деятельный, знавший и любивший стекольное дело, руководя заводом в течение 31 года (с 1865 по 1896 г.), Георгий Гордеевич сумел сделать его прибыльным предприятием. 

В начале 1870-х гг. Георгий Годеевич построил в 19 верстах от Успенского, в Ермолке новый завод, который назывался «Ильинским хрустальным заводом» и который стал основным производством Добровольских. Завод был оборудован по последнему слову техники того времени, и дела на нем шли чрезвычайно успешно. Знаменитый виноторговец Смирнов заключил с заводом контракт на изготовление для его фирмы стеклянной посуды – не только обычных бутылок для «Смирновской», но и фигурных бутылок, штофов, графинов и т.п.. На заводах Добровольских выпускались также вазы, стеклянные фигурки, конфетницы, аквариумы, стеклянные цветные пасхальные яйца и многое другое. Рецепты стекол (зачастую довольно сложные) в то время были фамильными секретами и передавались от отца к сыну.

Г.Г. Добровольский много занимался благотворительностью. Он построил школу в деревне Лисавы, больницу в селе Дворики, а в своем двухэтажном кирпичном доме в Муханове-Успенском в 1882 году организовал школу. В ней учились дети из соседних деревень Сущево, Лобково, Березина, Тургенево, Ратьково и других. Дети учились бесплатно, жалованье учителям составляло 240 рублей в год. (Для сравнения: цена коровы в то время была около 20 рублей. А судя по письмам А.П.Чехова, в конце 19-го века за 20 рублей можно было неделю жить в Венеции в лучшей гостинице на полном пансионе). Г.Г.Добровольский оплачивал и отопление школы, квартиру учителя и прислугу для учителей, учебные пособия.


Добровольские своими пожертвованиями поддерживали расположенные в окрестностях Ермолки церкви. Наиболее известной в тех местах была монументальная, построенная в стиле николаевского классицизма церковь в Ильинском. К сожалению, в 1930-е года она была взорвана, однако сохранились фотографии иконостаса и всей церкви, которые дают представление о значимости этого храма – расположенного в месте, которое в настоящее время совершенно заброшено и безлюдно. Священник Ильинской церкви Василий Яковлевич Попов породнился с Добровольскими: его дочь, Таисия Васильевна вышла замуж за внука Георгия Гордеевича – Виктора Васильевича Добровольского.

Дом Добровольских в Ермолке (до сих пор стоящий в центре поселка Красное Пламя) стал одним из культурных центров тех мест. Сюда приезжали владельцы окрестных поместий и усадеб, в том числе Сабанины – владельцы фарфорового завода близ деревни Ратьково (сейчас Искра), священники близлежащих церквей, учителя и врачи, служащие танинного завода из Гагаринских Новоселок, знакомые из Москвы, Сергиева Посада и Александрова. В доме был зимний сад, стоял концертный рояль, устраивались концерты и театральные спектакли. 

В заключение несколько слов о судьбе семьи Добровольских. Ее глава – Георгий Гордеевич Добровольский умер в 1896 году и был похоронен в Муханове в склепе, над которым возвышалась выполненная в готическом стиле ажурная чугунная часовня. К сожалению, эта часовня, представлявшая собой уникальное произведение искусства ковки чугуна, также была разрушена в 1930-е годы.


Старший сын Г.Г. Добровольского, Василий Георгиевич Добровольский после 1917 г. работал бухгалтером и умер в 1922 году. Его сын, Виктор Васильевич Добровольский, окончил Московский университет и стал впоследствии известным ученым-географом. Он написал первый в нашей стране и во всем мире специализированный учебник по физической географии для студентов картографического и геодезического профиля, преподавал военную географию и топографию в Военно-инженерной академии. Ему мы обязаны настоящими воспоминаниями и семейным архивом фотографий и документов, который он бережно сохранял (что было очень рискованно в 1930-е – 1950-е годы)

После революции 1917 года стекольный завод был переименован в завод «Красное пламя», поселок получил одноименное название. На заводе выпускали парфюмерную посуду. Работа по выпуску продукции велась безостановочно, это связано с выпуском стекла. Завод проработал до 1995 года.


А сейчас я вам загадаю загадку.


Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.


История нашей школы.


1932 год – дата основания нашей школы. Школа называлась Дубровская семилетняя школа. Дети обучались 7 лет. Здание школы сохранилось до сих пор. Первыми директорами были Родионов Василий Иванович и Баринов Анатолий Васильевич.


С 1949 года по 1981 год директором школы был Сухов Виктор Сергеевич.


В 1956 году Дубровская семилетняя школа была переименована в Краснопламенскую среднюю школу.


В 1962 году – Краснопламенская школа с производственным обучением. Учащиеся школы выращивали на отведенных полях кормовую свеклу для колхоза «Призыв» (деревня Лисавы).


В 1979 году было построено новое трехэтажное здание.


В 1981 году – первый выпуск учащихся, которые вышли из школы с правами тракториста-машиниста 3 класса. Мастером производственного обучения был Литвин Василий Петрович. В школе была своя техника и своё поле, на котором учащиеся выращивали свеклу.


В 2010 году произошло объединение Искровской основной школы и Краснопламенской средней школы.


Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней, - бедный народ.

Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это и вы, взрослые и дети с вашими чувствами, с вашими заботами и радостями.


Есть такая маленькая речка,

Что течет среди лесов и трав.

И когда-то житель деревенский

Эту речку Саблею назвал.

Над водой её склонились ивы,

Что-то шепчут ночи напролет.

И река журчит неторопливо,

Словно песню грустную поет.

А грустить, конечно, есть причина.

К ней давно дорога заросла,

И не вьется берегом тропинка,

И детей умолкли голоса.

А бывало в пору сенокоса

На её цветущих берегах

Заливалась громкая гармошка

В молодых мальчишечьих руках.

И своей водицею жемчужной

Умывала лица косарей.

Есть в России маленькая Сабля,

Речка детства, юности моей.
























Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично

2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________


4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое